Друзья,
Некоторое время назад мы запустили бета версию сайта — электронной очереди в облаке. Мы хотим выпустить серию статей, прочитав которые, начинающий бизнесмен (стартапер) сможет изучить типовые ошибки на примере нашей организации, что позволит ему обойти те грабли, на которые мы уже наступили.
Это первая статья серии. В ней я опишу свои основные проблемы и ошибки, на которые стоит обратить внимание, несмотря на их простоту. Если вы считаете, что довольно хорошо разбиратесь в том как начать бизнес с нуля — не читайте эту статью.
На старте у многих складывается похожая ситуация:
— Отсутствует бизнес идея
— Отсутствуют уверенные навыков программирования, верстки, дизайна (этот пункт только для IT сферы, в других областях он присутствует, только с другим перечнем навыков)
— Отсутствует стартовый капитал
У каждого бывает такой момент, в который хочешь все бросить и открыть своё дело. У меня, не смотря на хорошую работу сейчас, такое желание появилось 3 года назад и до сих пор не пропало. На тот момент я еще учился в университете и наивно верил, что он сможет дать мне какие-то практические знания и навыки, но, увы, кроме системного
В ходе опроса друзей и знакомых я собрал следующие высказывания:
«У меня есть деньги, значит я в любой момент смогу создать успешный бизнес».
«Ой да открыть своё дело — 5 минут. Вот закончу проект и сразу начну».
«Начать сегодня или завтра — не важно, успею ещё. Пока хорошо сижу, не буду напрягаться.».
«Изменить что-то в своей жизни и начать жить не по шаблону? Не сегодня.».
Эти фразы (и их различные формулировки), как не грустно, составили 90% ответов. Возможно, если у Вас есть миллионов 5-10, то довольно легко купить франшизу какой-нибудь популярной фирмы и, с минимальными рисками, получать довольно неплохой доход. Если не ошибиться. Допустим, с выбором места, где очередной ресторан SubWay или сетевую пивнушку открывать. Только это вовсне не 5 минут, и важно начать сегодня. Сегодня, именно потому, что завтра может уже не быть этих денег или франшиза подорожает, или энтузиазм угаснет. Вариант с франшизой так или иначе скушен. Как минимум потому, что это всё-равно работа «на дядю», только на более крупного и с сильно увлеченной зоной ответственности. Что же делать тем, кто хочет сделать что-то своё, для души? Основой такого бизнеса является идея. Важно отметить что от выбора идеи зависит 90% успеха. На мой взгляд, идея должна быть максимально «интересна».
Основные критерии «интересности» идеи:
-Массовость
-Новизна
-Возможности монетизации
-Что-то из жизни. или близкое к тому
Поясню каждый пункт,
Массовость. Кажется, этот пункт предельно прост, но, на примере моих знакомых, я заметил что не все понимают это требование правильно. Массово — это значит не вашему классу в школе, или «всем малярам», не «всем трактористам». Нет, безусловно, группы людей тоже нуждаются в хорошем сайте, тематической википедии, может быть, удобных приложениях на их телефон. Вы правда думаете что все 15000 маляров скачают ваше приложение? У скольких из них есть телефон? А именно на той ОС под которую пишется приложение? Хорошо, пусть 5 процентов. 300 человек? Нет, правда? Ради такой аудитории стоит тратить пол-года год на прототип, а потом всю жизнь? Кажется, что нет. Массово — это, в идеале, всем и каждому. Минимум — через одного.В потенциале, конечно. Надеюсь, все понимают, что сразу не начнёт пользоваться Вашим сайтом пол населения земного шара? Да, с этим можно работать, но потенциалы напрямую влияют на качество идеи. И, кстати, если вдруг, на Ваш стартап обратит внимание инвестор или инвестиционный фонд — этот критерий будет первым, по которому оценят Ваш стартап.
Новзина. Часто люди не понимают, что подсознательно копируют чужие мысли, идеи, подходы. Нет, безусловно, смотреть на опыт других компаний нужно.Зачем ходить по одним и тем же граблям дважды. Русский Kickstarter, локализованный Facebook. Все эти проекты хороши. По началу. Через какое-то время их основной конкурент, с которого была заимствована основная идея, приходит в Россию. Целевая аудитория начинает выбирать их, и ваше творение, медленно, но начинает погибать. Как пример — VK. Да, возможно, там своя целевая аудитория (школьники + 1-3 курс). Но, посмотрите статистику, все больше и больше людей выбирают Facebook вместо VK. Даже обилие рекламы не отпугивает людей. Почему это происходит? Сложный вопрос. На мой взгляд — это потому, что создатель «идеи» развивает её, чувствуя тренды. Вы же, будете часто оборачиваться, перенимать основные нововведения. В итоге получается локализованная подделка, которая только создает видимость удовольствия от использования. Почему-то мало кто пытается, но, зачем копировать? Найдите контакты создателя идеи и предложите ему открыть региональное подразделение его компании. У вас будет в какой-то мере свобода действий и выбора, притом вы не будете встречаться лбами с конкурентами (а если и будете, то займете сразу выигрышную позицию).
Монетизация. Многие учебники по созданию стартапов учат начинающего бизнесмена не думать про монетизацию. Часто бывает что невидно всего потенциала организации и монетизация, на ранней стадии, убивает проект, однако, это не означает что не нужно думать о способах получения прибыли. Нужно же бизнесу на что-то развиваться. Если Вы всё еще читаете и, при этом, думаете что, через пол года, после запуска, проекта (любой стартап это проект) сможете купить себе Porshe Panamera и квартиру на рублёвке — заканчивайте читать хабр, всё-равно не поможет. Вобщем, всё это враньё. Все врут (С). Думать о монетизации надо, но зацикливаться на одном варианте, который наметили изначально, не стоит. Стартап должен быть гибким, соответственно и планы должны меняться в зависимости от многих факторов. Мало кто меняет схемы монетизации после запуска стартапа, но, зря. Нужно пробовать различные варианты, анализировать, пробовать другие, делать выбор, но анализировать не прекращать. Стоит простоять без движения пол года и, всё, поезд ушел. Основной аудитории становится скучно, появляется отток клиентов, упадок мотивации команды, всё рушится.
Что-то из жизни, чего очень не хватает. Довольно часто успешный бизнес получается из какой-то проблемы, с которой основатель столкнулся, но готового решения не нашел. Так получаются великие стартапы. Если гнаться за деньгами или популярностью — фокус не на том. Не на проблеме. На выходе часто получается не функциональный продукт. Время потрачено, силы, возможно, даже, деньги. Обидно. Я, например, взяли за основу то, что меня раздражает. Не люблю ждать и тратить время в пустоту. Как частный случай этого — очередь. Её и пытаемся побороть.
Резюмируя вышесказанное, что не нужно делать при создании стартапа:
— НЕ нужно бояться
— НЕ нужно тянуть с созданием компании мечты
— НЕ нужно копипастить чужие идеи
— НЕ нужно слепо следовать плану
— НЕ нужно ставить все на продукт для очень небольшого количества пользователей
Что лучше попробовать:
— Участвовать в акциях компаний для стартапах, это сильно помогает. Например, у Amazon и Habrahabr довольно заманчивые программы для начинающего бизнеса.
— Используйте краудфандинг. Именно ради этого мы здесь. Если Вам что-то не нравится в статье, стиле повествования, сайте — пишите, обсуждайте, критикуйте. Это очень помогает, хотя критика и не всегда приятна.
- Пробуйте, и всё получится. Только с умом. Мы попробовали, получится ли — решать Вам.
Основатель компании Picktime.ru.
p.s. Надеюсь, хоть кому-нибудь будет статья полезна.
Тем кто дочитал до этого места — бонус, котейка.
Автор: Picktiman