VSaaS-провайдер принимает на себя все заботы по обслуживанию ПО и оборудования, а это значит, что когда приходит время взять в руки гофры, кабели и стриппер, мы забываем про облако и работаем «в поле» – иногда в прямом смысле слова.
Приятно в теплом офисе работать на стеке Python 3, Asio, MongoDB, Docker и Consul, но камеры сами себя не поставят. Мы сотрудничаем с монтажными организациями по всей России, а в сложных случаях отправляем на проект своих спецов.
Итак, этот пост о монтажных работах на интересных объектах с примерами, собранными из нашей истории и мировой практики. В наших примерах – тяжелые будни, в глобальных кейсах – случаи поучительные.
Самое большое число камер
Мы не знаем, сколько камер контролируют территории Кремля, Пентагона, Рейхстага. Подозреваем, что эти и подобные объекты должны быть лидерами рейтинга «самое большое число камер на квадратный метр». Но информация засекречена. Поэтому посмотрим на гроздья систем безопасности, доступные для внешнего обозрения любому.
Крайне сложно создать государственную систему видеоконтроля, подобную решению в Китае. Cейчас в среднестатистическом китайском городе на 10 млн человек приходится от нескольких сотен тысяч до миллиона камер. Для сравнения в Москве установлены 160 000 камер.
В конце 2017 г. в Китае было более 170 млн камер видеонаблюдения, за три года планировалось подключить к сети еще около 400 млн. В городах камеры могут ставить даже в избыточном количестве. На картинке выше обычный перекресток в Шанхае, за которым наблюдают 60 камер.
Первоначально за этим местом наблюдали 24 камеры, но затем к ним добавили еще 36 (потому что, предположительно, места для 37-й уже не нашлось). На самом деле такое решение даже для Китая остается уникальным — в этом случае местные органы власти тестировали различные системы для контроля автомобильного трафика. После сравнения и определения победителя, количество камер уменьшилось.
Горы, грязь, отчаяние
В августе 2018 года специалисты Ivideon и Office-lab помогли провести трансляцию горной мотогонки Motul King of the Hill.
Перепад высот между стартом и финишем составлял 1830 метров. Почти на всем протяжении трассы надо было расставить камеры и получить с них качественное изображение. Это куда сложнее, чем работа на наших стандартных объектах — в офисах и магазинах.
В гонке участвуют 100 мотоциклистов-экстремалов. Они движутся по маршруту длиной около 25 км, а маршрут пролегает в тяжелой горной местности с природными и искусственными препятствиями. На пути — крутые склоны, перекопанная дамба, обрывы.
Во время заездов в 2016–2017 годах камеры стояли только на старте и финише. Что происходит со спортсменами в течение 8 часов гонки, никто не видел. Основное время трансляции занимали яркие моменты других гонок, интервью с участниками и организаторами. А самое интересное оставалось за кадром.
Поставить на протяжении трассы нескольких операторов с камерами не так просто, потому что в горах множество ограничений по нахождению людей. Чтобы согласовать работу операторов, пришлось бы пройти несколько кругов бюрократии с администрацией. Это дорого и долго.
Поэтому в 2018 году организаторы гонки выбрали удаленную съемку — решили установить автономные камеры и вести трансляцию с них. С этой задачей они обратились к Ivideon.
Горы — это особая специфика. Часто и резко меняется погода, перемещения зависят от графика подъемников и потоков туристов. Все это сковывает по рукам и ногам, заставляя принимать нетипичные решения. Команда приехала на объект за четыре дня до начала гонки. За это время нужно было подключить и настроить восемь камер на разных точках трассы.
Трассу сперва изучали по карте, основанной на снимках со спутника. Выяснилось, что снимки эти довольно старые, а горный рельеф очень быстро меняется, так что карту быстро сменили на OpenStreetMap. Места для камер выбирали так, чтобы охватить самые интересные участки трассы: сложные склоны, перевалы.
Установка камер напоминала захват вражеской территории. Трое-четверо монтажников брали в охапку оборудование — деревянные колья (о них позже), мотки витой пары и кабелей, инструменты, камеру — и шли к подъемнику. Поднимались, подключались к питанию от техпомещения станции канатной дороги. Потом тянули кабель на 30–100 метров по горам к точке, где проходит трасса.
Одна из точек находилась почти в 300 метрах от будки. Чтобы туда дотянуться, пришлось соединить в цепочку несколько удлинителей по 20, 30 и 50 метров. Эта импровизированная линия связи не подвела: во время гонки камера работала исправно.
Было и такое место, которое находилось совсем далеко от источника питания. Не спасли бы даже десятки удлинителей. Терять зрелищный участок не хотелось, поэтому команда привлекла местных операторов квадрокоптеров.
Камеры устанавливали кустарным способом: на деревянные треноги, которые собирали прямо на месте из кольев. Казалось бы, почему нельзя приехать с нормальным оборудованием и сделать красиво? Во-первых, восемь нормальных треног просто не помещались в машину. Во-вторых, даже лучшее оборудование не продержится долго под ветром и дождем, а грубые самодельные колья — вполне. Да и просто был риск, что кто-нибудь стащит камеры вместе с хрупкими легкими треногами. А деревянные еще попробуй укради — не донесешь.
Одну камеру установили на доску на возвышении, свесив ее над трассой
Оставалась еще одна проблема. PoE-коммутаторы для камер не были влагонепроницаемыми. В случае дождя им быстро пришел бы конец. Тогда монтажники приняли еще одно изящное решение: запаковали коммутаторы в сумки, а сумки обернули в десяток слоев стретч-пленки.
Первые три дня работы стояла классная солнечная погода – все в команде обгорели. А за день до гонки погода испортилась, пошел дождь. Дождь в горах — это не то, что на равнине. Вода с вершины стекает по склону, с каждым пройденным метром все больше превращаясь в бурную горную речку.
Дождь размыл часть трассы. Возник риск оползня, и организаторы скорректировали маршрут. Из восьми установленных камер на новой трассе осталось только пять. С камерами все было отлично — они выдержали даже эту непогоду, но сочинские горные ливни все-таки пробились через стретч-пленку и угробили PoE-инжектор и коммуникатор. Из-за этого мы потеряли доступ к двум камерам.
Сразу отправиться к оборудованию, чтобы его починить, — не вариант. Дело ведь происходит в горах, подъемники уже выключили, а без них попасть в нужные места нереально. Приступить к ремонту можно только утром. Вот только подъемники начинают работать в 9:00, а гонка стартует уже в 11:00. На полноценный ремонт времени не хватало.
В итоге одну камеру использовать мы не смогли. Жалко, но что поделать? Даже четыре работающие камеры из пяти — отличный результат при сжатых сроках монтажа и ужасной погоде.
Инженеры Ivideon были лишены возможности протестировать работу камер, потому что монтаж занял почти все время перед гонкой (и без того ограниченное). В таких условиях тестирование — недосягаемая роскошь. Пришлось сходу опробовать камеры в боевых условиях.
Благодаря PTZ получилось направить и приблизить камеры удаленно, сидя в теплой студии. Например, в паре точек от места установки до снимаемого объекта было больше 500 метров, но качество все равно получилось отличным.
Картинка с камер поступала на головной пульт, а режиссер выбирал нужное изображение и работал над ракурсом. В начале трансляции пришлось поработать над качеством картинки. По стандарту она сверхчеткая, из-за чего выглядит как нарисованная. Режиссер сделал ее более кинематографичной, подкорректировав резкость и цветопередачу.
Команда Ivideon и Office-Lab занималась не только трансляцией. В день гонки ребята выдали всем райдерам GPS-трекеры, которые показывали местоположение мотоциклистов на трассе. У трекеров было три функции:
- Детектор скоплений гонщиков. Если несколько мотоциклистов застряли в одном месте — следовательно, они попали на тяжелый участок трассы. А значит, оператору надо переключиться на соответствующую камеру, чтобы включить в трансляцию самые зрелищные эпизоды.
- Информационная панель для ведущего. Ведущий трансляции по GPS-маячкам мог следить за ходом гонки и давать комментарии для зрителей: кто вышел вперед, а кто отстает. На гонках в 2016 и 2017 годах это было невозможно.
- Охотник за жуликами. К счастью, жулик был только один: участник уничтожил свой GPS-трекер, а потом по камерам увидели, что он срезает путь.
В итоге за трансляцией следили минимум 6 500 человек. По сравнению с гонками 2016–2017 годов охват увеличился примерно в полтора раза — люди очень хотели наконец-то посмотреть прямую трансляцию.
Корабельная безопасность
Авария на нефтяной платформе Deepwater Horizon
Требования к системе наблюдения для современной корабельной отрасли одни из самых сложных на всём рынке. Бортовая система должна помочь обеспечить безопасность экипажа, противостоять любым погодным условиям, постоянно следить за состоянием судна, обеспечивать постоянное соблюдение надлежащих процедур, гарантировать мониторинг аварийных сигналов и процессов корабля в реальном времени.
Кроме того, в особых случаях необходимо установить дополнительную систему выявления злонамеренной компрометации исходных данных датчиков и камер видеонаблюдения, а также случайных и системных искажений сигналов телеметрии. Особую трудность представляет необходимость установки камеры над главным двигателем, где сильная жара и пар могут разрушить большинство камер.
Радар и камера видеонаблюдения на корабле Saipem 10000. Даже такую камеру можно подключить к Ivideon
Система безопасности должна быть достаточно надежной, чтобы работать в течение месяцев, проведенных в море. В связи с постоянным присутствием влаги и агрессивной морской воды, на кораблях ставят ударопрочные камеры со степенью защиты как минимум IP66 и IK-10. Точки входа в камеру защищают, чтобы уменьшить вероятность попадания воды.
228-метровый глубоководный буровой корабль Saipem 10000 стал примером нового этапа развития систем видеонаблюдения. Здесь комплекс радаров Furuno интегрировали с продвинутыми IP-камерами Bosch.
Cпециальный интерфейс, объединяющие данные радиолокационных станций и камер
Камеры могут выполнять сканирование секторов независимо от радаров, а также автоматически настраиваться радиолокаторами на конкретные интересующие объекты для визуальной идентификации. Система проста в использовании и требует одного оператора с минимальным уровнем квалификации.
Видеонаблюдение на краю света
Шикотан — самый крупный остров Малой гряды Курильских островов. Это настоящий край света – расстояние до следующей в юго-восточном направлении суши составляет порядка 5 400 км. На острове постоянно проживают менее 3 000 человек, многие из которых заняты на заводе ЗАО «Курильский рыбак».
Помимо очевидных проблем, связанных с удаленностью объекта, нам пришлось столкнуться с множеством особенностей этой территории — к примеру, зимой здесь постоянно идут снегопады и дуют мощные ветра, что накладывает особые требования к оборудованию.
Нашим клиентом стал рыбоперерабатывающий завод, принадлежащий компании «Курильский Рыбак». Система видеонаблюдения должна контролировать наиболее важные территории завода на улице и во внутренних помещениях.
Мы доставили на остров центнер оборудования. Завезли камеры и регистраторы Dahua, точки доступа TP-LINK CPE510, километр витой пары и еще километр гофрированных труб.
Зимы здесь значительно мягче, чем на материке, но частые гости на острове — туманы и снегопады. Из-за этого проблематично использовать кабели. Мы постарались уменьшить количество «проблемных точек» и построить большую часть системы на беспроводном соединении — для проекта выбрали Wi-Fi камеры в паре с точками доступа tp-link.
Пункт связи на сопке обеспечивают всех жителей поселка интернетом, сотовой и проводной связью. Источник
Применяя систему видеонаблюдения с беспроводной передачей видеоданных, мы избежали проблем с рвущимися проводами и прокладкой коммуникации. По этой же причине – остров расположен далеко от материка – используется спутниковый Интернет.
В целом большую часть проблем проекта можно завернуть в кейс «проблемы интернета в труднодоступных местах». По сравнению с волокном, «спутник» на островах медленный и дорогой в использовании. На руку нам играет то, что камера потребляет интернет-трафик только при просмотре онлайн-видео, записи архива в облако и срабатывании детектора движения или звука с сохранением событий в облаке.
При частоте 25 кадров/сек для разрешения 1280х720 при стандартном битрейте требуется скорость как минимум 1 Мбит/сек. Камера с такими параметрами за час непрерывного просмотра/записи сгенерирует 0,675 Гб трафика. Для уменьшения нагрузки на канал через настройки в облаке уменьшаем частоту кадров (например, с 25 до 20 кадров в секунду) и битрейт.
Мы использовали еще одну возможность экономить трафик — гибридную запись. В случае сбоя интернет-канала видео не пропадает, так как будет записываться локально. Таким образом, видеорегистратор или ПК играет роль резервного сервера при отказе основного канала.
Если вы приобретаете несколько камер для дома, то монтаж не потребуется: домашние камеры подключаются самостоятельно за несколько минут. Но если стоит задача реализовать полноценный проект видеонаблюдения, то здесь необходимо понимание специфики установки камер, углов обзора, требования к сети передачи данных, возможностях по подведению электропитания, требования государственных стандартов по оформлению нормативно-технической документации и т.д. Необходимо подобрать не только камеры, но и дополнительное оборудование. Мы включили возможность добавить услуги монтажа при оформлении заказа. Выбрав подходящий бизнес на странице решений, можно заполнить форму расчета стоимости и узнать больше о наших возможностях по любому, даже самому необычному монтажу.
Автор: randall