Project manager — миф или реальность? Или зачем он нужен в сфере визуальных эффектов?

в 9:05, , рубрики: 3d graphics, 3d графика и анимация, cgi, CGI (графика), grooming, maya, postproduction, project management, Блог компании ua-hosting.company, Компьютерная анимация, Работа с 3D-графикой, управление проектами

Я очень долго думал, нужно ли писать статью на столь банальную тему. Но так сложилось в жизни, что за очень короткое время мне попадалось быть участником настоящих холи варов на эту тему. Как я понимаю тема больная, по большой части из-за горького опыта работы с псевдо “специалистами” и глобального непонимания комьюнити роли ПМа на проекте.

Я уже представляю толпы людей, которые закидают меня тапками, ведь и так понятно “менеджер зло”, “убийца креатива” и вообще ненужное звено в процессе… Но это статья о том, как менялось мое воспринимание менеджерского состава на проекте, как я учился различать “свой-чужой” и главное, как я дорос до понимания роли Project manager.

О себе. Первый студийный опыт

Мое первое знакомство с компьютером, как инструментом волшебника произошло в далеком 1999 году! Тогда, будучи увлеченным любительской астрономией, мне не хватало средств для исследования изображений небесных тел. Если просто, мы все делали на пленку! С помощью фотоаппарата а-ля Зенит, прикрученного к объективу телескопа, мы делали серию фотографий в черте города, проявляли пленку, распечатывали фотографии. Кто помнит это прекрасное время, тот меня поймет. Зернистая картинка с неравномерным освещением и конечно же самые обычные оптические аберрации на любой вкус… На тот момент я учился в техникуме и своего компа у меня не было. На выручку пришел товарищ с технаря, у которого комп и был и который познакомил меня с Фотошопом. Теперь мой техпроцесс включал еще сканирование готовых фотографий, обработку их в фотошопе (руками убирал всю каку, что мог) и распечатку уже готовых улучшенных изображений. С этого момента я влюбился в мир компьютерной графики. В университете мое хобби переросло в специальность (по диплому я астрофизик). Для конференций мне не хватало чего-то более крутого. Так в моей жизни появилась 3DSМах. Теперь можно было визуализировать сложные системы, а также создавать анимационные привизы.

Прокачав навыки молодого джереналиста и осознав все тягости голодной студенческой жизни, я начал пробовать себя на поприще фриланса…. Так слово за слово, уже 20 лет (а я и не заметил) компьютерная графика является моей неотъемлемой частью жизни. О моем боевом опыте за этот период можно написать целую статью, но сегодня мы говорим о менеджерах.

Project manager — миф или реальность? Или зачем он нужен в сфере визуальных эффектов? - 1И так в 2003 году у меня появился собственный компьютер дома. До эры свободного и доступного интернета оставалось еще пару лет. Весь профессиональный софт, как и туторы по нем, был честно скачанный в компьютерных классах родного университета либо купленные на радиорынке. Уже во всю отгремела трилогия Властелина Колец и на просторах СНГ началась эра Дозоров! Вы помните, как круто это было для нашего рынка? Я не то, что влюбился в возможности компьютерной графики, я стал параноиком. Целью стало во что бы ни было попасть в студию! Желание было огромным, но кушать хотелось уже сейчас. В 2004 3DSМах заменила Maya. Фриланс был не стабильный и полным трешем. Но за него платили. Были как прямые заказчики, так и менеджеры. Все хотели быстро и за копейки. В большой своей части отношение ко мне было как к обычному кнопконажимателю. Количество некомпетентности в то время было огромным.

Только в 2008 году у меня получилось попасть в студию. За эти 4 года было получено сотни отказов. И даже “за печеньки” работодатели не хотели брать зеленых. Тогда еще не было позиции Trainee. Моей первой студией был компания, которая занималась архивизом. Физически в конторе было аж 5 артистов и 1 менеджер.

И так первый вид менеджеров — продюсер. Боги “а поговорить”. От их назойливости, умения договариваться и гибкости зависит будет ли у конторы заказы. Нас 5 человек делали очень крутые проекты, которые технически не уступали большим студиям в СНГ. Но большую часть проектов вылавливал для нас 1 человек. А вот функцию ПМа (как я сейчас понимаю) выполнял наш директор. Точнее, как тогда было модно, директор был всем: и артистом, и супервайзером, и ПМом, и Богом. Всеми процессами внутри студии занимался он и было нам счастье. Но кризис строительного бизнеса внес свои коррективы. И я снова вернулся на фриланс.

Киевский постпродакшн

И вот наступил тот момент, когда я стал ненавидеть продюсеров. В 2012 году мне посчастливилось попасть в первую в своей жизни “акулу рекламного бизнеса”. Она меня с большим аппетитом проглотила и начала понемногу переваривать. До этого я уже работал достаточно времени в компании, которая занималась 3D мэппингом. Работа в сжатых сроках, часто без сна, давало ложное чувство беспечности. Типичный киевский постпродакшн тогда (да и сейчас мало что поменялось) — несколько артистов, еще чуть больше ребят на композе и монтаже, и толпа продюсеров. У каждого продюсера свой проект иногда и не один. Нормальная ситуация, когда на одном артисте весит до 5 проектов и все пипец как срочные. Абсурдом было то, что все продюсера сидели в одной комнате, а мы в другой. Они весело курили на улице, пили чай, переписывались с клиентами и никому не пришло в голову спросить один одного кто на кого какой проект повесил! Ну не может один человек одновременно моделить объекты для разных проектов. Симул + еще что-то, если позволяет ресурс машины, еще как-то можно с тупняками, но …

Project manager — миф или реальность? Или зачем он нужен в сфере визуальных эффектов? - 2

Классика жанра — пятница, вечер, около 17:00, приходят правки и до понедельника надо сделать. И да в тоне приказа. Мы то понимали, что от этих проектов зависит зарплата. Но у нас сложилось впечатление, что жопу они рвали за ставку +%. Ну очень они мажорно у нас жили. Через пару месяцев и я начал слать продюсеров подальше и очень грубо. Главная черта продюсеров — усрись, но сделай и пох как. Ты для них только инструмент. Перемелет система и выкинет. Есть только работа. Твоя жизнь и здоровье не имеет значение. Для тех, кто сейчас думает мол, что взять с девочек-припевочек, могу сказать одно — типаж «продюсер» пола не имеет. До 2014 года все мои продюсера в разных студиях были только крепкие мужики. Этот опыт был неоценим. Помимо офигенной стрессоустойчивости, роста как артиста и интересных проектов, я понял, как взаимодействовать с “псевдо специалистами”.

Правильный ТОП — менеджер, как залог успеха

И так, я плавно подошел к теме ПМа на проекте. И снова кризис. В 2014 году реклама лежала на дне. Я уже попробовал свои силы на крупном сериальном анимационном проекте в роли супервайзера. Раздался звонок. Меня приглашали на амбициозный анимационный проект во Львов. И я поехал. Было страшно и много скептицизма в голове. Проект был в начальной стадии, людей было мало, а сроки были конкретными. У нашего директора было четкое понимание чего он хотел и как этого добиться. Моя задача как супервайзера была настроить весь пайплайн с нуля и всю техническую реализацию проекта. Это потом я узнал, что наш директор побывал ТОП-менеджером в крупных компаниях и он офигенный управленец. Отдельной позиции ПМа у нас не было. Все было на его плечах. Главная черта Project manager — порядок. Спустя 10 лет своей профессиональной деятельности я обрел спокойствие. У нас не было овертаймов никогда! Режим был как на заводе. Рабочий день строго с 9:00 до 18:00. За опоздание более чем на 30 минут штраф. Ровно в 18:00 директор прекращал нашу работу. В течение 15-30 минут ребята расходились по домам, а кто оставался то по своей воле и это не считалось овертаймом! Обед ровно час в одно и тоже время. Все плюшки хорошей галеры были всегда. Изначально было дико. Привыкал пару месяцев. Особенно после работы с той кучей времени, по началу, что была после работы. Я привык перерабатывать и засиживаться до позна, а тут свобода! Но продуктивность взлетела в разы! За разговоры не по теме больше 10 минут делали выговоры. Не было длительных курилок и обмывания косточек на кухне. Мы просто творили. Когда запустили продакшен на полную, начали набирать молодых и зеленых выпускников с различных школ. Ребята набивали руку уже на рабочем проекте. Им выдавали ровно столько, сколько могут. Их гармонично вводили в рабочий процесс. Да так грамотно, что через пару месяцев были готовы полноценные рабочие юниты. На все были инструкции. И они были грамотно составлены, и они работали. Все косяки, которые были в процессе — исключительно сознательный человеческий фактор. Мы тяжело работали. Мы творили. К нам прислушивались! Мы много фанились всем офисом. Директор устраивал нам офигенные тимбилдинги. У всех было кучу свободного времени для развития. Планирование было на таком высоком уровне, что даже факапы не влияли на сроки. Вопрос с отпусками был решен изначально — все уходили летом одновременно. Как результат — успешный проект по сей день.

Друг или враг?

У каждой творческой личности есть свое виденье того, как надо делать крутой проект. И каждый из нас терпеть не может, когда ему указывают на то, что ему делать. А еще бесит, когда подходят и за№обывают фразами “когда сделаешь?”, “ты обещал еще вчера”, и коронная фраза “сколько у тебя уйдет на это время?”. Правда знакомо?

Признаюсь честно, наверно до зимы прошлого года, я не воспринимал роль ПМа на студии как необходимость. А связано это было с тем, что я не понимал его обязанности. Вот с продюсерами я работал много. Мнение сложил. А вот кто такой проджект менеджер? Что это за зверек? А чем он отличается от продакта? а вообще ли есть разница? Судя по запросам хантеров и количеству специализированных эвентов, проджект менеджеров как нерезаных собак.

Не все витамины одинаково полезны. Если ваш проджект ведет только таблички и митинги — это продюсер!

Грамотный Project manager:

  1. Стратегическое планирование. Настоящий ПМ понимает сроки, объем работ и количество ресурса необходимого для реализации проекта. В сроки закладываются большая часть рисков очевидных и нежданчиков. Вплоть до сезонных больничных на грипп. Весь процесс составляется только после обсуждения с топами команд и заказчиком. Проект мало сделать в срок, но надо еще грамотно разложить все расходы. Любое отклонение от плана, влияет на успешность проекта. Весь проект должен быть независимы от конкретных юнитов. Это позволяет людям уходить в отпуска и на больничные.
  2. Управление рисками. В Библии ПМов есть одна умная мысль про риски. Можете проверить вашего ПМа читал он ее или нет. Идея, риски — это позитивные или негативные процессы, которые влияют на проект. То есть управление рисками — намного больше, чем куча говна. Обновление всего железа для проекта, влечет за собой отодвигание сроков.
  3. Клей всего процесса! Проджект знает все. Если он еще объединяет роль эйчара и офис менеджера, то абсолютно все. Вплоть до того сколько туалетной бумаги уходит и кому нужна бумага помягче. Правильный ПМ умеет балансировать на грани. Его задача не влезть в говно. Предсказать все факапы наперед. Если жопа надвигается, то выдать лидам лопаты и говорить, когда укреплять дамбы. В идеальной ситуации этот милый зверек кусает только лидов отделов и до рядовых сотрудников он не добирается. Но помним, проджект знает все!
  4. Ценит время. Как свое, так и чужое. Митинги по 3 часа допустимы только в очень редких случаях. Большую часть времени у ПМа уходит на планирование и анализ. Лучше провести больше времени со спецами и все взвесит и утвердить, чем потом работать с овертаймами и выходить на выходные. Страшный сон ПМа — провисание одних отделов и полный завал других. Если ты любитель попить кофе и поболтать с коллегами на кухне половину рабочего дня, точно будешь в чёрном списке. Этот тот человек, который не позволить тебе тончить больше, чем нужно.
  5. Работает на результат. Это единственный человек, которого вы%бут за все факапы команды! Не лидов, а ПМа. Даже если он предугадал проблему и решил ее заранее, ему никто не скажет спасибо. Лид будет сидеть и подтягивать хвосты за всех в отделе, супервайзер будет выкручиваться уже из того, что отдадут ему лиды. Проджект обязан контролировать весь процесс. От сториков до финального монтажа и звука (если брать анимационный проект). Если проект вышел в срок, нужного качества и без превышения бюджета, только тогда он считается успешным.

На последнем анимационном проекте я проработал около 4 лет. Наш продукт недавно вышел на большой экран. У нас был аж 1 Project manager, которого взяли аж через 1,5 года после старта проекта. В тот момент, когда продакт был с самого начала. Вот когда уже было нафиг все поломано, наняли человека разгребать. Как я понимаю, это скорее правило, чем исключение. И этим грешит не только наша индустрия, а IT в целом. Побыть в роли ПМа человеку дали аж неделю. Дальше это стал мега человек. В его функции входил коктейль обязанностей от проджекта/ эйчара/ офис менеджера. И все это было урезано. В первый день работы был уволен единственный лид по анимации. Человек строгий, но пряморукий. По причине конфликтов с подчиненными его и уволили. Но не только за это, но жалобы задолбали начальство. И как у Змея Горыныча выросло аж 3 головы, вместо 1. Появилось 3 отдела аниматоров и 3 лида над ними. Выбирали из того, что было. Это и подкосило проект в дальнейшем. Выше я уже говорил, что у нас, творческих личностей, есть свое виденье. А теперь нас ограничивают творчеством других. И, о Боже! Говорят уступать и прогибаться. Введут какую-то статистику. Тычут носом в какой-то график. И постоянно сидят у начальства. Приколы между лидами анимации проявились уже через 2 недели совместной работы. После первой стычки с ригером на тему “и что ты сделал?” и “когда?”, ПМа попросили привселюдно быть с артистами помягче. На этом этапе, проджекту надо было увольняться.

Project manager — миф или реальность? Или зачем он нужен в сфере визуальных эффектов? - 3Пункты выше я описывал, опираясь на постулаты ведения проектов, написанных вроде в 70х годах светилами экономики, на то время. Они реально работают, независимо к какой сфере их принимают. Да есть специфика индустрии, но принципы остаются непоколебимыми. Для этого проджект должен иметь полномочия и некую власть. Если его ее лишить, то ничего он не добьется. Наш менталитет таков, что если мы с чем-то не работали, то будем упираться всеми частями тела, а часто и палки в колеса вставлять. Проявиться это может по-разному. Закатывать истерики и пить кофе по 3 часа в день, мол надо для музы, может позволит себе только лодырь. Чисто мое ИМХО, если мы подписываемся на контракт в офис, то все свои проблемы надо решать в нерабочее время. Хороший специалист умеет работать в любых условиях. Это отличает профессионала от любителя.

Признаюсь честно, от нашего ПМа тоже получал по шапке. Без истерики и пены из рта. Да громко. Да в отдельной комнате наедине (не опуская перед подчиненными). Грамотно и доступно для меня было разложено, где я накосячил. Есть у меня грешок — люблю тончить. Вот про перфекционизм в работе — это прям про меня. Одного раза мне не хватило, чтобы я прекратил тончить. А процесс горит. Все сроки сгорели еще до найма проджекта. А за мной еще куча симула… Короче говоря, разговор получился продуктивным. Мне предоставили статистику продуктивности моей команды и меня за 2 года. В цифрах разложили, чего мой характер стоит для других отделов и нужное время для фикса этого. Короче ничего сложного. Сухая математика меня переубедила и позволила прислушаться к словам проджекта. А как наш ПМ задолбал всех лидов на тему проверок анимационных шотов! Лиды тоже артисты! Административная работа убивает в тебе творчество. Хочется что-то полезное сделать, а тут проверки, митинги и обучение новых специалистов…. Но без стабильных апрувов работа будет провисать у одних отделов, в то время как другие будут пиково засыпаны работой.

С точки зрения меня, как артиста — проект успешный. У меня будет, что положить в портфель. Технически по реализации, конечно, не Пиксар, но для СНГ очень и очень достойный уровень. Учитывая какими силами, мы его делали (нас в пике было до 70 человек), вообще результат офигенный. С точки зрения проджекта — полностью провален. Приходилось прогибаться под всех. Руководство не слушало прогнозов на полгода вперед, не принимало конструктивной критики. У проекта не было ни плана, ни стратегии. А времени на перемены не было. Все делалось на коленке. В узде надо было держать всю студию, не давая распылятся. Весь креатив надо было собрать воедино, обработать и выдать в виде рабочего плана. Супервайзер же не желал делегировать полномочия, нагружал как свой организм, так и не повышал значимость ПМа на проекте. Люди сознательно брыкались любым графикам и отчетностям. Каждый пытался найти виновного в другом отделе, лишь бы пройти QA. Все не хотели меняться. Как не парадоксально звучит, но самыми организованными были самые креативные — художники. Они любопытные люди и были готовы попробовать что-то новое. И им зашло.

Где пригодится Project manager

Опираясь на мой стаж и опыт в разных сферах 3D, я вижу для себя такие случае, где без проджекта обойтись не можно или очень сложно:

  1. Очень большой проект с большим количеством мелочей и участником. Любого уровня сложности.
  2. Международная команда с разношерстным спектром рабочих программ. Проджект организует хорошую работу вне часовых поясов и организует слаженную передачу данных в нужном формате.
  3. Маленькой команде с потоком новых коротких проектов. Особенно когда они однотипны.
  4. Стартапы, приглашать с самого начала (!), когда очень много неясного и неизведанного.
  5. Инновационные проекты. И вообще проекты, где надо делать кучу тестов и аналитики.
  6. Команда молодых и креативных. Любое творчество надо организовывать.
  7. Анимационные проекты маст хев!
    Главное условие — проджект должен быть с момента задумки проекта! Для эффективной работы, он должен работать по канону. У ПМов есть понятие инициализации проекта (вроде так). Это когда проходят длительные митинги с ТОПами студии, возможно даже с заказчиком, лидами и ключевыми артистами. На этих встречах обсуждаются важные организационные и технические моменты. На них решаются такие вопросы: потянем / не потянем?; сколько людей надо на проект и кто какие роли займет; какие роли кем можно продублировать (очень важно понимать, что незаменимых людей нет); сколько надо времени на тесты той или иной задачи; какие проблемы могут возникнуть технического и человеческого характера (тот же рендер зависит и от оптимизации настроек артиста и от железки); какие лицензии на софт нужны и сколько; на каких актуальных версиях софта будет делаться проект… И только после тестов, согласования плана, прописывания бюджета и утверждения сроков, начинается сам проект! Все это делается до предпродакшена! Когда все уже ясно и проверено. Далее остается только помогать коллективу придерживаться заданного курса. Вот для этого и нужен Project manager.

    Project manager — миф или реальность? Или зачем он нужен в сфере визуальных эффектов? - 4

    Где он не нужен:

    1. Вы работаете только по шаблону. Любые выбросы креативности не выходят за грань поставленного типичного ТЗ. Для примера, вы делаете пивные баночки или мобильные телефоны. Вы гуру в этом! Для поиска заказа Вам никто не нужен или Вы можете ограничиться услугами продюсера. Вы сами управляете сроками и качеством выполнения.
    2. Проекты-однодневки. Ну или не дольше 3-5 дней. Там нечего планировать. Сел и сделал.
    3. Если вы команда звезд, то не губите человека. Наймите себе на проект таково же звездного продюсера и будет вам счастье. Креативная девочка с тонкой душевной организацией прекрасно впишется в коллектив. В команде будет царит творческий хаос, но конфликтов будет по минимуму. Проджект же по своей природе будет пытаться все причесать и уложить. Это процесс болезненный для всех. Если вам повезло заполучить проджекта еще с международными сертификатами, будет кровавая бойня. Проект кардинально не поменяется, а вот на кухне и курилке всегда будет о чем покудахтать.
    4. Вам понравилось слово, и Вы падки на новые тенденции. Еще года 3-4 назад не было такого количества запросов на эту прекрасную вакансию. Раньше все симпатичные девочки были тестировщиками, теперь или хантер/эйчар или проджект менеджер. Хотя по большей части после прочтения большей части вакансий, я сделал вывод, что люди ищут обычного продюсера. Не ПМа, а именно продюсера! Просто вести таблички — это не задача проджекта. Он планировщик и должен в глаза говорить правду матку. Все новомодные ваши скрамы, аджайлы и тд, только форма достижения цели. Аджайл вообще философия. Это как сказать, что я мясоед. От этого мои профессиональные навыки ну вообще никак не зависят. Для начала надо разобраться в терминологии, а потом уже подбирать персонал на роли. Это существенно упростит жизнь и убережет от недопонимания.
    5. У вас проект-отдушина. Вы не хотите коммерческой выгоды. Работаете для себя или у вас группа единомышленников. Вам не важен финальный результат. Вас прет сам процесс. И пусть прет дальше! В этом случае важен ваш внутренний тайм менеджмент. Вам не нужен посторонний наблюдатель. Вам не нужна оптимизация процесса. Вот если вдруг вы захотите баблища и будет какой-то план, то без ПМа цели быстро вы не достигните.

    Сейчас я работаю на фрилансе. Проекты я веду только с проджектом. У меня не болит голова за сроки и планирование. Частично коммуникацию с клиентами введет тоже ПМ, что в случаи моего горящего пукана не сказывается на самочувствии клиента. Взаимодействие между командой, подготовкой материалов и другими организационными моментами занимается всё тот же ПМ. Я могу просто отдаться творчеству! Мне не дают тончить и уходить в перфекционизм, когда это на грани видимости, что очень ускоряет рабочий процесс. Поиском референсом я тоже не занимаюсь. А главное, меньше проблем с клиентами, поскольку просчитано много нюансов и верно рассчитаны сроки.

    В общем такой вот мой путь к пониманию роли и функциям ПМа в CGI индустрии. Спустя достаточно потрепанных нервов, подгоревших пуканов, скандалов и мозговыносов пришло понимание этого важного члена команды. И настал мир и спокойствие. Чего и вам желаю…

    Интересных вам проектов!
    С уважением, Юрий Дулич.

    Project manager — миф или реальность? Или зачем он нужен в сфере визуальных эффектов? - 5

    Немного рекламы :)

    Спасибо, что остаётесь с нами. Вам нравятся наши статьи? Хотите видеть больше интересных материалов? Поддержите нас, оформив заказ или порекомендовав знакомым, облачные VPS для разработчиков от $4.99, уникальный аналог entry-level серверов, который был придуман нами для Вас: Вся правда о VPS (KVM) E5-2697 v3 (6 Cores) 10GB DDR4 480GB SSD 1Gbps от $19 или как правильно делить сервер? (доступны варианты с RAID1 и RAID10, до 24 ядер и до 40GB DDR4).

    Dell R730xd в 2 раза дешевле в дата-центре Equinix Tier IV в Амстердаме? Только у нас 2 х Intel TetraDeca-Core Xeon 2x E5-2697v3 2.6GHz 14C 64GB DDR4 4x960GB SSD 1Gbps 100 ТВ от $199 в Нидерландах! Dell R420 — 2x E5-2430 2.2Ghz 6C 128GB DDR3 2x960GB SSD 1Gbps 100TB — от $99! Читайте о том Как построить инфраструктуру корп. класса c применением серверов Dell R730xd Е5-2650 v4 стоимостью 9000 евро за копейки?

Автор: YuriyDulich

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js