В Соединенных Штатах нас с детства приучают ценить достижения изобретателей и мыслителей – творческих людей, чьи идеи изменили наш мир. Мы почитаем одаренных людей, величайших художников и новаторов от Ван Гога до Стива Джобса. Возможность смотреть на мир творчески – это богатство и добродетель. Сейчас базы вакансий и резюме ломятся от объявлений о найме «людей с идеями» и «креативных мыслителей». Нас учат, что наш собственный творческий потенциал тоже будет приветствоваться, и что если у нас есть хорошие идеи, мы добьемся успеха.
Это все ложь. Часто забывают обратную сторону креативности: большинство людей на самом деле ее не выносят. Исследования подтверждают то, что многие творческие люди давно подозревали: люди с предубеждением относятся к творческому мышлению, несмотря на все их упорство доказать обратное.
— Мы приравниваем творческих людей к героям, мы прославляем их, но на самом деле мы прославляем лишь последствия их действий,
говорит Барри Стоу, исследователь бизнес-школы Беркли в Университете Калифорнии, который специализируется на творчестве. Стоу отмечает, что большинство людей не склонно к риску. Он называет их неконфликтными людьми. «Хотя мы и ценим независимость в западных культурах, она чревата большим давлением», говорит он. Такие люди не любят создавать шум, даже если придется отступиться от правды или отказать хорошей идее.
Даже люди, которые говорят, что ищут креативность, негативно реагируют на подобные идеи, что подтверждено в исследовании 2011 года Университета штата Пенсильвания. Неопределенность является неотъемлемой частью новых идей, а люди очень хотят избегать ее. Всенародное пристрастие к определенности настраивает людей против творчества и может ухудшить их способность распознавать творческие идеи. Моя близкая подруга работает в технологическом стартапе. Она — очень творческий и умный человек, который любит рискнуть. Хотя компания изначально нанимала ее за умение решать проблемы, она регулярно не в состоянии сделать это, потому что никто не слушает ее идей. «Я даже говорю: «Я буду делать свою работу. Просто дайте мне свободу действий, и я сделаю все сама, — говорит она, — Но никто не соглашается, поэтому система остается менее эффективной».
В документальном фильме Сентябрьский номер Анна Винтур систематически отвергает идеи ее креативного директора Грейс Коддингтон, казалось бы, только затем, чтобы утвердить свою власть. Это привычно и часто приводит в бешенство творческих людей. Даже в якобы творческой среде, в отделах рекламных агентств и на встречах редакций журналов, я наблюдал, как людей с наиболее интересными — наиболее «необычными» — идеями игнорировали или высмеивали в пользу тех, кто ратовал за уже принятое решение.
— Все ненавидят действительно потрясающие вещи
говорит публицист и критик Дэйв Хики. Он известен своими едкими замечаниями о мире искусства, в частности, о художественном образовании, которое, по его мнению, возвышает посредственность через постоянные отказы от хороших идей. Искусство переживает то, что Хики называет «фазой глупости».
На самом деле, все, с кем я говорил, сходились в одном — заурядные идеи имеют гораздо больше шансов на успех, чем необычные.
В 1995 году Стоу было предложено поработать над книгой о творчестве в корпоративном мире. Сытый по горло лицемерием вокруг себя, он назвал свою главу «Почему никто не любит креативность». В главе порицается отношение нашей культуры к идеям и творческим людям:
С точки зрения стиля принятия решений большинство людей лишено творческого идеала… Если люди не несут ответственность за то, как принимают решения, они, как правило, ищут легкий путь – не участвуют в осторожных размышлениях или подстраиваются под предпочтения тех, кто оценивает их самих.
К сожалению, место, где пропадают наши первые творческие идеи – это школа, которая на самом деле должна быть наиболее толерантна к ним. Исследования показывают, что учителя предвзято относятся к творческим ученикам, отдавая предпочтение их неконфликтным одноклассникам, которые готовы следовать указаниям и делать то, что им говорят. Даже если детям повезет, и к их идеям начнут прислушиваться, стандартизированное тестирование и другие программы, например, «Ни одного отстающего ребёнка» и «Гонка за первенство» (No Child Left Behind и Race to the Top) (программа, которая диаметрально противоположна творческому
Примириться с таким плохим положением вещей сложно, и социальное отторжение может быть настолько же болезненным, как и физическая боль. Но у нас есть проблеск надежды. Исследование Корнельского университете утверждает, что социальное отторжение на самом деле не так пагубно для творческого процесса и даже может поспособствовать ему. Исследование показывает, что если вы подозреваете, что находитесь не в своей тарелке, отторжение лишний раз подтверждает эту догадку. Благодаря этому творческие люди могут перестать пытаться подстраиваться под других, что позволит им отстаивать свои интересы.
Возможно, для некоторых людей боль отторжения будет сродни боли при подготовке к марафону – это тренировка ума на выносливость. Исследования показывают, что она вам понадобится. Действительно творческие идеи могут очень долго ждать одобрения. Чем лучше идея, тем больше времени это может занять. Даже работы лауреатов Нобелевской премии часто и долго отвергались своими современниками.
Большинство людей согласится с тем, что творческих личностей, ставших известными, отличает их стойкость. Хотя творчество порой очень полезно, оно не приносит счастья. Стоу говорит, что успешный творческий человек это тот, «кто может пойти наперекор другим, оставаясь непроницаемым для социального давления».
Творческая жизнь — это выбор. Вы должны взять на себя ответственность за свой разум и понимать, что люди могут вас не принять. Вы должны перестать пытаться угождать людям, а часто даже самому себе.
Автор: notPETR