Привет, читатели. Меня зовут Иван. В 2014 году я окончил среднюю школу (социально-гуманитарный профиль) в городе Благовещенске и поступил в санкт-петербургский кампус одного из лучших университетов России на факультет экономики и управления. На протяжении 11 лет учебы я получил большое количество опыта, на основании которого можно проанализировать качество образования как в моем регионе, так и в других субъектах нашей необъятной родины. В первой статье я поразмышляю над проблемами начального этапа обучения, во второй я затрону вопросы, связанные со средней школой и, наконец, в третьей поделюсь впечатлениями от начала получения степени бакалавра. Последняя же статья будет размышлением по поводу того, как все эти проблемы исправить. (Если читать статью вам не хочется, можете пролистать в краткое ревью в конце.)
Вступление
Как уже отметил, я окончил ни чем не примечательную среднюю общеобразовательную школу в городе, о существовании которого многие из моего нового окружения узнали только от меня. Несмотря на это, проанализировав информацию, полученную от выпускников школ более 20 регионов, я пришел к выводу, что проблемы, преследовавшие мое учебное заведение, не являются уникальными. Напротив, похожие проблемы оказались характерными для всей системы образования в России. Следовательно, мой опыт можно интерпретировать для любой государственной школы, подчиняющейся министерству образования. К сожалению, поступив в вуз, подконтрольный правительству РФ, и, следовательно, имеющий больше свободы и гибкости как при составлении учебных планов, так и в других сферах жизни студентов, я лишился возможности объективно оценить сильные и слабые стороны высшего обучения в России. Тем не менее, я решил рассказать в статье и об опыте обучения в вузе, так как многие идея для улучшения школьного образования пришли ко мне уже на этой ступени образования.
Цель
Я убежден, что образование — одна из важных составляющих успеха государства и общества в целом. От того, какое образование получит человек, зависит то, какую пользу он сможет в будущем принести человечеству. Стоит сразу оговориться, что под образованием я подразумеваю не школу, вуз, суз и другие учреждения, а совокупность знаний, получаемых человеком на протяжении определенного промежутка времени. Однако именно от этих структур во многом зависит то, сможет ли индивид в дальнейшем получить необходимые для его цели знания, соответственно, мы будем считать знания и навыки, полученные в учебных заведениях эквивалентными образованию. Целью я выделил анализ системы образования для лучшего понимания, куда лично мне двигаться, чтобы компенсировать недостатки школы.
Начальная школа
Прийдя 1 сентября 2003 года в школу, я окунулся в школьный мир. Повсюду твердили, что это будет самое счастливое и беззаботное время в моей жизни. Отец дал наказ «грызть гранит науки» и отправил меня в класс, где меня ждали 4 года, которые сделали из меня послушного, боящегося высказать собственное мнение и имеющего проблемы со сдерживанием эмоций ученика. Давайте разбираться, как так получилось, что вместо счастливых мгновений детства меня начали готовить к суровой жизни.
Как мне потом сказали мои будущие учителя — мне крупно повезло, так как я учился у выдающегося преподавателя начальных классов. Правда, представления о выдающихся преподавателях у всех разные. Ввиду некоторых особенностей моего воспитания, я считаю себя ярко выраженным интровертом. С детства я любил помечтать и проводить время за чтением как совсем взрослых книг уровня «Отверженных», так и детских произведений. У моей первой классной ко мне сразу же прилипло прозвище «рассеянный с улицы Бассейной», о чем она непременно вспоминала каждый раз, когда по моей невнимательности я совершу какую-нибудь глупость (забуду поставить минус или сложу не те числа). Печально в этой истории только одно — мне никак не хотели (или не могли помочь), как будто это ситуация должна разрешиться только по моему желанию. Раз за разом учитель напоминала мне о моей «неполноценности» и о том, что я не смогу добиваться ничего значительного с таким вниманием.
Итак, первая проблема школ — отсутствие персонального подхода к детям с начальной школы. Зачастую учителя не заинтересованы в том, чтобы помогать своим воспитанникам в прямом смысле слова. Они знают лишь две классических концепции воспитания — либо кнут, либо пряник. Довольно редко встречаются преподаватели, готовые на открытый диалог как с родителями, так и с учениками. Между тем, проблемы, которые в начальной школе можно было решить простым разговором, зачастую приводят к большим трагедиям и разочарованиям в будущем. Самый простой пример — учеба. По различным исследованиям, около 87% детей, имеющих успеваемость ниже средней во время начальной школы, так и не показывали признаки увеличения интереса к учебы на более поздних этапах. Лично я знаю лишь один пример того, как ученик резко повысил успеваемость, и в этом случае потребовалось вмешательство психолога.
Проблема по большей части относится только к учителям начальных классов, так как именно в этот период человек формирует свои социальные качества. Несомненно, развитие личности происходит и в дальнейшем, но период с 7 до 12 лет считается особенно важным в этом процессе. К сожалению, в возрасте 15 лет, не без помощи классного руководителя из средней школы, мне пришлось полностью пересмотреть черты своей личности, что было не так легко, как если бы мне сразу указали на правильный подход.
Следующая проблема — отсутствие ориентации на развитие социальных навыков. Я считаю, что самый важный навык, который человек может получить в школе — это умение работать в команде. Однако если вы посмотрите на программу начальных классов, то вы не найдете там классов по работе в команде, основам коммуникологии и конфликтологии — вместо них в программах стоят экономика, естествознание и тому подобные предметы, о которых есть смысл узнать на более поздних этапах образования. Забегая вперед, стоит упомянуть, что то же самое относится и к средней школе. По большому счету, школа ни на одном из этапов не учит основам работы в команде в то время, как для многих людей — это тот навык, который в будущем будет играть важную роль в их судьбе. Я с уверенностью могу сказать, что за 11 лет школы из нас ни разу не попытались сделать команду — едва ли кто-нибудь из моего класса знает о ценности командной работы. Более того, насколько я могу судить, немногим повезет узнать хоть что-либо об этом способе работы и в университете.
Еще один существенный недостаток — в школе не учат думать. В учебных заведениях с первого класса стоит ввести такие предметы как логика и математика (вместо так называемой «арифметики»). По большому счету, сейчас начальная школа готовит к следующему этапу образования — к средней школе, тогда как намного лучше, если в начальных классах школьники получали бы такие навыки как критическое мышление и способность размышлять. Уже с самых первых этапов школы нужно прививать детям принципы моделезависимого реализма — только так можно пробудить у них стремление к выявлению закономерностей и исследованию вселенной.
Еще один пункт — формализация и стандартизация. Уроки по 40 минут, рассаживание на перманентные места, задания с точным ответом — это лишь маленькая часть того, что каждый день убивает способность к нестандартному мышлению и подавляет собственную волю в новом поколении. Зачастую дети не имеют права голоса, ведь им и не предоставляют такую возможность — обучение завязано на алгоритмах. Ученики начальных классов не переживают собственный опыт, связанный маленькими открытиями — им сразу говорят правильный ответ. «И только попробуй не запомнить! Получишь «2»». А какой в этом смысл, если эта информация не несет никакой ценности, никого не волнует. Только через целое десятилетие люди начинают понимать, что зачастую мы действуем в условиях неопределенности и до многих вопросов нужно допытываться самому. Более того, в этот момент человек обычно понимает, что абсолютно правильного ответа на большинство поставленных задач не бывает и именно тут приходит осознание, что образование было получено зря
Заключение
Позвольте перед вами извиниться за потраченное время — статья имеет в недостатках затянутость и обилие ненужной информации, однако отнеситесь к ней скорее как к развлечению, чем к работе. Стоит прекратить рассуждение, так как список может продолжаться бесконечно. В дальнейшем я выложу еще три части моего рассказа, которые, на мой взгляд, затрагивают еще более важные темы. В качестве завершения хочется сказать, что не стоит недооценивать детей из начальных классов. На нас лежит ответственность дать им такое образование, чтобы страна вновь стала конкурентной как в наукоемкой сфере, так и в реальном секторе экономики. И дать такое образование можно только разрушив стереотипы о начальной школе и о ее значении.
Краткое ревью главной части статьи:
Начальные школы лишены персонального подхода к ученикам;
Учителя должны более внимательно относится к детям, проявлять интерес как к их учебе, так и к их личной жизни, связанной с получением образования;
Учителя обязаны решать проблемы учеников на фундаментальном уровне, а не наказывать их плохими оценками;
Школа должна ориентировать программу на социальное взаимодействие (возможно ввести уроки по командообразованию и принципах работы в ней, конфликтологии и коммуникологии);
Начальное образование должно ставить целью привить навыки критического мышления и способность к размышлению;
Учителя должны поощрять учеников к самостоятельному освоению материала через исследование мира вокруг (как физического, так и абстрактного);
Школам стоит отказаться от формализации и стандартизации — это неестественно и убивает способность к эффективному обучению в группе.