Мы не можем себе это позволить. Сколько раз за свою карьеру вы слышали такую фразу? Как правило, эти пять слов призваны напомнить собеседнику, что у компании просто не хватает на все денег. Хотя на самом деле в большинстве случаев деньги тут совершенно не при чем. Мы в этом убедились на собственном опыте, когда строили себе дом для Альфа-Лаборатории. Вот этот вот.
Большинство людей, которые приходят к нам в гости, начинают люто завидовать. Особенно если они сами работают в банковской сфере, где офисная обстановка, скажем так, обычно не отличается тем комфортом, к которому привыкли всякие стартаперы или дизайнеры.
При этом практически все, разглядывая пуфики, супергероев на стенах и игровую, думают примерно одно и то же. Не исключено, что вы думаете так же, глядя на эти фотографии: «Ну, конечно, Альфа-Банк может себе такое позволить». Подразумевается, что в инновационную Альфа-Лабораторию вбуханы какие-то баснословные деньги.
На самом же деле организация этого пространства стоила нам дешевле, чем стандартный офис, который вряд ли смог украсить рубрику «Интерьер недели» на каком-нибудь популярном хиптсерском сайте.
Когда мы рассказываем об этом, у людей в глазах читается немой вопрос, что-то вроде: «Эй, а почему тогда я, как и большинство людей на планете, до сих пор работаю в мышиной норе?» Ну что сказать. Дело уж точно не в деньгах.
В этом посте мы решили поделиться некоторыми принципами, которые позволили нам создать дружелюбное пространство — и не потратить при этом лишнего.
Каждый сам кузнец своего офиса
Прежде всего, вам нужно получить право делать не как все. Если дело происходит в крупной организации, это может быть совсем не просто. Как правило, в компаниях все закупки централизованы. Чтобы заказать нетиповой стол, вам потребуется совершить столько бюрократических действий, что получение загранпаспорта в ОВИРе вам покажется увеселительной прогулкой.
Тут нам повезло. Ведь для банка Альфа-Лаборатория — это не типовое учреждение, а что-то вроде спецподразделения, брошенного на передовую финансовых инноваций.
Банковский рынок быстро меняется. Новые технологии могут изменить его до неузнаваемости. Мы конкурируем теперь с технологическими компаниями — быстрыми, гибкими и неформальными. И в рамках традиционной банковской структуры это становится делать все сложнее.
Так и родилась идея собрать под одной крышей всех аналитиков, программистов, маркетологов, дизайнеров, которые занимаются инновационными продуктами. И мы получили возможность сделать все по-своему.
Путь к творческой экономии начинается с того, чтобы получить шанс критически посмотреть на стереотипы — и поручить эту работу правильному человеку, который понимает, что нужно людям. У нас эту работу взвалил на себя наш руководитель по изменениям (есть в Альфа-Лаборатории и такая должность) Александр Аникин.
Вообще-то, стройка — не его профиль. Но в этом и суть. Если хотите создать пространство для людей, люди и должны руководить их созданием, а не завхозы и строители.
Почем свежий воздух
Вы, наверное, слышали про «офисы класа А». Ну и класса «B» тоже. Но, если вы хотите сэкономить, эти термины лучше забыть. Все очень индивидуально. На цену влияет множество параметров: престижность района, удаленность от метро, наличие ремонта, парковки, обстановка вокруг (и жадность владельцев). Комбинаций много, и все их не втиснешь в рамки классов.
Мы искали помещение за 550-600 долларов за метр квадратный в год. За метр полуподвального помещения, где почти не было окон, с нас просили 1200 долларов. В новеньком бизнес-центре — 1500 долларов.
Как снизить цену? Выбрать не самый пафосный район. Искать недалеко от метро, но не на первой линии. Брать без отделки (все равно придется переделывать). А также обращать внимание на детали, которые не сильно влияют на цену, но сильно влияют на настроение.
Например, квадратный метр балкона стоит в два раза дешевле основной площади — считается, что это бесполезное пространство, компьютеров там ведь не поставишь. Но для атмосферы офиса его стоимость, наоборот, выше. Поэтому не стоит жалеть на него денег. Теперь наш балкон в офисе Альфа-Лаборатории на улице Ольховская — излюбленное место для проведения совещаний и празднования дней рождения.
В итоге мы въехали в здание, которое формально является офисом класса «B+», зато с балконом и большими окнами по всему периметру. Заплатили за лучшее — меньше обычного.
Но перегибать с дешевизной офиса тоже не стоит. Мы могли въехать в другое здание, заплатив еще меньше, только сотрудникам, клиентам и партнерам пришлось бы пробираться к нам через торговые ряды свадебных платьев и нижнего белья.
Падение стен и взятие высот
На чем люди теряют деньги? На стенах. Когда рассуждают об открытых офисах, обычно говорят про инновационную атмосферу, демократичность и пр. Но никто при этом не упоминает, что стены тупо съедают пространство. И дело не только в их толщине. Вы же просто утыкаетесь взглядом в перегородки. Это неприятно. Стены крадут у вас ощущение простора.
С узкими проходами и коридорами та же история. Они стесняют вас. Зажимают в тиски. Поэтому стен у нас практически нет — за исключением внешних. Мы только отделили стеной игровую зону, чтобы играющие не мешали работающим. И пришлось потратиться на один полностью закрытый кабинет — и то только из необходимости, ведь нужно же где-то руководителю Альфа-Лаборатории Владимиру Урбанскому проводить конфиденциальные переговоры с акционерами, партнерами и сотрудниками.
Ну а остальных руководителей мы отделили — а, вернее, выделили — стеклянными перегородками, которые стоят недорого и пространство не занимают.
В Альфа-Лаборатории привилегия руководителя — сидеть у окна и иметь за спиной перегородку.
Высота потолков была для нас идеей фикс. От многих помещений мы отказались, потому что между полом и потолком было слишком мало места. А это давит на людей. Загвоздка в том, что владельцы помещений знают цену высоким потолкам. Лучшее, что мы смогли найти — 3,3 метра от бетона до бетона.
Это мало. Тем более что 20 сантиментров ушли на фальшпол (убрали с глаз долой и из-под ног провода, и убийственного стука каблуков вы у нас тоже не услышите).
Поднимите голову. Что у вас там? Если вы в офисе, то скорее всего увидите навесной потолок. Он стоит денег и снижает пространство над головой. Какой от него толк — совершенно непонятно. От потолка мы просто взяли и отказались. Так часто делают в разных модных кафе и ресторанах, но почему-то редко не делают в офисах. Хотя выглядит это лучше, а стоит дешевле.
Это страшно «нетривиальная» мысль, но красная краска стоит практически столько же, сколько бежевая или белая. Так что если вы хотите внести немного разнообразия, у вас нет никаких финансовых препятствий.
Почему ковролин должен быть серый, коричневый или черный? Если внимательно посмотреть на ассортимент поставщиков, то окажется, что и тут есть варианты — просто на них никто почему-то не обращает внимания. Мы постелили ковролин с цветными вкраплениями. Он стоит, как одноцветный. Зато выглядит поинтереснее.
Столы тоже не обязаны быть все быть прямоугольными. У нас есть еще буквой Г, трапецией и треугольные. Самое удивительно, что мы их взяли из стандартного каталога.
Рыцари круглого стола
Битва за переговорные — это отдельный сюжет корпоративного фольклора. Как часто вы сталкиваетесь с тем, что нужно быстро что-то обсудить с коллегами — а все переговорные заняты? Приходится толпиться вокруг рабочего места одного из сотрудников — или идти курить. И то и другое — не лучший вариант.
Простое решение, которое почему-то не пользуется обычно популярностью, — круглый стол рядом с местом каждого руководителя. Стоит не дороже обычного. Но если надо что-то быстро обсудить, не приходится идти в переговорку через весь офис.
Переговорных комнат тоже много. Ведь работа — это общение. Поэтому мы сделали максимум для того, чтобы его всячески стимулировать. Рассадили мы людей не по отделам — а объединили в команды, работающие над одним проектом. И создали десятки разных мест, в которых они могут общаться. Даже несколько пуфиков на полу могут стать местом, где зародится стоящая идея.
Большие мелочи
Люди склонны преувеличивать стоимость маленьких благ современной цивилизации. Например, игровая комната. Поставить диван и закупить спортивный инвентарь стоит около ста тысяч рублей. Деньги вроде бы немалые, но в масштабах такой стройки — почти ничто. Зато тут можно комфортно отдохнуть и провести неформальные переговоры с партнерами.
Или, например, душ. Кто откажется освежиться в жаркий летний день? Но многим жалко на эти излишества денег. Хотя за оборудование для душа мы заплатили немногим больше десяти тысяч рублей. Места он тоже занимает не то, чтобы очень много.
Мы просто отказались от всего лишнего — а для этого старались вникать во все детали. Пожалуй, это главный принцип, который позволил нам создать комфортный офис, не потратив на него больше, чем принято в Альфа-Банке (да и в целом на рынке, поскольку в «Альфе» не принято тратить лишнего).
Можно было оставить в смете пуфики по десять-тридцать тысяч рублей за штуку. Но мы предпочли взять попроще за пять тысяч. Они даже удобнее.
Можно было согласиться на кушетку за сто пятьдесят тысяч рублей. А нам и за семь сгодится. На таких «мелочах» в смете на закупку мебели удалось сэкономить около полумиллиона рублей.
В общем, мы не пытались кого-то поразить, получить звание самого модного офиса или попасть на страницы журналов выдающихся интерьеров. Мы просто строили пространство для себя, хотели, чтобы оно было дружелюбным и приятным, и по ходу дела обнаружили, что это не так-то сложно — и не так разорительно, как принято считать. Люди работают в мышиных норах только потому, что они сами так хотят.
Вы смотрите на эти картинки и думаете: «А я бы не отказался работать в таком обстановочке»? Ну что ж. Вы определенно можете себе это позволить.
Автор: RockBee