Довольно забавно выглядит, когда на вопрос о том, где ты проводил летние каникулы, отвечаешь, что каждый день вставал в 6 часов утра, стоял в пробках и развозил фрукты по Москве. В то время как твои одноклассники загорали на пляжах Дубая и катались на квадроциклах по турецким долинам. Как бы это смешно ни звучало, но когда управляешь компанией, пусть даже очень крохотной, состоящей из 2-ух человек, появляются другие ценности в жизни. Меняется видение обыденных вещей, меняется характер, появляются новые привычки и испытываешь новые чувства, пусть даже не самые приятные.
В этой статье я поведаю вам о своем первом опыте создания компании, о том, какие трудности повстречались на пути, какие ошибки были совершены, и почему все закончилось ровно через год.
С чего все начиналось
Небольшая информация для ознакомления:
- В команду входят я и мой папа. Папа преимущественно отвечает за разработку сайта, за оформление платежей, за регулярную сдачу отчетности о доходах, расходах и налогах, а также является единственным курьером. Я отвечаю за все остальное. Некоторые наши занятия пересекаются, например, ведение таблиц (прогнозы, база клиентов и т.п.).
- Стартовый капитал — 10.000 рублей.
- Сфера деятельности — доставка фруктовых наборов в офис. Мы закупаем фрукты, сортируем их в наборы и доставляем регулярно по подписке различным компаниям.
Сразу хочу предупредить, что эта не рекламная статья, поэтому какие-либо названия книжек, интернет ресурсов и пр. упоминаются только для того, чтобы точно описать картину тех событий, которые происходили со мной.
Так вот, началось все в конце 2012 года, когда мне случайно попалась книга, долгое время валявшаяся в квартире. Многие, наверное, ее знают — “Богатый папа. Бедный папа.”. Эта книга научила меня по-другому смотреть на мир предпринимательства, разрушив многие убеждения.
Небольшая часть домашней библиотеки.
Тогда еще будучи 12-ти летним мальчишкой, я решил, что прежде чем создавать свою компанию и зарабатывать “взрослые” деньги, надо бы сначала набраться побольше знаний о том, как это вообще делается, и о том, что для этого необходимо иметь. Так и начался период активного обучения: чтение книг, просмотр семинаров и лекций, посещение тематических сайтов. В общей сложности все это заняло полгода (занимался я конечно не каждый день, а так — раза 2 в неделю).
Ошибка №1. Теория и получение знаний до практики.
Вывод: Получив неимоверное количество знаний, секретов и различных методик, начинаю практиковаться. И практически ничего из того, что я узнал, не применяю — либо забыл, либо не мог разобраться с огромным количеством информации. Поэтому для себя делаю следующий вывод — теорию с практикой нужно совмещать, а никак наоборот. А то получается, что сначала изучаешь, допустим, весь HTML язык, а потом только начинаешь пробовать на нем писать.
Затем последовала череда идей. Огромное множество идей посыпалось как из головы, так и из интернета. Открытие ресторана, запуск химчистки одежды, доставка пиццы. Но немного поразмыслив о необходимых денежных вложений, решил переключиться на менее затратные варианты. Продажа необычных товаров, печать наклеек, написание стихов на заказ, создание мобильного приложения, продажа электронного оборудования для здоровья и многое чего другого.
Фруктовая идея
И наконец-то решил остановиться на доставке фруктовых наборов в офис. Почему именно это? (если честно, я до сих пор задаю себе этот вопрос). На тот момент я приводил следующие причины:
- Небольшие вложения и простота открытия бизнеса.
- Мне нравятся фрукты.
- Всю большую популярность набирает тренд здорового питания.
- Данная идея решает реально существующую проблему — сотрудникам довольно нелегко регулярно употреблять фрукты, никто не будет постоянно морочиться и закупать фрукты на целый отдел, а если и будет, то придется покупать фрукты с наценкой 300%-400% рублей.
Итак, первый шаг сделан, идея есть, знания есть, огонек в глазах горит, большинство нюансов ведения этого вида бизнеса продумано. Настал черед написания бизнес плана. Писал я его примерно целую неделю, выводя каждую фразу, составляя красивые предложения, оформляя все как на настоящих деловых бумагах, даже поставил настоящую печать и написал собственную подпись. Прежде, я думал, что написание бизнес-плана — это унылый и монотонный процесс, но оказалось все намного увлекательнее. Написав бизнес-план, я отложил его на полочку, и как оказалось потом, отложил его навсегда.
Первая закупка фруктов, первый заказ.
К сожалению, у меня не возникало желания и потребности доставать его, а когда все таки решил один раз достать, то прекрасно составленные графики по доходам, аж на целых 2 года, вызывали уныние и тоску. Ведь цифры на бумаге и реальные суммы отличались друг от друга в 10 раз!
Ошибка №2. Составил бизнес-план для красоты, а прогнозы вышли слишком оптимистичными.
Вывод: Некоторые говорят, что бизнес-план необходим, другие полагают, что он совсем не нужен. Я же придерживаюсь первого варианта, но с некоторыми оговорками. Бизнес-план нужно составлять быстро, а затем постоянно его изменять, совершенствовать и, самое главное, пользоваться им. По поводу прогнозов, недавно я смотрел выступлении ФРИИ (российского бизнес акселератора), где подметил одно высказывание: “Составьте три плана-прогноза по доходам — “пессимистичный”, “ожидаемый”, “оптимистичный”. А затем поделите все цифры в “пессимистичном” варианте на половину и приготовьтесь к этим результатам.”
Перед тем как заказали 4-х клапанные коробки, упаковывали наборы с помощью пищевой пленки.
Купил коробки, наклейки, придумал название (getfruit.me — одновременно название сервиса и сайта; домен верхнего уровня, черногорский .me, набрал высокую популярность из-за своего сходства с англ. словом «мне»), придумал логотип и сделал прочие подготовительные дела. Шли дни, недели, месяца, в группах социальных сетей пустота, минимальные переходы по контекстной рекламе, ежедневные рутинные дела… Кстати, рекламная компания Getfruit.me состояла только из объявлений в двух поисковиках, объявлений в двух социальных сетях и покупных статей в различных блогах (это было ничтожно мало).
Ошибка №3. Слабый маркетинг и слишком много потраченного времени на второстепенные вещи.
Вывод: Под второстепенными вещами я подразумеваю составление дизайна наклеек, упаковки, придумывание названия компании/сайта, разработка логотипа, разработка красивого сайта. А куда важнее было бы определить каналы продаж, протестировать продукт, разработать маркетинговый план, определить цели/задачи.
Визитки можно было найти на каждом этаже бизнес-центров, где мы побывали...
Наконец-то стали потихоньку появляться клиенты (первый заказ случился только после 2-ух месяцев со дня открытия). Сначала заказывали только мелкие компании, а потом даже и до Сбербанка дело дошло. В качестве курьера выступал мой папа, а я с ним разъезжал по Москве, контролируя, чтобы все наборы были доставлены каждому адресату.
Наш типичный рабочий день:
- Вечер перед развозкой фруктов. Собираю коробки, стелю на дно коробок бумагу, приклеиваю наклейки. Если заказали набор из сухофруктов, то еще взвешиваю их, упаковываю в каждый пакетик и складываю в коробку. Вся работа производится в одноразовых перчатках, а весы каждый раз протираются специальными антибактериальными салфетками. Поэтому с гигиеной все было в порядке.
- Утро рабочего дня. На следующий день встаем и отправляемся в гипермаркет. Там по списку закупаемся фруктами. Было смешно, когда к кассе мы возвращались с полной бананами тележкой.
- Все то же утро. Раскладываем фрукты по коробкам на стоянке магазина. Открытые коробки лежат в багажнике, а мы быстро кладем в них фрукты, стараясь не привлекать внимания других посетителей гипермаркета.
- День 9:00-14:00. Все это время развозим по Москве фрукты. Сложнее всего приходится везти в понедельник, когда повсюду пробки и когда именно на этот день в основном заказывают доставку.
Однажды у нас фрукты заказывала компания Johnson&Johnson. Так как заказали 2 набора, мне пришлось помогать папе нести их в офис (тележку, чтобы везти, а не носить наборы купили позднее). А дальше я навсегда запомнил тот взгляд, то ли менеджера компании, то ли бухгалтера, который можно перевести в следующие слова: “Что это за мальчик? Он, что, тоже работает курьером? Может его насильно заставляют работать? А вдруг они используют детский труд? А может это не мальчик? Очень странно…” Видимо, после того как меня увидели, решили больше не заказывать фрукты… Поэтому дальше коробки с фруктами носил только папа.
Рассвет перед тяжелым рабочим понедельником.
Инструменты, которыми мы пользуемся:
- База клиентов, доходы/расходы, налоги, закупка фруктов — все осуществляется в Google Docs.
- Сайт редактируем с платформы Merchium.
- Для сбора статистики с сайта используем Google Analytics и Яндекс.Метрику.
Шли месяца, шли заказы от таких компаний, как Wheely, Аргументы и Факты, RBK Money и др. (и именно заказы этих компаний добавляли мотивации работать все больше и больше, оказывается это так круто, когда твой продукт и услуга действительно кому-то нужны). Однажды одна компания примерно после 2-ух месяцев подписки решила заказать у нас фрукты на корпоратив. Это было неожиданно, и к этому мы не были готовы.
Сухофрукты разложены по отдельным пакетикам.
Буквально за 1 день мы договорились об аренде небольшого грузовика с какой-то фирмой, затем даже приехали в гипермаркет — попросить, чтобы на следующее утро нам приготовили несколько десятков кг фруктов у выхода со складного помещения магазина (удивительно, что нам не отказали). Но к сожалению, когда мы выслали компании стоимость всего заказа, который достигал около 70.000 рублей, нам отказали, т.к. мы предложили слишком высокую цену (сделали наценку почти 100%). Очередной неразумный шаг и потерянная возможность поднять компанию на ноги.
Фотосессия на «Крылатских холмах».
И вот наступает август. Всего 2-3 компании регулярно заказывают фрукты. На дворе санкции. Стоимость фруктов увеличивается на 20%-30%. В магазины все больше привозят отечественных фруктов, которые значительно уступают по качеству европейским. И именно данный аргумент послужил официальным закрытием компании. Клиентам были отправлены письма, примерно за неделю до завершения их подписки. Но на самом деле реальной причиной прекращения работы служила потеря интереса к этому виду бизнеса и потеря желания вставать по утрам, чтобы проводить свое время за работой над своей компанией.
Корпорации тоже нуждаются во фруктах...
Ошибка №4. Выбрал дело не по любви, а по степени сложности запуска проекта.
Вывод: При поиске идей, я решил остановиться именно доставке фруктов в офис, так как для запуска не нужны были большие деньги, стартовать было легко, зарабатывать можно было бы много (наценка на набор составляла почти 100%), и за границей такой сервис вовсю пользовался широким спросом. А самое главное, к сожалению, я упустил - это любовь к продукту, к делу, к идеи. Это тоже самое если бы приверженец здорового питания, открывал фаст-фуд кафе, или если бы человек, обожающий шить игрушки, продавал автомобильные покрышки.
Вот так тихо и быстро завершился, наверное, самый лучший период в моей жизни. И сделав небольшой перерыв, сделав определенные выводы, я приступаю к кое-чему новому и очень необычному. Но об этом уже расскажу немного позднее...
Автор: nikitushu