Давно не секрет, что в русском сегменте IT порядка 80% всех разработчиков, стартаперов и просто людей, делающих бизнес в данной сфере, ведут его с помощью нерезидентных структур. Т.е. компаний, зарегистрированных за рубежом (оффшорных), т.к. почти все контрагенты у них тоже зарубежные.
Помимо данного факта есть еще парочка весьма веских причин: весь доход, получаемый такой компанией или облагается минимальным налогом, или не облагается вообще. Не говоря уже об отсутствии валютного контроля, НДС, отсутствие или крайне простой в подготовке и подаче финансовой отчетности и т.д.
То есть существует возможность аккумулировать прибыль в зарубежной компании, накапливать её там и использовать для инвестиций или других целей. До тех пор, пока накопленная на уровне компании прибыль не распределена обратно в Россию (в пользу российских бенефициаров), налог на прибыль и НДФЛ не возникает.
Таким образом достигается эффект отложенного налогообложения.
К примеру, очень удобно было использовать зарубежную юрисдикции для айтишника, фрилансера, разработчика мобильных приложений. Неговоря уже о том, что холдинговые компании многих российских публичных ИТ-компаний (таких как «Яндекс», Mail.ru, Qiwi, Luxoft) находятся в иностранных юрисдикциях (Нидерланды, Кипр, BVI).
В связи с этим все изменения, которые происходят в сфере государственного и налогового регулирования офшорных компаний и попыток деофшоризации стали в первую очередь затрагивать IT-компании и теперь они тоже стали вовлечены в эту формальную борьбу в попытке сохранить свою прибыль и избежать усиления налоговой нагрузки.
Государственная Дума РФ 18 ноября во втором и третьем чтении приняла закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)". И хотя и слово «деофшоризация» в названии и тексте закона не прозвучало, но по факту новый закон по примеру законов многих других стран, в том числе и США, направлен на то, чтобы уменьшить отток капитала из страны и направить его в бюджет.
Пока что резидентам РФ регистрировать компании в иностранных юрисдикциях не запрещено, однако существенно усложняется использование таких компаний с целью уплаты налогов по заниженной ставке, которые такими юрисдикциями предлагаются.
По сути, деофшоризация — это общая мировая тенденция и в контексте санкций, падения рубля и цен на нефть, вроде и логично принятие такого закона, который бы направил потоки денег в бюджет. По предварительным подсчётам, благодаря новому закону за год бюджет может дополучить 5-6 миллиардов долларов. Однако есть и другая сторона. В нынешних условиях оттока иностранных инвестиций и падения национальной валюты дополнительная налоговая нагрузка как минимум станет тормозом экономического роста, а некоторым компаниям вообще станет невозможно работать в плюс после выплаты всех новых налоговых обязательств.
Сразу после принятия закона Минфин анонсировал, что к весне будет рассматривать варианты смягчить закон, однако пока что стоит ориентироваться на существующий текст, поскольку не известно, когда будут выполнены эти обещания и будут ли выполнены вообще.
Новый закон вступит в силу с 1 января 2015 года и обязывает декларировать в фискальных органах доходы физическим и юридическим лицам, которые контролируют иностранные компании. Минимальный размер прибыли на 2015 год устанавливается в размере 50 млн рублей, однако со временем этот порог будет опускаться ниже, 30 млн руб. в 2016 году и 10 млн руб. после 2017 года.
Так же закон вносит новые понятия — «Контролирующее лицо» и «Контролируемая иностранная компания» (КИК). Контролирующим лицом является гражданин, которому вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более чем 50% в капитале компании, а также гражданам, которым вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более 10% в капитале компании, более чем на половину принадлежащим налоговым резидентам РФ. Аналогичные нормы распространяются на юридические лица, которые участвуют в капитале иностранных компаний. С 2016 года доля в иностранной компании контролирующего лица с 50% снизится до 25%. Что касается понятия контролируемая иностранная компания, то под ним подразумевается организация или структура без образования юридического лица, которая сама налоговым резидентом РФ не является, но ими контролируется.
Исходя из изложенного следует, что если на тебя (в совокупности с супругами и несовершеннолетними детьми) зарегистрировано 50% владения иностранной компанией, или 10% компании, больше половины которой принадлежит резидентам РФ, то необходимо подать информацию об этом в налоговые органы.
Последствия?
Если гражданин примет решение не сообщать в налоговый орган о наличии у него контролирующей доли в иностранной компании, за каждую компанию новый закон предлагает налагать штраф в размере 100 тысяч рублей. И все это помимо существующей уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, от которой нарушитель тоже освобождаться не будет.
И это, наверное, самые первые последствия, приходящие на ум. По факту же их гораздо больше:
1) При распределении прибыли со своей зарубежной компании российский резидент платит от 9% для физлиц до 0% для компаний налога на дивиденды. Но в случае, если прибыль контролируемой компании не распределяется, то ее бенефициары облагаются по ставкам 13% и 20%, соответственно. Т.е. есть дискриминация по налогообложению в зависимости от подхода.
2) Бенефициары рискуют попасть под двойное и даже многократное налогообложение. Если одна и та же прибыль в разные налоговые периоды будет оставаться на Вашей нерезидентной структуре, то в рамках каждого налогового периода такая прибыль рискует быть обложенной как прибыль КИК два и более раза. А в последствии Вы рискуете еще и заплатить НДФЛ при распределении дивидендов в пользу себя, как физического лица, уже вне рамок нового закона. К примеру, завтра Вы купите 5% акций Google, а наша ФНС попросит уплатить Вас с них прибыль, хотя Вы ее фактически еще можете и не получить и она лежит на гугловском корпоративной счету. А после того, как вы все таки получите эти дивиденды, то вас еще раз попросят оплатить налоги, но на этот раз уже НДФЛ с дивидендов. Люди, оперирующие иностранными компаниями рискуют быть обложенными одними и теми же налогами по нескольку раз + штрафы в 100 000 рублей за одно лишь неуведомление.
Пытливый АйТишник попытается поспорить: а как фискальные органы получат информацию о моей компании-нерезиденте, ведь закон РФ конечно может обязать меня подавать такую информацию, но кто обяжет иностранные юрисдикции раскрывать всех своих бенефициаров?!
С одной стороны, так и есть, однако в октябре в Берлине состоялся 7-й Глобальный форум по прозрачности и обмену информации в налоговых целях, где представителями 51 стран было подписано соглашение, предусматривающему ежегодный автоматический обмен данными о счетах нерезидентов, и Россия заявила о намерении присоединиться к данному соглашению. Таким образом, информация будет предоставляться даже не по запросу, а автоматически.
Помимо этого, уже сейчас действуют международные соглашения о сотрудничестве по гражданским, семейным и уголовным делам с большим количеством стран (Латвией, Литвой, Эстонией, Венгрией, Кипром, Францией и т.д.), в рамках которых предусмотрен обмен информации в области борьбы с нарушениями законодательства. Также, обмен информации о выгодополучателях между государствами может происходит по принципу взаимности, да и простая утечка информации может обеспечить фискальные органы всем необходимым.
Поэтому не стоит надеяться на то, что просто игнорирование требования подачи информации в налоговую службу избавит от ответственности и дополнительной налоговой нагрузки.
Как подстроиться под новый закон с минимальными издержками?
Конечно на данном этапе нет одного универсального пути обойти последствия нового закона и дополнительную налоговую нагрузку, который мог бы подойти для любой деятельности в любой юрисдикцией, не зря же над законом трудилось много специалистов в попытке обрубить все старые законные алгоритмы.
Не советую поддаваться на предложения, которыми пестрят интернеты, что только покупка второго паспорта решит проблему. Во-первых, стоимость такого паспорта начинается с 250,000 долларов, а во-вторых под новый закон подпадает не граждане РФ, а ее резиденты в целом.
Но выход есть всегда, даже из самых сложных ситуаций, правда теперь каждый частный случай необходимо рассматривать отдельно и находить индивидуальное решение.
Как итог хотелось бы заметить, что офшорные юрисдикции уже существуют много лет и правила регулирования их деятельности и раскрытия информации все время меняются и дополняются, так как любая страна не хочет выпускать потоки денег в налоговые гавани, где за ними невозможно проследить, однако всегда находятся законные способы приспособиться к новым правилам и сохранить паритет между требованием государства и желанием бизнеса.
Автор: LNT