Управление большими проектами: как правильно засунуть слона в холодильник

в 7:15, , рубрики: декомпозиция задач, планирование, планирование проектов, управление командой, управление проектами

Декомпозируем план-график проекта на недельные задачи

Управление большими проектами: как правильно засунуть слона в холодильник - 1

Проведя в ИТ большую часть жизни, в основном как руководитель ИТ-проектов (на моём счёту их уже 26, почти все связаны с внедрением ERP-систем), я накопил некоторый опыт управления, которым хотел бы поделиться в своих статьях на Habr. Надеюсь, мои истории будут полезны начинающим проектным менеджерам и тимлидам, заинтересуют зрелых руководителей или хотя бы развеселят сообщество. Аналитикам, программистам, инженерам и т.д. эта статья, скорее всего, не будет интересна.

Как и многие руководители проектов, я мечтаю об инструменте, который бы позволял мне легко и непринуждённо планировать проектные работы на горизонте всего проекта, а также на месяц и на неделю, мониторить выполнение работ, управлять ресурсами, сроками, пользоваться удобными дашбордами, быстро формировать отчёты для руководства (а не рисовать картинки в Share Point) и т.д. Мечты, мечты… В большинстве проектов мне был доступен MS Project и MS Excel. Ну хотя бы так.

Давайте посмотрим, как решить с помощью этих двух инструментов задачу еженедельного планирования работ команды для средних ИТ-проектов длительностью от 3 месяцев до года и с командой до 15 человек.

В своих проектах я часто использую два плана-графика: верхнеуровневый (для проектов длительностью до шести месяцев среднеуровневый) и детальный на ближайшую неделю. Почему два? На мой взгляд, детальный план-график проект на всю его длительность делать сложно, а зачастую и вредно. Слишком много неопределённости на старте проекта и много чего меняется в его ходе. И если у вас нет команды планировщиков (а в ИТ я их не встречал), то всё нужно будет делать самому и постоянная актуализация детального плана-графика «съест» всё время руководителя проекта. Поэтому такие расписания лучше делать верхнеуровневыми до конца проекта и среднеуровневыми на ближайшие два месяца, с длительностью задачи на нижнем уровне иерархии не менее 5 рабочих дней.

С другой стороны, на ближайшую неделю нужен точный план-график либо реестр задач с конкретными исполнителями и сроками.

Рассмотрим такие планы-графики на моём любимом кейсе – проекте «засунуть слона в холодильник». Могу, конечно, ошибаться, но на простых и весёлых примерах всегда проще и интереснее объяснять методику.

Вперёд!

Смоделируем план-график всего проекта

Вот верхнеуровневый план-график:

Рисунок 1. Верхнеуровневый план-график проекта «Засунуть слона в холодильник»

Рисунок 1. Верхнеуровневый план-график проекта «Засунуть слона в холодильник»

А вот среднеуровневый, с длительностью задачи на нижнем уровне иерархии не менее 5 рабочих дней:

Рисунок 2. Среднеуровневый план-график проекта «Засунуть слона в холодильник»

Рисунок 2. Среднеуровневый план-график проекта «Засунуть слона в холодильник»

Наглядно, понятно, презентабельно. Но вот когда нужно будет выполнять эти работы, неизбежно станет задача их декомпозиции на детальные и персональные задачи участников проектной команды на горизонте месяц и неделя. Разбиение задач на подзадачи с выходом на короткие задачи на неделю (обычно длительностью меньше 5 рабочих дней, оптимально 1 – 3 рабочих дня) в MS Project превращает расписание в огромную и трудно читаемую диаграмму Ганта в которой легко запутаться без специально обученных планировщиков, которых у вас нет.

Как тогда выделить из общего плана текущие задачи, на их основе спланировать задачи на неделю и далее их мониторить, применяя всем понятную визуализацию? По условиям кейса в наличии локальный MS Project и всемогущий Excel. Ну и менеджер проекта, конечно же.

Если нет денег на сложные системы управления проектом и времени на макросы, можно быстро сделать решение для визуализации задач на недельном горизонте с помощью вышеупомянутого Excel. Конечно же, нужен микрорегламент для еженедельного планирования, который легко запомнить.

Это возможно! Пример того, как это я сделал на нескольких своих проектах, сейчас продемонстрирую.

А вот и кейс

Для начала немного усложню план-график проекта «Засунуть слона в холодильник». Запараллелю две суммарные задачи - «Найти и установить холодильник» и «Найти и засунуть в холодильник слона». Вот новое расписание:

Рисунок 3. План-график проекта «Засунуть слона в холодильник» для нашего кейса

Рисунок 3. План-график проекта «Засунуть слона в холодильник» для нашего кейса

Нужно сохранить базовый план, вывести соответствующие колонки в левую часть графика, туда же вставить поле «% завершения». Коллеги, не буду останавливаться на функционале MS Project, не это главное в данном кейсе.

Вот что получилось:

Рисунок 4. План-график проекта «Засунуть слона в холодильник» с сохранённым базовым планом (base line)

Рисунок 4. План-график проекта «Засунуть слона в холодильник» с сохранённым базовым планом (base line)

Предназначение добавленных полей будет понятно из дальнейших шагов.

А пока отложу план-график всего проекта и покажу вам шаблон еженедельного плана. После нескольких версий я остановился на таком виде плана задач на текущую неделю:

Рисунок 5. Шаблон еженедельного плана

Рисунок 5. Шаблон еженедельного плана

Предназначение всех таблиц и полей будет показано в ходе реализации процесса планирования задач на неделю.

Пока перечислю основные разделы: вверху шапка документа (название проекта и даты начала и окончания рабочей недели), далее таблица с задачами из общего плана-графика проекта, основная таблица с детальными задачами на неделю, диаграмма сгорания задач (burndown chart), состав команды, он же справочник для поля «Исполнитель».

Данные в поля «Статус» в обоих таблицах и «Исполнитель» выбираются из соответствующих списков.

Рисунок 6. Выбор статуса

Рисунок 6. Выбор статуса

                                          

Рисунок 7. Выбор исполнителя

Рисунок 7. Выбор исполнителя

Значения статусов автоматически подсвечиваются разными цветами.

Рисунок 8. Подсветка данных (пример)

Рисунок 8. Подсветка данных (пример)

Всё готово, теперь нужно спланировать выполнение задач в ходе текущей недели. Например, с 12 по 16 августа.

Для планирования нужно найти и выписать из общего плана-графика проекта задачи, которые нужно выполнять на этой неделе и их декомпозировать. Конечно же, это нужно делать либо в предыдущую пятницу, либо утром в понедельник.

Ставлю в общем расписании (MS Project) фильтр на дату окончание задачи = <16 августа. Конечно, в реальных планах нужна более сложная система фильтрации, но для нашего слона годится и эта.

Вот задачи для текущей недели:

Рисунок 9. Задачи, выбранные для еженедельного планирования 

Рисунок 9. Задачи, выбранные для еженедельного планирования 

Копирую задачи в еженедельный план:

Рисунок 10. Задачи помещены в план на неделю

Рисунок 10. Задачи помещены в план на неделю

И на еженедельной планёрке с командой декомпозируем эти задачи на несколько персональных, длительностью не менее 1 дня и не более 4 (чтобы хотя бы две задачи получалось). Оптимальная длительность детальной задачи 1 или 2 рабочих дня. Исполнитель у задачи должен быть один!

Вот что получилось:

Рисунок 11. План на неделю

Рисунок 11. План на неделю

 Для наглядности я добавил поле длительность задачи, хотя обычно редко им пользуюсь. Статус всех задач установлен «Запланировано».

График сгорания задач на текущую неделю выглядит так:

Рисунок 12. Диаграмма сгорания

Рисунок 12. Диаграмма сгорания

Можно отфильтровать задачи по исполнителю чтобы посмотреть его загрузку.

Рисунок 13. Загрузка аналитика

Рисунок 13. Загрузка аналитика

Очевидно, один день у Марии есть в запасе. Можно ещё чего-нибудь ей поручить, а можно оставить резервом. Это уже на усмотрение руководителя проекта.

План принят, и сотрудники взяли первые задачи в работу:

Рисунок 14. План на неделю актуализирован (в понедельник)

Рисунок 14. План на неделю актуализирован (в понедельник)

Контролируем, чтобы в работе не было более одной задачи на человека (WIP не больше 1). Такое, как на следующей картинке – не желательно.

Рисунок 15. Проверка WIP

Рисунок 15. Проверка WIP

Ежедневно мониторю выполнение, строю диаграмму сгорания. Вот ситуация к вечеру четверга:

Рисунок 16. План на неделю актуализирован (в четверг)

Рисунок 16. План на неделю актуализирован (в четверг)

Очевидно, наметилось отставание. Сообщаю об этом Ивану. Иван и Юлия прилагают усилия, но всё же одна задача уезжает на следующую неделю.

Рисунок 17. План на неделю актуализирован (в пятницу) 

Рисунок 17. План на неделю актуализирован (в пятницу) 

На ретроспективе в пятницу ставим оставшейся задаче статус «Перенесена». Обсуждаем причины того, что не всё выполнили и как улучшить работу команды. Но если честно, 90% выполнения плана – хороший результат.

Итог недели:

Рисунок 18. План-факт за неделю

Рисунок 18. План-факт за неделю

Копирую этот лист на следующий, убираю выполненные задачи.

Рисунок 19. План на следующую неделю

Рисунок 19. План на следующую неделю

Выполнение вношу в план-график проекта.

Рисунок 20. Актуализирован план-график проекта

Рисунок 20. Актуализирован план-график проекта

Начинаем новый недельный цикл.

Заключение

В общем ничего необычного и гениального. Но всё же немного лучше рисования в PowerPoint 😊

Достаточно быстро можно сделать инструмент для еженедельного планирования и мониторинга. Если не лениться его актуализировать каждый день, то у вас и вашей будет всё время понятная картина по текущим задачам, и при этом общий план-график проекта останется достаточно компактным и управляемым, что, в конечном итоге, сэкономит ваше время. У меня подготовка к стенд-апам, при использовании этого подхода, занимала 5-10 минут.

Я не претендую на какую-то эксклюзивность. Думаю, что у многих опытных менеджеров проектов есть свои наработки, свои шаблоны в Excel. Было бы здорово, если бы кто-либо поделился ими в комментариях к этой статье. Особенно если есть несложные дашборды на базе электронных таблиц. Думаю, людям, управляющим проектами, это было очень интересно.

И я с удовольствием изучил бы этот опыт и, возможно, что-нибудь бы позаимствовал. Если, конечно, руководство не купит для нашего подразделения какую-нибудь профессиональную систему управления проектами (ну вот, опять я размечтался).

Автор: Aleh-Kash

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js