Кто все эти люди?
Профессия аналитика – одна из самых востребованных в мире. По словам директора рекрутингового агентства Pruffi, Алены Владимирской, бизнес-аналитики и все, кто занимается оптимизацией, внедрением новых бизнес-процессов, сегодня очень востребованы и высокооплачиваемы.
Современные аналитики – это уникальные люди, сочетающие в себе самые разные качества: от технических до менеджерских. Но самое главное условие вхождения в эту профессию – способность к аналитическому
О том, как это выглядит на практике и насколько разными бывают аналитические задачи даже внутри одного сервиса, рассказал Олег Сахно, руководитель направления исследований Rookee.
Зачем ИТ-проекту аналитик?
Простой ответ: чтобы оставаться востребованными и актуальными, а возможно, и лидировать в высококонкурентной среде, нужно хорошо понимать свою аудиторию и ее потребности.
Понимать, что происходит с вашим сервисом на каждом этапе его развития и своевременно реагировать на изменения рынка.
Что аналитики делают в сервисе Rookee:
- Исследуют поведение пользователей.
- Исследуют поведение пользователей.
- Исследуют рынки присутствия и новые рынки.
- Анализируют каналы привлечения новой аудитории.
- Организуют создание новых инструментов и контролируют существующие.
- Оценивают финансовую выгоду новых инструментов.
- Организуют модернизацию существующих инструментов.
- Участвуют в создании пользовательских историй, юзабилити тестированиях.
- Сегментируют аудиторию (делят аудиторию на группы, где они объединены по признаку схожих потребностей).
- Строят модели поведения пользователей в сервисе.
Как это работает
В сервисе Rookee разработка продуктов построена на концепции Lean (бережливое производство, от англ. lean production, lean manufacturing), которая предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Согласно концепции бережливого производства оценка ценности продукта для конечного потребителя проходит на каждом этапе его создания. Здесь и далее, под ценностью мы понимаем полезность, присущую продукту с точки зрения клиента.
Следуя этой системе, участвовать в разработке нашего продукта могут сразу несколько разных аналитиков.
Бизнес-аналитик
Бизнес аналитик, в нашем случае, это по совместительству еще и product owner продуктовой команды (автономная кросс-функциональная команда, которая может самостоятельно решать задачи и достигать целей, поставленных перед проектом).
С бизнес-аналитика начинается процесс продуктовых изменений. Именно он определяет направления развития, выявляет актуальные потребности аудитории, принимает решение, как их закрыть с точки зрения ценности для бизнеса, формулирует и проверяет гипотезы. Например, он решает, что актуальнее для пользователей сервиса в данный момент времени, расширить базу поставщиков или увеличить количество параметров для продвижения в поисковиках.
Основные задачи:
- мониторинг и анализ операционной и продуктовой статистики;
- участие в подготовке стратегических решений в отношении продуктов и ценообразования;
- создание предиктивной (прогнозной) модели спроса;
- постановка задач на разработку новых отчетов и систем мониторинга.
UX-аналитик
В процессе работы над исследованием пользовательской аудитории, их поведенческих реакций, мотивов, целей и потребностей, проектировании пользовательского взаимодействия и тд., к продуктовой команде подключаются UX-аналитики.
Основные задачи:
- осуществлять глубокий поведенческий и сценарный анализ клиентов;
- создавать Customer Journey Maps (карты пути клиента) и User Journey Maps (карты пути пользователя);
- прорабатывать постановку экспериментов с менеджерами продукта, дизайнерами, специалистами по UX;
- обрабатывать полученные результаты: визуализировать данные, делать выводы на их основе;
- совершенствовать метрики, искать способы обработки данных для извлечения из них важных для понимания поведенческого поведения данных.
Пример работы UX-аналитика
Задача: Спроектировать оптимальное решение для расширения конверсионной воронки пользователя до оплаты с мобильных устройств.
Что делает UX-аналитик: Проводит анализ взаимодействия пользователей с интерфейсом сервиса с мобильных устройств, составляет Customer Journey Maps и User Journey Maps пользователя, разрабатывает гипотезы роста, проектирует решения для оптимизации пути пользователя до оплаты, проводит анализ эффективности решения.
Системный аналитик
После определения бизнес-требований задача переходит на уровень системных аналитиков. Совместно с UX-аналитиками они решают, с помощью какого функционала будет закрыта та или иная пользовательская потребность.
В частности, системный аналитик определяет алгоритм обработки данных, а UX-специалист – цепочку поставки ценности (определяет, как будут структурированы данные на странице и как они связаны друг с другом с точки зрения пользователя).
Пример работы системного аналитика
Задача: Внедрить новое семантическое ядро в SEO-мастер (инструмент, помогающий пользователю осуществить настройку рекламной кампании в сервисе), целевой показатель – рост среднего чека, увеличение конверсии в созданные проекты.
Что делает системный аналитик: проводит анализ пользовательского взаимодействия с функционалом подбора семантическим ядра, анализирует пользовательские потребности, разрабатывает план внедрения и гипотезы роста, проектирует и запускает А/Б тест, оценивает результат, собирает обратную связь, проводит вторую итерацию А/Б теста, снова собирает обратную связь, запускает новый тест и так далее до достижения цели.
RnD аналитик
Если задача требует машинного обучения, построения сложной математической модели, анализа большого объема данных, привлекается направление RnD, а именно аналитики технологий. Их задача разработать алгоритм (создать прототип) создания образца ценности. Это не будет решение, которое сразу интегрируется в рабочую систему, но это технология, которая гарантированно даст ценность клиенту (будет значимой для него).
Пример работы RnD аналитика:
Задача: Реализовать оптимальный механизм оптимизации ставок при ведении рекламной кампании в Яндекс.Директе (нужны стратегии «больше трафика» и «больше лидов»), учитывая особенности настройки Яндекс.Директа и особенности API Директа и его ограничений.
Что делает RnD аналитик: создает алгоритм оптимизации ставок с учетом вышеперечисленных особенностей, тестирует алгоритм, доказывает ценность оптимизации (увеличение количества лидов или трафика на 20% и более), передает алгоритм в эксплуатацию.
Аналитик рекламных каналов
В своей работе RnD аналитик привлекает профильных аналитиков рекламных каналов. Это носители высокоуровневой рекламной экспертизы, способные выработать методы создания ценности. В частности, это экспертиза работы с Яндекс.Директ. Задача аналитика рекламных каналов – описать оптимальный процесс проставления ставок, а задача RnD аналитика – автоматизировать этот процесс.
Следующая за этим этапом задача системного аналитика и UX-специалиста на основе готового прототипа сформировать требования для разработчиков таким образом, чтобы всё задуманное было интегрировано в продукт.
Пример работы аналитика рекламных каналов:
Продолжая историю работы с Яндекс.Директ, аналитик рекламных каналов тестирует и формирует оптимальный процесс проставления ставок: регулярность, от чего должна зависеть ставка, максимальное и минимальные значения ставок, какие коэффициенты должны влиять на проставление ставок, как учитывать другие факторы влияния.
Продуктовый аналитик
Как бы это парадоксально не звучало, но продуктовый аналитик в сервисе Rookee не входит в продуктовую команду. Он работает напрямую с Product Manager.
Основные задачи продуктового аналитика:
- Формирует единое информационное поле и осуществляет аналитическую поддержку продуктовых команд.
- Собирает информацию о сегментах аудитории, на которые могут повлиять продуктовые изменения.
- Осуществляет мониторинг дерева продуктовых метрик (количественные и качественные показатели работы и использования продукта).
Таким образом, продуктовые команды концентрируются на развитии продукта, не тратя время на сбор аналитики и формирование первоначальных гипотез. А Product Manager получает аналитическую поддержку операционной деятельности.
Пример работы продуктового аналитика:
Задача: Оценить результаты А/Б теста внедрения нового семантического ядра в соответствии с целевыми метриками нового инструмента и оценить косвенное влияние нового инструмента на другие продуктовые метрики
Что делает продуктовый аналитик: собирает требования к формату отчета о внедрении с product manager и product owner, готовит отчет, проводит анализ корреляции внедрения нового инструмента и изменений связанных с ним продуктовых метрик.
Финансовый аналитик
Здесь работают очень умные ребята, которые оценивают рентабельность проектов, отвечают за их финансово-экономический анализ, занимаются составлением финансовых прогнозов – и много чем еще. Работа финансового аналитика это отдельная большая история, которую мы обязательно расскажем, но уже в следующий раз.
Подводя итог
Будьте готовы к тому, что аналитика – это практически всегда сложно, долго и дорого. Хороших аналитиков трудно найти, легко потерять и невозможно забыть. Но выхода у тех, кто занимается разработкой оригинальных ИТ-продуктов нет – обойтись без качественной аналитики, выезжая на интуиции разработчика, как это было еще несколько лет назад, не получится.
Говорят, что более двух столетий назад один из Ротшильдов произнес: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». С аналитикой похожая ситуация. Банально, но факт: аналитика сегодня – главный двигатель прогресса и залог успеха любого ИТ-проекта.
В статье были использованы материалы: www.rbc.ru
Автор: Rookee_r