«Я перестал делать то, в чем не вижу смысла»: проджект-менеджеры о своей работе и обучении

в 15:01, , рубрики: project management, project managment in it, Блог компании Binary District, Карьера в IT-индустрии, Управление продуктом, управление проектами, управление разработкой

Помочь корпорации увеличить прибыль с помощью анализа данных, запустить новый сайт или приложение, которые понравятся пользователям; сделать классный продукт вместе с командой для внешних клиентов — эти и другие задачи выполняют проектные менеджеры. Перед стартом нового курса Project Management in IT в Binary District мы спросили выпускников предыдущего набора о том, чем их привлекла эта сфера. Бывший инженер, разработчик и пиарщик рассказали о том, как они стали управлять IT-проектами, почему решили учиться этому дополнительно и где планируют применять свои навыки.

«Я перестал делать то, в чем не вижу смысла»: проджект-менеджеры о своей работе и обучении - 1

Дмитрий Костюченко, бизнес-аналитик команды Data Value Creation «Леруа Мерлен»

«Я перестал делать то, в чем не вижу смысла»: проджект-менеджеры о своей работе и обучении - 2

По первому образованию я инженер, получил диплом в МГТУ им. Н. Э. Баумана, но по специальности не работал. После окончания университета дополнительно учился в магистратуре НИУ ВШЭ на стратегическом и корпоративном управлении. В сферу IT попал, устроившись бизнес-аналитиком в одну страховую компанию. Позже работал на той же должности в IT-компании Luxoft. Успел поработать и в небольшом стартапе и консалтинге. а последние десять месяцев — в «Леруа».

«Леруа» в последние годы активно развивается, есть атмосфера стартапа. Если в Luxoft у нас в команде был отдельный проджект, то сейчас вместе с бизнес-аналитикой я по факту одновременно выполняю функцию проектного менеджера и частично Product Owner'а. Наша команда занимается проектами в сфере Business Intelligence и других проектов с данными. Это работа по анализу и подготовке данных для разных департаментов компании. Такие проекты могут длиться от нескольких дней до нескольких месяцев.

У «Леруа Мерлен» десятки магазинов в каждом из которых десятки тысяч товаров, тысячи процессов, миллионы клиентов. Данных очень много.

Простым и понятным примером проекта может быть разработка отчетности и витрин данных для одного из направлений. Допустим, магазину нужно определить, сколько товаров должно остаться на полках к концу месяца/недели, когда закупать следующую партию и каких объемов.

На основании данных строятся математические модели, исходя из огромного числа факторов, проверяются гипотезы на выборочных магазинах, оценивается их эффективность, и в случае успеха модель применяется на всю сеть.

Проектов много и все они разные. Для некоторых требуется 2-3 человека, для других проектов может быть значительно больше + активная работа со смежными командами и подразделениями. Моя роль, помимо анализа, заключается в том, чтобы расставить задачи от внутреннего заказчика (бизнеса, например) по приоритетности, декомпозировать сложные, распределить их между членами команды и следить за сроками их выполнения. К проектам, помимо штатных сотрудников, могут привлекаться подрядные организации.

В роли проектного менеджера мне приходится отслеживать узкие места на проекте. Они могут быть связаны с работой с другими командами и подразделениями – у них своя приоритизация, свое видение. Когда я только начинал работать, на одном из проектов мы совершили ошибку: не зафиксировали письменно все договоренности и не согласовали план проекта. В итоге на проект ушло не пять месяцев, как планировалось, а в два раза больше. Сейчас мы таких срывов не допускаем. Если я вижу, что срок по каким-то причинам затягивается, я сообщаю об этом заказчику и мы вместе придумываем, как минимизировать риски, потери и прочие неудобства.

Больше всего в нынешней работе мне нравится то, что я полностью перестал делать то, в чем не вижу смысла. Бывают компании, где ты просто выполняешь какую-то функцию, делаешь проект, а затем видишь, что он не нашел применения. Сейчас мне удается делать только то, в чем вижу value — вещи, от которых выхлоп для бизнеса будет максимальным. В этом для меня заключается драйв.

В будущем я вижу себя продактом, но пока я выполняю больше проектных задач, я решил, что для меня будет полезнее курс Project Management in IT. Мне хотелось понять, все ли я делаю правильно, посмотреть, какие методики и инструменты используют опытные менеджеры в других компаниях — лидерах рынка.

На курсе я увидел, что бОльшую часть своих задач я решаю так, как это делают коллеги-практики, которые изучали все это в процессе работы в своих компаниях, а не только по книгам. Но некоторые вещи, которые касались организации работы в команде, оказались для меня новыми: например, инструмент для ретроспективного анализа по методологии скрам team retro.

Переход от одного уровня к другому, как мне кажется, должен быть постепенным. Позже в этом году планирую пройти еще курс для продакт-менеджеров — вот там уже буду изучать, как решать продуктовые задачи.

Сергей Рычагов, руководитель отдела веб-разработки Coral Club International

«Я перестал делать то, в чем не вижу смысла»: проджект-менеджеры о своей работе и обучении - 3

Я окончил Рязанский государственный радиотехнический университет по специальности «Информационные системы и технологии», кафедра АСУ. Еще в школе занял второе место в городском конкурсе по разработке сайтов, с тех пор разработка стала моим хобби. В 2006 году во времена студенчества открыл ИП в Рязани, зарабатывал созданием сайтов. Через три года, когда получил диплом, переехал в Москву. Хотелось получить опыт работы в больших компаниях, научиться чему-то новому и развиваться в окружении специалистов.

В компании, куда я устроился после переезда, моя должность называлась «менеджер интернет-проектов», но одновременно я по-прежнему занимался разработкой. Затем стал тимлидом и все меньше уделял времени разработке. Успевать за новыми трендами в качестве разработчика я уже не мог, но у меня появились управленческие компетенции. В Coral Club я занимаю должность руководителя отдела, и отвечаю за веб и мобильные приложения.

Coral Club — это международная компания, в которой работают сотни людей. В моем отделе — 16 сотрудников. Изначально их было меньше: мы начинали с трех человек. Сейчас у нас три основные задачи: разработка нового сайта компании и ее нового интернет-магазина, а также мобильных приложений для Android и iOS.

На курс Project Management in IT я пошел, чтобы сравнить опыт Coral с опытом других крупных компаний.

В российских компаниях нередко менеджерами называют сотрудников, не имеющих в подчинении ни одного человека, так что метрики и показатели эффективности могут различаться.

Кроме этого, курс пригодился мне для своего проекта, которым я занимаюсь в качестве хобби. Это онлайн-сервис Scrum Time для управления проектами по методологии Scrum, я запустил его несколько лет назад. Изначально я создавал его для того, чтобы проверять свои гипотезы в сфере маркетинга и разработки.

В рамках курса у нас был отдельный блок лекций по дизайну продукта, который вел руководитель департамента UX и UI «Мегафона» Григорий Савенок. Благодаря его лекциям я начал смотреть на дизайн совершенно с другой стороны.

Теперь для меня дизайн — это не просто красивая картинка; прежде всего это здравый смысл.

Мы начали анализировать поведение пользователей, выявили недоработки в UX и логике. Заново спроектировали пользовательские пути и только после этого приступили к разработке дизайна. С этим пониманием и новыми знаниями, которые я получил на курсах Binary District, мы начинаем разработку нового сайта в нашей компании.

Также мы сейчас начинаем внедрять Agile, меняем структуру и подход работы, объединяемся с другими подразделениями, создаем отдельное подразделение для E-commerce. Цель на ближайший год — увеличить показатели интернет-магазина, а также запустить наш новый сайт и мобильное приложение. В будущем хочу больше погрузиться в работу продакт-менеджеров. Думаю, создание e-commerce-команды мне в этом поможет: по крайней мере, я смогу увидеть работу Product Owner и владельца проекта поближе.

Андрей Еременко, Product/project manager Tinkoff.ru

«Я перестал делать то, в чем не вижу смысла»: проджект-менеджеры о своей работе и обучении - 4

Мой путь в проектный менеджмент весьма нестандартный. По образованию я пиарщик, а в Tinkoff пришел во время учебы на операционную работу, которая далека от IT. Через некоторое время я уже руководил отделом продаж, а затем перешел в департамент взыскания на ту же роль. Спустя 2 года заскучал и захотел новых вызовов. Перешел в департамент бизнес-технологий, через 3-4 месяца адаптировался к роли PM.

Мне сильно помог управленческий опыт, коммуникации и развитая эмпатия. «Софтовые» навыки руководителю проектов нужны не меньше «хардов» – об этом говорили спикеры Binary District, и я с ними согласен. Если умеешь писать запросы к базам данных, разбираешься в верхнеуровневой архитектуре и понимаешь, из чего состоит продуктовый цикл, то программа-минимум выполнена.

Сегодня в Tinkoff я руковожу тремя IT-проектами. Сервис для малого и среднего бизнеса «облачный колл-центр» — в их числе. Предприниматель приходит к нам со своей холодной базой (или без нее), загружает в личный кабинет и настраивает параметры обзвона. Затем удаленные операторы по всей России обзванивают загруженную базу и продают товары или услуги. Заказчик слушает звонки из личного кабинета и смотрит статистику состоявшихся продаж.

Облачный колл-центр — продукт собственной разработки. Это набор приложений, объединенных в единый клиентский сервис. У меня тут двойная роль: проектная и продуктовая. Как проектный менеджер, я отвечаю за производственный цикл программного обеспечения. Ищу и устраняю узкие места. Взаимодействие при этом редко выходит за пределы команды. Как продакт-менеджер — отвечаю за стратегию и экономику продукта. Мониторю рынок, общаюсь с пользователями. В этой роли общаюсь с партнерами, юристами, маркетологами и сэйлзами.

В Tinkoff работаю уже 9 лет, и мне было интересно «выйти из коробки», чтобы посмотреть, как все происходит у других. Какая терминология используется в других компаниях, какими инструментами они пользуются, что я делаю неправильно и почему. По ходу курса я понял, что в работе недостаточно внимания уделяю качественным исследованиям.

Лекции по выстраиванию командных процессов тоже «зашли». В моей проектной команде 16 человек: бизнес-аналитики, разработчики, QA и UX/UI-дизайнеры. Эффективно управлять такой командой, опираясь на одни договоренности, невозможно. Выбираешь фреймворк и стараешься сделать так, чтобы команда его придерживалась.

В ближайшие пару лет я вижу для себя два сценария: окончательно перейду из проектного менеджмента в продакты, либо займусь предпринимательской деятельностью. В любом случае, курс оказался для меня полезен.

Работа с заказчиком, управление качеством, продуктовая аналитика и кастдев — далеко не полный перечень знаний, которые необходимы хорошему проджект-менеджеру. Их можно получить на курсе Project Management in IT. Кейсами из своей практики на эту тему делятся менеджеры «Тинькофф Банка», ABBYY, Acronis, Skyeng, Dodo Pizza, «МегаФона» и МТС. Ближайший курс пройдет 18 марта — 13 апреля.

Автор: Masha_IT

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js