Предисловие
На часах 22.44
Арабская ночь, туфли на шпильках, MacBook, холодный кофе и переливающийся всеми цветами радуги Dubai Eye. Я чувствую себя почти Кэрри Брэдшоу, описывающей где-то в Нью-Йоркской квартире свои очередные любовные похождения*. Но я не она. Я девушка, которая по счастливой случайности получила работу program manager с Apple, совершила там миллион ошибок, узнала как работают в американских корпорациях и все-таки смогла заработать доверие больших менеджеров Apple медиа продуктов.
*Sex and the city, мальчики.
Дисклеймер
К моменту старта моей работы в Apple у меня было уже 5+ лет опыта работы на международном рынке. Что и говорить, я считала себя весьма синьористым синьором, который уже неплохо умеет решать вопросики: технический бекграунд, умение заработать любовь команды, умение добиться доверия бизнеса, опыт выстраивать процессы.. и, конечно, ни малейшего представления, на сколько мне будет тяжело в Apple.
Последние 1.5 года преподнесли мне немало уроков. Я выделила 7 из них. Надеюсь, что кому-то они пригодятся.
7 менеджерских уроков Apple
-
Конюшни вон там.
Приходя на новое место работы, первым делом стоит немножко усмирить свое самомнение. Ни свою репутацию, ни выстроенные рабочие отношения, ни доверие со стороны бизнеса и команды с собой притащить, как правило, не удастся. Начинать придется с самых низов и, возможно, с самых неинтересных и неблагодарных задач. К этому лучше быть готовым. Так что лопату побольше, сапоги повыше - и вперед, зарабатывать новое доверие, бизнес-контакты и репутацию.
-
Менеджер - это в первую очередь четкость.
Несмотря на то, что настоящими адептами порядка считаются немцы, настоящей четкости в работе меня смогли научить только американцы. Собрать всех нужных людей, проверить календарь, поставить встречу, заранее прислать повестку, аккуратно записать минутки и разослать всем следующие шаги. Кажется, что я просто капитан очевидность, который просто перечисляет должностные обязанности менеджера. Но одно дело говорить и совсем другое - делать. А именно это и является одной из черт, которые отличают хорошего менеджера от простого раздолбая.
-
Слова имеют значение.
Если вы выучили английский на уровень “моя твоя понимать” и решили на этом остановиться, о классной менеджерской карьере в крупных международных компаниях можно забыть. Даже мой advanced уровень время от времени давал сбои. Топ менеджмент никогда не читает пространные неграмотные письма с вашими попытками объяснить свою точку зрения. На бизнес-встречах слушать будут ваших более адекватно говорящих коллег. А некорректный выбор синонима может перерасти в большие проблемы.
-
Статус - это не только результат, это еще и отчет о проделанной работе.
Всю мою жизнь я была уверена: да какая разница, как много ты делал, если результата нет? Проблема либо решена, либо нет. Точка. Видение моего американского топ-менеджмента по этому вопросу оказалось совсем иным.Правило такое:
* Если результат есть, то рассказывай о результате.
* Если результата нет, то расскажи о том, что уже сделано, что осталось сделать и когда ты ожидаешь завершение следующей фазы.Самое худшее, что можно сказать топ-менеджменту, заинтересованному в твоем проекте: “ну, мы в процессе”. И на этом замолчать.
-
Все решают хорошо выстроенные отношения.
Как-то мне задали вопрос: “а если мы тебя наймем, что ты будешь делать в первые 3 месяца на новом месте работы?“ Я тогда по неопытности своей начала лепетать что-то нелепое про то, что буду смотреть софт, читать документацию и разбираться с текущим беклогом. Теперь бы я ответила совсем иначе: первым делом буду знакомиться с людьми и выстраивать с ними рабочие отношения. Люди здесь: команда разработки, все заинтересованные в вашем продукте лица, твое непосредственное руководство и вообще все те, до кого ты вообще можешь дотянуться. Когда случится непосредственная задача, тебе понадобятся рабочие взаимоотношения с экспертом Васей куда больше, чем отскакивающее от зубов знание задач в беклоге.
Кстати, еще одна интересная заметка про выстраивание отношений: не пренебрегайте разговорами “за жизнь” на 1-to-1 встречах. Эксперт Вася, конечно, эксперт, но все-таки еще и человек. Вдруг у вас окажется с ним что-то общее? А с теми, с кем есть общее, всегда как-то легче работается.
-
Полюбите задавать вопросы.
Еще один почти вездесущий совет: "не бойтесь задавать вопросы". Обычно тут подразумевается, что неплохо бы научиться действительно глубоко копать и разбираться в вопросе. А для этого, как правило, экспертов придется порасспрашивать. Я с этим подходом более чем согласна. Но расскажу вам еще одну интересную грань этого совета.
Боссы обычно решают довольно много сложных задач. И чем выше ты начальник, тем с большей сложностью и неопределенностью приходится работать. И какое классное чувство, когда тебе задают вопрос, где ты можешь дать совет или поделиться мнением, в котором ты, наконец, на все сто уверен. Так что даже если вы в целом понимаете, куда двигаться в решении какого-то вопроса, проконсультируйтесь еще разок с начальством. И начальству приятно, и вам, может, новую мысль подкинут.
-
Видимость [Visibility].
Нравится вам или нет, но результаты вашей работы должны быть видны вашему начальству. А идеально, если еще и начальству вашего начальства. В огромной корпорации вы всего лишь маленький винтик большого механизма. И пока большому начальству не станет ясно, что вы за винтик и чем вообще занимаетесь, о каких-либо интересных задачах, повышениях и прочем можно даже не мечтать. Так что смело закладывайте в свой график: подготовку презентаций по проекту, презентаций по статусу проекта, написание release notes, demo и тому подобное. А самое важное, не забывайте о регулярности всего этого и терпении.
Что же, желаю всем успехов, классных проектов и просто головокружительной карьеры. А чуточку больше, смешнее и личнее о жизни заграницей, ИТ и приключениях можно найти здесь.
Автор: Виктория Сапожникова