Два с половиной года назад нужно было убеждать в необходимости проектирования. Сегодня поисковая выдача Яндекса по запросу «проектирование сайта» содержит больше сотни тысяч страниц (к сожалению, не всегда хорошего качества). Это говорит о консенсусе в отрасли — проектирование сайтов необходимо.
В новой статье мы хотим развеять очень устойчивое и популярное заблуждение: «результат проектирования — документ или прототип». Такая мысль, по умолчанию прошитая в головах всех клиентов и почти всех исполнителей, выливается в серьёзные финансовые потери.
Вот как определяет проектирование старая-добрая Википедия:
Проектирование — деятельность человека или организации по созданию проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния; комплекта документации, предназначенной для создания определённого объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект.
То есть, перекладывая это определение на разработку сайтов, каждый представляет себе примерно такую картинку (независимо от того, как устроен сам процесс проектирования и из каких этапов он состоит).
На этой картинке самыми главными обычно представляются именно промежуточные и конечные данные и документы: результаты сбора информации о целевой аудитории, результаты исследования конкурентов, видение, проектное задание, функциональные требования, эскизы, прототип и так далее.
Мы считаем, что самое главное на этой картинке — стрелки переходов от документа к документу. И вот почему.
Поэтапное снижение неопределённости
Вспомним ситуацию, когда обычный клиент приходит к обычному исполнителю и просит коммерческое предложение. Клиент в такой ситуации имеет очень расплывчатое представление о будущем сайте (иногда хаотично формализованное в подобие технического задания или упиханное в прокрустово ложе агентского брифа).
Качественный процесс проектирования поэтапно снижает неопределённость относительно будущего проекта.
Почему поэтапно? Потому это инженерный процесс, основанный на гипотезах относительно сценариев поведения целевой аудитории. Он нуждается в поиске инсайтов, выдвижении гипотез и их подтверждении либо опровержении.
Когда клиент видит бриф на продаже проекта, а потом — интерактивный прототип через две недели тишины, он видит вот такую картину.
Реакция очевидна и предсказуема. Прототип настолько расходится с его исходным расплывчатым представлением, что в лучшем случае он задолбает исполнителя вопросами. В худшем — начнёт двигать блоки.
Следовательно, процесс проектирования должен представлять из себя последовательное уточнение структуры и облика будущего сайта, базируемое на выдвижении и тестировании гипотез.
В сознании всей проектной команды
Возвращаясь к иллюстрации с совой, мы наблюдаем очевидный факт — «последовательное уточнение структуры и облика будущего сайта» недостаточно произвести только в голове проектировщика (аналитика, менеджера и так далее). Этот процесс должен произойти в голове заказчика.
Если быть более точным, этот процесс должен произойти сонаправленно и одновременно в головах всех участников проектной команды с обеих сторон.
Только в этом случае минимизируются риски сильных изменений, например, на этапе сдачи дизайна. Знакома печальная ситуация, когда макет главной попадает к директору, последний раз участвовавшему в проекте при подписании договора, и выясняется, что он даже прототип не видел, хотя его виза на прототипе стоит? Именно это происходит, когда результатом проектирования является документ, а не изменение сознания проектной команды.
Итак, мы предлагаем новое определение проектирования сайта.
Проектирование сайта — консультационная услуга по созданию образа будущего сайта, конечным результатом которой является одинаковое уточнение назначения, задач, структуры, функциональности, сценариев использования и тектоники сайта в сознании всей проектной команды.
Что это значит для заказчиков и исполнителей?
Если вы заказчик:
- У исполнителя нужно требовать не документы, картинки и прототипы, а объяснения.
Как будут себя вести представители целевых групп и почему?
Почему эта функциональность нужна, а эта — нет?
Как проверялись гипотезы?
Что мы будем делать, если в процессе эксплуатация выяснится ошибочность некоторых гипотез? - Ваша компания должна очень глубоко погрузиться в процесс проектирования.
Нельзя отдавать этот процесс на откуп менеджеру с низкой квалификацией.
Нельзя отпускать проектировщиков в «свободное плавание».
Нельзя требовать результатов от подрядчиков, если вы сами не знаете, с кем, о чём и зачем вы собираетесь говорить. - Вы должны включить в процесс всех лиц, заинтересованных в проекте (с разной степенью вовлечения).
Если проект затрагивает какую-либо службу, её руководитель должен понимать смысл и необходимость проектирования. Он должен согласовывать те составляющие проекта, которые затрагивают его службу, или хотя бы ставиться в известность о принятых решениях.
Если вы исполнитель:
- Вам необходимо до начала проектирования проработать ожидания клиента.
В идеале он должен осознать пункты для заказчика, описанные выше. Если клиент ожидает получить «вау, это именно то, что я хотел» и при этом вообще не участвовать в процессе, вы невероятно рискуете. - Вы должны быть готовы оказывать консультационную услугу.
Вам нужно научиться щипцами извлекать из клиента информацию, прояснять расклады сил в компании (если там больше одного стейкхолдера), прорабатывать возражения, доказывать свою точку зрения и формировать образ эксперта в глазах клиента.
«В работе стремителен, вопросов задаю мало» — это не может относиться к проектированию. - Проектирование не может быть дешёвым или бесплатным.
«Разработка интерактивного прототипа: бесплатно при заказе разработки» — вы шутите или вы молодой фрилансер?!
В зависимости от процесса, с учётом всех переговоров с клиентом (которые отнимают большу́ю часть трудоёмкости), проектирование сайта с нуля не может занимать меньше 40-60 часов.
Даже при стоимости часа для клиента около 1000 рублей (а это ниже среднего по рынку) стоимость проектирования составляет около 50 000 рублей.
Давайте вместе делать Рунет более удобным для конечных потребителей и посетителей сайтов. Одними техническими заданиями и прототипами эта задача не решается. Веб-студии и агентства должны быть готовы учить, а клиенты — учиться.
- Статья подготовлена на основании доклада на конференции «Интернет-консалтинг ’2013»
- Красивые монохромные иконки — NounProject
- Симпатичный валяный ёжик — Юлия Юркевич
- Картинка с совой — автор неизвестен
Автор: Heath