Возможности применения персональных компьютеров в бизнесе огромны. В качестве практических подтверждений этих возможностей можно предъявить текстовые процессоры и редакторы таблиц – они стали не просто широко распространенными инструментами профессионалов, но и средствами, от которых начинает зависеть ежедневное ведение бизнеса. Однако, в процессе укрепления текущего положения, для наших современных электронных приложений наступают трудные времена.
Среди этих приложений: телетекст, видеотекс и электронная почта. Первые два из них, по всей видимости, прекратят свое существование, а последнее явно страдает от гораздо более медленного роста, чем предсказывали его сторонники. Причина недостаточно быстрого прогресса заключается в том, что в каждом конкретном случае достижения технологий намного превосходят потребности пользователей.
Рассмотрим телетекст, самое примитивное из трех вышеупомянутых приложений. Телетекст – непрерывная передача информации на экран телевизора. Данные при этом передаются через кадровые импульсы гашения, отделяющие поля, из которых состоят изображения видеотрансляций.
Эффект приблизительно похож на то, как если бы вы смотрели через окно с опущенными, но при этом незакрытыми жалюзи. Вы видите пейзаж за окном, но не обращаете внимания на решетку жалюзи. При передаче телетекста так называемая «решетка» передает текстовые сигналы – хотя текст, как правило, появляется, в виде узкой полоски внизу экрана. Потребитель, используя специальный декодер, может переключиться с футбольного матча на текстовое сообщение о прогнозе погоды или о последних новостях из Бейрута.
Компании тратят миллионы долларов на проекты, связанные с телетекстом – эти суммы могли бы принести гораздо больше прибыли, если бы их просто поместили в банк под проценты. Потому что пользователей в конечном счете интересует футбол. Телетекст превращается в лишнюю и ненужную информацию.
Единственное исключение – случай, когда эта избыточная информация адресована людям с нарушениями слуха. Технология телетекста берет начало из передачи субтитров одновременно с обычной трансляцией телепрограммы, так, что рассказ ведущего можно и слушать, и читать. Это прекрасный вариант использования – и единственный, в рамках которого возможности телетекста могут применяться еще долгое время.
Видеотекс – несколько иная технология, поскольку она интерактивна. Это двунаправленная система, которая позволяет пользователю выбирать информацию или задачу, которую он хочет выполнить. Изначально выбор можно было сделать с помощью специального терминала или клавиатуры, использовавшейся совместно со стандартным телевизором. Оба метода включали необходимость тратить много денег на что-то, что пользователям в реальности было ненужно, и оба эти метода не стали популярными. В течение последнего года или около того сторонники видеотекса начали активно интересоваться миром персональных компьютеров. Это изменение маркетингового курса нацелено на популяризацию сервисов – и, между прочим, помогает обосновать причину приобретения домашнего ПК.
Центральной для нового видеотекса считается концепция домашнего банкинга. Для подавляющего большинства людей и компаний, однако, осуществлять банковские операции с компьютера едва ли удобнее, чем зубочисткой вылавливать из бочки маринованные огурцы. Программы для надомного проведения банковских операций, даже разрекламированная программа Pronto, которую спонсирует Chemical Bank, растут гораздо медленнее, чем это предсказывали. Видеотекс-сервисы, по словам их создателей, будут в дальнейшем поддерживать такие виды деятельности, как брокерские операции на фондовом рынке, туристические услуги, покупка товаров по каталогам и даже сервисы по поиску жилья. Я, однако, сомневаюсь, что многие будут готовы променять реальный шоппинг на возможность купить новый холодильник или стиральную машину, просто нажав несколько кнопок на компьютере.
Мы – нация тех, кто приходит в магазин «поглазеть» на товар. При всем уважении, я могу только покачать головой, думая о миллионах долларов, которые тратятся на развитие приложений для видеотекса компаниями, кажется, не понимающими фундаментальных принципов использования персональных компьютеров. ПК нужны для сохранения денег и времени и для развлечений. Видеотекс не имеет с этим ничего общего. «Мы очень многого ждали от информационных сервисов, которые не поддерживаются ни телетекстом, ни видеотексом», – говорит Мишель Престон, аналитик индустрии технологий в инвестиционной компании L. F. Rothschild. «Они просто не обеспечивают достаточного уровня ценности, чтобы прийти к успеху».
Теперь рассмотрим электронную почту, этот новый отпрыск почтовых сервисов и многочисленных фирм из конгломерата Телефонной Компании Белла. В настоящее время компании, пропагандирующие этот сервис, получивший название e-mail, предоставляют также такие смежные услуги, как подключение абонента к сети Telex и доставка документов в формате писем до множества пунктов на территории США в течение двух часов. Они все обнаружили, что сама по себе электронная почта сейчас не может привлечь достаточно пользователей, чтобы превысить затраты бизнеса от вложений в эту технологию.
Электронная почта позволяет набирать письма на ПК или с терминала, и потом пересылать их по кабелю, телефонному модему или с помощью спутниковой связи на ПК или терминал получателя. Одно из так называемых преимуществ этой системы – это возможность сохранять и перенаправлять сообщения. Пользователь может посылать сообщения в любое время и, в отличие от связи по телефону, e-mail не требует присутствия получателя на другом конце в момент передачи. Но ведь в этом плане и старая добрая почта работает точно так же.
Учитывая все это, электронная почта в большинстве случаев не более эффективна, чем обыкновенная почта или телефонная связь, которые первая предназначена вытеснить. Кроме того, она не предоставляет и возможностей по доставке посылок, так, как это делает другая инновационная система – сервис экспресс-доставки от Federal Express.
Вдобавок, электронная почта сталкивается с проблемой совместимости, которая поразила всю индустрию ПК с момента ее появления. На данный момент, существует около десятка сервисов, среди которых: MCI Mail, EasyLink от Western Union, Dialcom от the ITT Corporation и Quick-Comm от General Electric – ни один из этих сервисов нельзя связать с другими.
Ситуация сопоставима с возникновением десятка различных почтовых служб, каждая из которых может доставлять, а может и не доставлять послания конкретной компании, для которой это послание предназначалось. Прежде чем отправлять письмо, компании придется определить, а может ли оно в реальности быть доставлено.
Проблема усугубляется тем фактом, что для электронной почты нет центральной системы отправки. И нет единого руководства для подписчиков разных сервисов, которое могло бы помочь компаниям определять, какой потенциальный адресат электронного письма к какому сервису относится. На сегодняшний день, решение дилеммы для электронной почты видится в гибриде, состоящем из наполовину электронной почты, наполовину почты традиционной, воплощением которого стали популярные сейчас оранжевые конверты MCI.
Существует большая вероятность, что еще до того, как будет создана всеобщая сеть электронной почты, e-mail, вместе с телетекстом и видеотексом, превратятся в горстку специализированных приложений. В целом, с точки зрения технологий эти концепции обмена информацией кажутся интересными. Но с экономической точки зрения такие идеи наивны и, что еще важнее, не более удобны, чем уже существующие альтернативы.
Автор: andrewzhuk