Для инвесторов и работников компании выход стартапа на IPO — праздник, но основателю компании и её исполнительному директору непросто пережить этот момент. Физически тяжело. В целом, первые годы жизни бизнеса — непростое испытание для предпринимателей, пишет The Wall Street Journal.
Слева на диаграмме показаны результаты исследования 2016 года, проведённого специалистами из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, Калифорнийского университета в Беркли и Стэнфордского университета. Это распространённость психических расстройств среди предпринимателей, в сравнении с контрольной группой. Среди них депрессия, ADHD (синдром дефицита внимания и гиперактивности), тревожность, злоупотребление психоактивными веществами и биполярное расстройство. По некоторым показателям предприниматели превосходят контрольную группу в несколько раз.
Результаты получены после опроса 292 предпринимателей. Таковыми считались основатели и сооснователи любого бизнеса или некоммерческой организации, с сотрудниками или без.
Конечно, стресс — неотъемлемая часть любой руководящей должности, но в случае с предпринимателями проблема проявляется особенно сильно. Как часто бывает с научными исследованиями, не совсем очевидно, где причина, а где следствие. Возможно, те уникальные черты личности и характера, которые толкают человека рискнуть и основать свой бизнес, одновременно делают его уязвимым для психических расстройств. Два этих мира как бы идут бок о бок, одно практически невозможно без другого: трудно быть спокойным и уравновешенным человеком в жизни, любителем поваляться в постели — и в то же время совершать рискованные поступки в бизнесе и развивать стартап бешеными темпами.
У некоторых предпринимателей «высокая степень энергии, низкая потребность во сне, драйв, который кажется далеко за пределами способностей обычных людей, и яркое воображение», — говорит профессор Керри Сулкович, видный нью-йоркский психоаналитик, который консультирует руководителей компаний. По его мнению, эти черты характера позволяют предпринимателям «продолжать идти, когда все остальные говорят, что это безумие», но также делает их уязвимыми для проблем с психическим здоровьем.
Основатели стартапов находятся под серьёзной нагрузкой, а работа без выходных в сумасшедшем темпе считается делом чести. Добавляется и психологическое давление: «На протяжении всего этапа поиска инвестиций, пока вы не найдёте ведущего инвестора, вы чувствуете себя дерьмом, потому что каждый инвестор, с которым вы разговариваете, объясняет, насколько ваш бизнес отстой», — говорит 46-летний Кимбал Маск (Kimbal Musk), который вместе с братом Илоном продал совместный стартап Zip2 за 307 миллионов долларов. В возрасте 27 лет он заработал больше денег, чем когда-либо мечтал, но после этого впал в депрессию.
Чувствуя себя потерянным, он поступил в кулинарную школу и продолжил запускать стартапы, но теперь исключительно кулинарные: Kitchen Restaurant Group, Big Green и Square Roots.
Другой предприниматель, 34-летняя Ребекка Жан Алонци (Rebecca Jean Alonzi), говорит, что у неё развилась зависимость от сладкой еды, которую она поглощала долгими ночами, работая над стартапом Nourish по доставке еды с ферм в офисы. Выполняя первые заказы от стартапов Кремниевой долины, она набрала 15 кг. Чтобы справиться с зависимостью, девушке пришлось вступить в общество Анонимных Обжор (Overeaters Anonymous) и начать бегать, чтобы похудеть. Потом начались проблемы с концентрацией. В 2012 году психиатр диагностировал у нее синдром дефицита внимания и гиперактивности и прописал стимулятор Adderall. Препарат помог. По словам Ребекки, он сделал её «тощей, стервозной и очень продуктивной».
Однако в течение года начались головные боли, она бросила Adderall, решив, что в процессе создания компании по здоровому питанию причиняет вред собственному телу. Ребекка нашла другой выход: она воспитала нового генерального директора, который вступил в должность в этом году, а сама по-прежнему участвует в работе Nourish как «внутренний предприниматель», ориентированный на новые проекты. Теперь она регулярно занимается «восстановительными» процедурами, такими как глубокое дыхание, прогулки без мобильного телефона и босиком.
Хотя многие предприниматели находят способы справиться с давлением, для некоторых жизнь в таком темпе губительна.
Например, «гиперэнергетические» способности Брэндона Труакс (Brandon Truaxe) помогли ему запустить успешный и даже культовый косметический бизнес Deciem с сотнями сотрудников, но он сам в непомерных количествах употреблял эфедрин и кофеин. Близкие люди говорят, что Труакс начал использовать кристаллический метамфетамин в начале 2018 года, что сильно дестабилизировало его поведение. В октябре 2018 года инвесторы подали на него в суд за большое количество «тревожных сообщений» в социальных сетях и аренду новой штаб-квартиры без консультации с советом директоров. Основателя отстранили от управления компанией. В прошлом году он был трижды госпитализирован с галлюцинациями от тяжёлого злоуупотребления наркотиками, дважды в Лондоне и один раз в Канаде. В январе 2019 года Брэндон погиб после падения с 32-го этажа своей квартиры.
Брэндон Труакс, основатель культового косметического бренда Deciem
В IT-кругах говорят, что многие стартапы терпят неудачу из-за «человеческого фактора», а не из-за бизнеса. В исследовании 2016 года 92% из более чем 13 000 венчурных капиталистов, опрошенных Национальным бюро экономических исследований, определили «управленческую команду» как главный фактор неудач стартапов. «Шокирует, насколько часто стартапы терпят неудачу из-за недостатков личности и глубоких травм основателей и руководителей», — писал в твиттере Гарри Тан (Garry Tan), управляющий партнёр компании Initialized Capital, которая специализируется на инвестициях в стартапы.
Гениальный программист-самоучка Колин Кролл ушёл из колледжа, чтобы кодить. Запустил стартапы Vine и HQ Trivia и стал миллионером в 30 лет. Погиб в 2018 году от передозировки в возрасте 34 лет
Полученные инвестиции, иногда в миллиарды долларов, зависят от работоспособности основателей — и по этой причине многие скрывают свои проблемы, говорит Бен Таубер, исполнительный тренер Velocity Group: «Если вы поговорите с кем-то, он скажет, что все проблемы решены. Между тем, они убивают его изнутри».
По словам Таубера, одна из распространённых причин страданий заключается в том, что основатели и руководители стартапов во многом ассоциируют собственную значимость с успехом своей компании.
Дик Костоло (Dick Costolo) был исполнительным директором компании Twitter с 2010 по 2015 годы. Он превратил небольшой стартап в устойчивый бизнес и вывел компанию на IPO. Сейчас Костоло вспоминает, как справлялся со стрессом. Он говорит, что пришлось серьёзно усилить тренировки: бег, кроссфит, стойки на руках, всё, что могло отвлечь от работы. Управление стрессом стало постоянной задачей: «Нужно было что-тор предпринять. Я был постоянно одержим. Вы просыпаетесь в 3 часа ночи и спрашиваете: ну и что с этим делать?»
Некоторые венчурные компании сейчас больше внимания уделяют развитию основателей как личностей, а не просто как руководителей. В IT-бизнесе по-прежнему распространено мнение, что для успеха стартапа основатели должны буквально гореть на работе. Нужно бороться с этим заблуждением.
Столкнувшись с психическими проблемами, продать стартап — это ещё один выход, который со временем даёт чувство облегчения и надежду на выздоровление.
В 2018 году предприниматель Кимбал Маск, младший брат Илона, женился на Кристиане Уайли: дочь миллиардера тоже занимается экоактивизмом
Кимбал Маск рекомендует всем в некотором роде «покинуть планету»; сам он в качестве медитации каждое утро медленно взбивает яйца, а каждый год посещает фестиваль Burning Man.
Автор: alizar