Наша компания занимается внедрением информационных систем.
Есть мощная платформа собственной разработки. Так получается в жизни, что текучка персонала есть. Сотрудники, к которым меньше всего нареканий, задерживаются в компании на 3 – 5 – 7 лет. Но все растет, все меняется: и компания, и рынок, и сотрудники, жизнь-есть-жизнь. Также меняется поиск новых людей, требования к ним, суть задач и прочее.
Ситуация недавнего времени — нужны руководители проектов, нужны аналитики; в связи с возросшим количеством проектов, их сложностью и задачам по ним, нужны специалисты техподдержки. Последних называем «конфигурастами», зачастую в деловой хронике они «внедренцы», самых молодых и зеленых из них называю «атрибуторовнятелями», остальные – да, внедренцы/конфигурасты.
И вот мы запустили новый поиск. РП (руководители проекта) и аналитики – от 60-70 з.п. ТП (техподдержка) – от 50 з.п. Важно отметить, что поиск осуществляется НЕ (!) в Москве! Обратите на это внимание в оценках моих суждений, выводах и комментариях в дальнейшем.
Наша логика требований к кандидатам была проста: аналитик должен уметь снять обследование с «клиента», выразить мысли в ТЗ и это ТЗ должно быть отчуждаемым, т.е. свободно принимаемым без комментариев РП и разработчиками для дальнейшей реализации решения на платформе. Раз так, то и руководитель проектов (РП) должны уметь рисовать структуру БД – им же надо понимать, о чем речь в ТЗ.
Решено было сделать небольшую тест-задачу, которую претендент на вакансию должен будет решить на собеседовании. Конечно, задача «не магазинная», т.е. не «товары/клиенты/продажи». Здесь приношу извинения, по ряду причин тест не могу раскрывать. Но взят он был из реальной практики, из реально сделанного проекта. Что-то типа «сдаем площади в аренду – нарисуйте структуру БД (5 – 10 основных таблиц/любые уточняющие вопросы/время не ограничиваем)».
Дальше начались приколы.
Прикол №1. За 2 месяца поиска специалиста на 60–70 тыс руб примерно 5% претендентов смогли нарисовать структуру БД! Остальные начинали путаться и по сути ничего не «рожали».
Прикол №2. Примерно 80% специалистов на ТП, претендуя на 50 тыс руб в мес задачу решали менее, чем за минуту, показывая прекрасные аналитические способности и способности к обследованию клиентов. Особенно из тех, кто «долго админил», участвовал во внедрениях.
Для меня сейчас сия статистика – это совершенно неожиданный нонсенс!
Как так? Что происходит с рынком труда? Люди на 70! тыс рую в месяц не в состоянии нарисовать структуру БД – 10 основных таблиц простой задачи! Я считаю, что 60 — 70 тыс руб — это не мало. Но как так? Что же это за бизнес-аналитики?
Вы скажете, что для рисования структуры БД должен быть системный архитектор? Возможно, но не на уровне задачи на собеседовании. В проекте – да! Но уровень задачи на собеседовании аналитиком должен решаться.
Для продолжения изложения, я бы хотел рассказать о ключевых персонажах, бывших на собеседовании.
1. Девушка из нашего города (30 лет ±). Было видно, что очень натренирована на прохождение собеседований. Желания в 60 тыс руб. Ничего не смогла нарисовать. Когда поняла, что всё – начала меня убеждать, что у нас-то компания, скорее всего, небольшая, а она работала в крупных и она, как руководитель проектов (!) не должна знать ни структуру БД, ни уметь проводить обследование – это задачи для специалистов. На вопрос – а что она должна уметь в проекте, ответила: «Раздавать задачи».
2. 57 лет, мужчина. Работает на крупном предприятии. Пишет в резюме, что умеет все, что нужно: и БД проектировать, и все остальное. Я подумал: «Ну, наконец!». На деле же пришел капризный человек предпенсионного возраста с рассказами «а вот я… там… да такое…».
3. Запомнился «мальчик», который сказал, что и на Oracle он работал, и на MS SQL. Задачу не решил. Когда я вызвал одного из разработчиков для проверки его знаний, мальчик быстро признался, что ни Oracle, ни MS не являются его коньком, ну и что ему пора домой (мама зовет, видимо).
4. Девушка (30 лет ±) из нефтеносного района РФ. Приехала с мужем в наш город. Хочет 60 тыс. Не умеет ничего! Вообще. Занималась тестированием и обучением пользователей. Но хочет 60 тыс рублей в месяц. Красная цена — 30 тыс. Должен сказать, что она молодец в том, что понимая, что не потянет, попросила меня дать ей оценку. Я дал и она не обиделась, а задумалась и приняла к сведению. Видимо, в нефтеносном районе она «стоила» около 60, и думает, что и тут она будет стоить столько же.
Можно было бы продолжить; были еще перлы. Но не буду «грузить». В основном все было безлико. Я попросил офис-менеджера указать в вакансии, что требуется опыт проектирования БД, и что на собеседовании будет задача на проектирование БД. Что это изменило? А только то, что в резюме претендентов чаще стали появляться строки: «Есть опыт проектирования БД».
Однако! По части ТП!
Мы ищем не просто ТП. Мы ищем со знанием Т-SQL. От 50-ти тыс руб. И вот тут-то рынок труда и преподнес сюрприз. Оказалось, что на этом уровне многие способны решить нужные нам задачи. И обнаружился пласт людей, которые долго «админили», участвовали в проектах, но к 35-40-ка годам выросли из админства, при этом знания имеют неплохие, а главное(!) — опыт. Многие из них, кончено, имеют высшее образование, как и те, кто шел на аналитиков, РП. Собственно, для решения задач проектов до «среднего», при некотором обучении они подходят идеально. Быстро и сразу понимают задачи клиентов. Способны рисовать документацию (может и не идеально, но обучаемы).
Дальше:
1. Я не понимаю, как люди, неспособные решить простую задачу по структуре БД, вообще могут производить хоть какое обследование? Или управление хоть каким проектом? Их много и эти люди где-то выполняли эти функции до того, как стали претендовать на нашу вакансию.
2. Представляю, сколько «офисного балласта», оплачиваемого клиентами, сидит в крупных внедренческих конторах. Для меня это открытие!
3. Поиск аналитиков продолжим. Что делать с руководителями проектов – непонятно. Тут возникает ситуация, что на определенной ценовой-зарплатной отметке «человек уже хочет только руководить».
4. «Средние» проекты попробуем решать людьми с опытом — это уже факт.
Автор: IAR