Иллюстрация Лорейн Йоу. Суслик-талисман языка Go адаптирован из работ Рене Френч
Два года назад автор этой статьи Майкл Линч (Michael Lynch) уволился с должности инженера-программиста в Google, чтобы начать собственный бизнес (см. статью «Почему я ушёл из Google и начал работать на себя», 443 комментария на Хабре, +216). Вместо «Google» в заголовок можно поставить название любой крупной компании — фабрики программного обеспечения, где каждый программист считается винтиком в большой машине, будь то Microsoft, EPAM, etc…
Мы решили перевести вторую часть статьи — посмотрим, что получилось у автора в качестве независимого разработчика. В первой части он упоминал о проекте Indie Hackers: это онлайн-сообщество для основателей маленьких предприятий по разработке ПО. Ключевое слово «маленьких». Это не будущие цукерберги, не основатели стартапов, а те, кто хочет построить скромный прибыльный бизнес, дающий средства к существованию.
Интересно, что стало с его проектами. Об этом ниже в оригинальном тексте автора.
Через год после увольнения я подвел итоги своих финансов, уровня счастья и рассказал об усвоенных уроках. Сейчас закончился второй год, так что пришло время для еще одного апдейта.
Как я зарабатывал и тратил деньги
Показатель | 2018 | 2019 | Изменение |
---|---|---|---|
Выручка | $2262 | $7254 | +$4992 (+220%) |
Расходы | $23 133 | $9657 | −$13 477 (−58%) |
Прибыль | −$20 871 | −$2402 | +$18 469 (+88%) |
Второй год оказался гораздо успешнее, чем первый. Прибыль увеличилась на $18,5 тыс.!
В целом, я всё еще в минусе, но стараюсь не слишком зацикливаться на этом. Выручка утроилась до $7254, а расходы сократились почти в два раза.
Как ты можешь позволить себе терять деньги?
Моя долгосрочная убыточность часто ставит людей в тупик. Они предполагают, что я финансирую свои убыточные предприятия с помощью фриланса, но правда в том, что 100% рабочего времени уходит на этот неприбыльный бизнес. Это возможно благодаря трем основным факторам:
- Низкие расходы: у меня нет детей, и я живу в недорогом районе, где расходы не превышают примерно $2000 в месяц.
- Большие сбережения: трудно не накопить приличную сумму, работая в крупных компаниях по разработке программного обеспечения в течение 11 лет.
- Удачные инвестиции: на протяжении карьеры основная часть денег вкладывалась в индекс S&P 500 в периоды особенно бурного роста фондового рынка. Скромные инвестиции в криптовалюту тоже хорошо окупились.
Результаты каждого проекта
Zestful
SaaS для парсинга ингредиентов в рецептах
Zestful запущен в середине 2018 года и стал моей первой попыткой в бизнесе software as a service (SaaS). Это вспомогательный сервис, который позволяет кулинарным приложениям распознавать структуру ингредиентов в рецептах. Видя ингредиент типа «2,5 столовые ложки мелко нарезанной петрушки», Zestful определяет, что 2,5
— это количество, столовые ложки
— единица измерения, петрушка
— это продукт, а мелко нарезанная
— этап приготовления.
Заработав большой жирный ноль в первый год, Zestful наконец-то получил значительный доход во второй. Контракт с одним клиентом в декабре принёс 79% его годовой выручки. Этот контракт также составил 53% от общей выручки всех моих проектов.
Доходы/расходы | 2018 | 2019 | Изменение |
---|---|---|---|
Продажи | $0 | $5022 | +$5022 (+inf%) |
−$164 | −$80 | −$84 (−51%) | |
Домены | −$50 | −$12 | −$38 (−76%) |
Дизайн логотипа | −$200 | $0 | −$200 (−100%) |
Разработка | −$7440 | $0 | -$7440 (-100%) |
Прибыль | −$7854 | $4930 | +$12 784 (+162%) |
На скриншоте внизу — мои попытки продвижения в поисковой выдаче Google.
Zestful находится в странном положении, потому что компании, которые анализируют ингредиенты блюд, никогда не хотят переходить на Zestful. Стоимость перехода на новый API перевешивает потенциальные улучшения в цене и производительности. Поэтому все клиенты Zestful — только новые компании, создающие совершенно новый продукт.
Как работать с компаниями, которых даже не существует? Моя стратегия была вложиться в поисковую оптимизацию, чтобы Zestful высоко стоял по запросам вроде [парсинг ингредиентов].
Is It Keto
Is It Keto: справочный сайт для последователей кетогенной диеты — низкоуглеводной диеты с высоким содержанием жиров и умеренным содержанием белков
Is It Keto дает прямые и четкие ответы, какие конкретно продукты совместимы с кетодиетой. Сайт зарабатывает на рекламных объявлениях Google AdSense и получает комиссию за каждую покупку на Amazon.
Доходы/расходы | 2018 | 2019 | Изменение |
---|---|---|---|
Просмотров страниц | 16 208 | 521 913 | +505 705 (+3120%) |
База продуктов | 53 | 202 | +149 (+281%) |
Партнёрская программа Amazon | $1 | $1315 | +$1314 (+131 400%) |
Прибыль Google AdSense | N/A | $940 | +$940 (+inf%) |
Продажи планов питания | N/A | $24 | +$24 (+inf%) |
Написание контента | $0 | −$3845 | +$3845 (+inf%) |
Управление социальными медиа | $0 | −$314 | +$314 (+inf%) |
Графический дизайн | −$211 | −$163 | +$48 (−23%) |
Разработка | −$1660 | $0 | −$1660 (−100%) |
$0 | −$103 | +$103 (+inf%) | |
Домен | −$12 | −$12 | — |
Прибыль | −$1882 | −$2158 | −$276 (−15%) |
С выручкой около $2300 сайт Is It Keto стал у меня вторым проектом по объему выручки в 2019 году. Я забросил сайт в апреле, но вернулся к нему четыре месяца, когда увидел, что он растет сам по себе без меня.
Трафик по месяцам
88% посетителей Is It Keto приходят из поисковых систем, но никакими изменениями на сайте я никогда не мог добиться роста поискового трафика. Я добавлял много контента, оптимизировал заголовки страниц, зарабатывал весомые обратные ссылки, но трафик не изменялся. Но затем я игнорировал сайт в течение нескольких месяцев, а трафик Google всё это время рос.
Этот сайт является и главным источником расходов, потому что основную часть работы по написанию контента я отдал на аутсорсинг. Это стоило мне больше, чем следовало, потому что я ничего не знал о найме и управлении копирайтерами. Но опыт меня многому научил, так что в итоге я даже написал руководство по работе с авторами.
mtlynch.io (мой блог)
Показатель | 2018 | 2019 | Изменение |
---|---|---|---|
Просмотров страниц | 981 587 | 273 817 | −707 770 (−72%) |
Партнёрские программы | $1244 | $374 | −$870 (−70%) |
Разработка | −$3896 | −$460 | −$3436 (−88%) |
Иллюстрации | −$599 | −$769 | −$170 (−28%) |
−$309 | −$150 | +$159 (+51%) | |
Grammarly (сервис проверки грамматики и стилистики) | −$140 | −$140 | — |
Редактирование | −$75 | −$60 | −$15 (−20%) |
Домен | −$60 | −$60 | — |
Прибыль | −$3835 | −$1265 | +$2570 (+67%) |
Количество просмотров страниц существенно снизилось, что неудивительно. Пост об уходе из Google в 2018 году получил 500 тысяч просмотров. Трудно было рассчитывать на еще один такой хит.
Тем не менее, в прошлом году я не смог привлечь много читателей. В течение предыдущих двух лет многие мои статьи становились популярными сами собой, без особого продвижения. Я просто пишу статью, а затем ищу благодарное сообщество, с которым могу ею поделиться.
В 2019 году я отошел от написания технических статей, а больше сосредоточился на своих проектах. Я заметил, что читатели меньше интересуются уроками бизнеса, если только речь не о крупных денежных суммах. Похоже, людям интересны истории как о заработке, так и о потерях. Главное, чтобы сумма была крупной.
Выручка тоже упала, и это нормально, потому что я не стараюсь изо всех сил зарабатывать на этом блоге. Затраты на разработку резко снизились, потому что ушел мой фрилансер. Вместо найма другого я сам взялся за разработку, поскольку мои навыки веб-программирования улучшились за последние пару лет.
What Got Done
What Got Done — это приложение для ведения журнала задач
What Got Done — это инструмент для записи и публикации еженедельных достижений. Данную технику я освоил во время работы в Google и использую для еженедельной регистрации своего прогресса в течение последних десяти месяцев.
Доходы/расходы | Количество |
---|---|
Интервью с пользователями | −$31 |
Домен | −$12 |
Прибыль | −$43 |
Никогда не считал это приложение блестящей идеей, но месяцы неудач с проектом Is It Keto реально вгоняли в депрессию. What Got Done казался забавным проектом, чтобы поднять настроение, и возможностью изучить Vue.js, популярный веб-фреймворк.
И это сработало! Я полюбил Vue. Я наконец-то нашел инструмент, который позволяет быстро создавать веб-сайты, не пробираясь через лабиринт дырявых абстракций.
В процессе разработки What Got Done я решил изучить, насколько жизнеспособна эта бизнес-идея. Менеджеры нескольких компаний высказались в том смысле, что тех же результатов можно достичь с помощью выделенного канала Slack, так что я пошел дальше.
Всё остальное
Расходы | Цель | Количество |
---|---|---|
Конференции | Связи и обучение | −$2182 |
Xero | Бухгалтерия | −$151 |
Переход с Bench на Xero (бухгалтер-фрилансер) | Бухгалтерия | −$232 |
Circle CI | Система непрерывной интеграции | −$350 |
Coveralls | Отслеживание покрытия тестами | −$270 |
Конференции обошлись так дорого из-за расходов на проезд и проживание. Те конференции, которые приняли мои предложения выступить с докладом — это, в основном, региональные мероприятия с минимальным бюджетом на транспортные расходы.
Переход с Travis на Circle для непрерывной интеграции сократил расходы на $68 в месяц: это оказался удачный выбор, потому что мне понравился Circle. Эти ребята быстрее улучшают свой продукт и лучше интегрируются с Docker. К сожалению, Coveralls автоматически продлил подписку на год без моего явного согласия. Я уже понял, что показатели покрытия кода тестами не имеют особого значения для продуктов на ранней стадии, поэтому отменил подписку на следующий год.
Я также переключился с управляемой бухгалтерии Bench на самостоятельную бухгалтерию с Xero. Я наслаждался сервисом Bench и не люблю Xero, но трудно оправдать дополнительные расходы $1500 в год на живого помощника-бухгалтера, когда мои финансы такие простые и однообразные.
Уроки
Повышать цены, даже если никто не покупает
Один из лучших советов в этом году дал Кори Зью. Он предположил, что цена $0,003 за запрос Zestful API слишком мала. В то время у Zestful практически не было платных пользователей. Как цены могут быть слишком низкими, если никто не покупает продукт?
Хотя у Zestful было мало реальных клиентов, но было много потенциальных. Каждые несколько недель со мной связывалась новая компания и проявляла интерес к сервису, но там не было какой-нибудь крошечной функции, которая им абсолютно необходима. Отчаявшись найти крупного клиента, я лихорадочно дорабатывал функциональность, которую они хотели. Через неделю я с гордостью представляю новую функцию…
— А да, — смущенно отвечают они. — Мы решили не разрабатывать этот проект…
Этим компаниям ничего не стоило попросить новые функции, хотя у меня это отнимает много времени и сил — встречаться с ними, а потом внедрять их список пожеланий. Я понимал, что происходит, но не мог понять, как это прекратить. Можно проигнорировать просьбу, но что, если они действительно готовы платить тысячи долларов в месяц?
Когда я последовал совету Кори и поднял цены, тон разговора изменился в неожиданную сторону. При цене $0,003 за запрос никто не пытался торговаться. Когда я поднял ставки в 6,7 раз до $0,02 за запрос, все начали спрашивать о скидках за объем. Затем заявляли, что заключат договор только после того, как у Zestful появится их любимая функция. В ответ я отправлял следующую фразу:
Отлично! Можете предварительно оплатить три месяца обслуживания, и ваш платежный цикл не начнется, пока эта функция не станет доступна.
С тех пор я ни разу не обжегся на запросе новых функций.
Мои цены достаточно высоки, а большинству клиентов приходится тратить на Zestful несколько сотен долларов в месяц, так что клиенты не донимают меня рассказами о «важнейших» функциях, которые я должен реализовать, чтобы получить от них пять долларов. Интересно, что у самых крупных клиентов даже не было таких пожеланий, и эти сделки закрывались в течение нескольких дней.
Стремиться к правильной идее — значит отказаться от неправильных
В свой первый год инди-разработки я был как щенок, который бросается в погоню за каждым мячиком, который случайно прокатился мимо. Если один из проектов не достигнет успеха, то буду работать над любой идеей, которая следующей придет в голову. Создание «быстрого» прототипа в начале проекта казалось дешевым и простым, но всегда занимало недели кодирования, а потом месяцы работы по поиску клиентов.
Мой друг Дэвид Тот научил меня фильтровать идеи. Он отметил, что любая идея, которую я пытаюсь реализовать, определяет бóльшую часть моей жизни в течение как минимум нескольких месяцев. Поэтому ее стоит тщательно выбирать. Вместо того, чтобы хвататься за первую хорошую идею, Дэвид генерирует идеи до тех пор, пока у него не будет списка по крайней мере из десяти штук. Затем тщательно оценивает этот список, выбирая идею с наибольшими шансами на успех.
Книги «Начните с малого, оставайтесь маленькими» (мои заметки) и «Тест от мамы» (заметки) тоже повлияли на мой подход к новым проектам. Обе книги поощряют начинать с исследования рынка, а приступать к созданию продукта позже. В результате я стал консервативно относиться к любой разработке и позволяю себе отказаться от нее по результатам исследования.
Более амбициозные цели
Когда я в прошлом году поставил цель зарабатывать 500 долларов в месяц, люди призывали задать более высокую планку. У новых проектов большая вероятность неудачи, так что я могу с таким же успехом поставить цель в миллион.
Оглядываясь назад, мне всё равно кажется, что 500 долларов в месяц было разумной цифрой. Проект Is It Keto стал хорошим «бизнесом для начинающих», потому что его механика настолько проста. Реклама и партнерские программы генерируют в среднем около $0,01 с одного посетителя. Больше посетителей — больше денег, поэтому я стал экспериментировать с различными стратегиями роста, не беспокоясь о таких вещах, как ценообразование, воронки продаж или поддержка клиентов. Было приятно наблюдать, как доходы начались с жалкого доллара в месяц, а затем росли на 50−150% каждый месяц, достигнув $400 в декабре.
Обратная сторона медали — ограничения низкорентабельного бизнеса. Когда вы получаете с клиента всего один цент, то многие варианты расширения бизнеса отпадают. Нет смысла платить $0,50−1,50 за переходы по баннерам, если посетитель приносит только $0,01 выручки. Я хотел бы привлечь сотрудника для написания контента, но даже самый дешевый фрилансер за $200 в месяц окупится только если удвоит трафик.
Теперь, когда я начинаю свой третий год как инди-разработчик, я готов на более крупные ставки. Рост проекта Is It Keto придает уверенности. Это означает, что я возьмусь за более амбициозные проекты, которые в случае успеха позволят нанять пару подрядчиков на неполный рабочий день.
Мне по-прежнему это нравится
Поскольку последние два года я несу финансовые потери, то многие думают, что я сожалею об уходе с тепленького местечка в Google. Часто разработчики испытывают эмоциональное выгорание через год или два, но у меня его не было. Я списываю это на здоровое чувство неуверенности в начале этого приключения — я был готов к неудачам, прежде чем придет успех. И легко избежать финансового стресса, если у вас хорошая подушка безопасности.
Каждый день я спускаюсь на первый этаж своего дома и наслаждаюсь неторопливым завтраком со своей девушкой. Мы живем в конце улицы, и когда она уходит на работу, дом погружается в абсолютную тишину. Поработав 60-90 минут, я планирую остаток дня. Я не работаю после обеда или по выходным. Если чувствую сонливость в три часа дня, то вздремну, и не нужно беспокоиться о том, что думает мой менеджер.
Прежде чем уволиться, я больше всего мечтал о полной независимости. Это действительно оказалась так приятно, как я и предполагал. Мне нравится полная автономия в течение дня и свобода полностью менять направление своего бизнеса или начинать всё сначала, когда это кажется правильным.
Я буду делать это вечно.
Результат по достижению целей
Год назад я поставил четыре цели. Вот результат по пятибалльной шкале:
Достичь выручки $500 в месяц со всех проектов
Оценка: 4+
Я достиг этой цели в том смысле, что за год среднемесячная выручка составила $604, а за последний квартал $1657 в месяц, но это похоже на читерство, поскольку учитывает огромную сделку в декабре. Без этой сделки декабрьская выручка равняется $441, что ближе к ожидаемым показателям в начале 2020 года. Это не совсем 500 долларов, но довольно близко.
Выступить на трех конференциях по программному обеспечению
Оценка: 5
Три конференции приняли мои предложения выступить, и я горжусь всеми тремя докладами:
Конференция | Мои заметки по итогам | Презентация |
---|---|---|
NERD Summit | — | «Инструменты и методы модернизации любой кодовой базы» |
PyTexas 2019 | Заметки | «Почему хорошие разработчики пишут плохие тесты» |
PyGotham 2019 | Notes | «Почему хорошие разработчики пишут плохие тесты» |
Мне нравятся конференции, я получаю там полезную информацию, но если честно, они немного мешают профессиональной и личной жизни. В промежутках между поездками, подготовкой докладов и посещением самих мероприятий я от шести до восьми недель работал над презентациями.
Я продолжу подавать заявки и посещать конференции в 2020 году, но теперь более избирательно, чем в прошлом году.
Опубликовать 12 постов в блоге
Оценка: 4
В зависимости от того, как считать, в прошлом году я опубликовал 9 или 13 постов. Там девять отдельных постов, но один из них представлен в пяти частях (руководство по найму авторов). В целом, я доволен работой за год, хотя хотелось бы опубликовать что-то более популярное.
Освоить JavaScript-фреймворк
Оценка: 5
Я не эксперт по Vue, но бегло освоил его. По крайней мере, могу быстро разрабатывать сайты, не застревая на самом фреймворке.
Я много лет бился головой об стену с Angular, и теперь наконец-то нашёл фреймворк, который подходит для индивидуальных разработчиков, чему очень рад.
Что дальше?
В течение следующего года я надеюсь сосредоточиться в основном на проекте WanderJest. Этот сайт я создал несколько недель назад.
WanderJest — это ресурс для поиска комедийных шоу
Трудно найти стендапы, шоу и выступления в конкретных районах, потому что объявления разбросаны по группам Facebook, сайтам клубов и продавцов билетов, таких как TicketMaster и Eventbrite. Надеюсь, что агрегатор WanderJest объединит эти разрозненные источники и сделает поиск мероприятий проще. В принципе, это идея Bandsintown, только для юмора.
Пилотная версия работает в Западном Массачусетсе, где я живу, но скоро я расширю проект и на другие районы.
Цели на третий год
Вот чего я надеюсь достичь в третий год своей карьеры инди-разработчика:
- Получить выручку $20 000 от всех проектов.
- В 2019 году выручка утроилась, так что я планирую снова ее утроить.
- Опубликовать десять постов в блоге.
- Это примерно один пост в месяц с достаточным запасом времени для более длинных постов и для подготовки презентации на конференции.
- Изучить одну новую технологию.
- Изучение совершенно нового языка или фреймворка обычно улучшает мое общее представление о программном обеспечении. Хорошо бы найти повод изучить Rust.
Что еще почитать
- Отчет DORA за 2019 год: как повысить эффективность DevOps
- Всё дело в Agile: популярные мифы о гибкой разработке
Перевод подготовила команда облачной платформы Mail.ru Cloud Solutions.
Читать все наши статьи и переводы на Хабре.
Автор: Андрей Пшеничнов