Что нужно, чтобы добиться успеха в IT? Об этом и многом другом мы поговорили в новом выпуске ток-шоу Oh, My Code с Дмитрием Гришиным, сооснователем и председателем совета директоров Mail.ru Group, основателем Grishin Robotics.
Не могу не начать наш разговор с футбола. Я видел у тебя в Instagram и Facebook фотографии, как ты ходил в фан-зону. Расскажи о впечатлениях.
Это было суперощущение. Мне кажется, я столько людей на площади МГУ не видел. Было очень много иностранцев. Справа от меня стояли трое французов, причем они пытались говорить на ломанном английском. Это было очень смешно. Конечно, энергетика запредельная. Представляете, когда еще прожекторы МГУ начали лучи в небо пускать… это один из самых эмоциональных моментов за последние несколько месяцев, которые у меня были.
Этот год для Mail.ru Group особенный, потому что нам исполнилось 20 лет. Я не хотел бы задавать тебе банальные вопросы, хочу спросить о 30-летии Mail.ru Group. Какой ты видишь эту компанию?
Идут большие, титанические, глобальные изменения. Если говорить про предыдущие 10 — 20 лет, это были годы, когда появлялся интернет, когда мы понимали, что из себя представляют сервисы, куда мы движемся. Следующие 10 лет — это годы, когда интернет будет входить во все сферы нашей жизни. Это десятилетие, когда реальная жизнь, интернет и высокие технологии станут одним целым. Я вижу Mail.ru Group как лидера этого направления.
Один из проектов, которым занимается Grishin Robotics — «Бизнес Ринг». Это очень хороший пример того, как будут работать в наших квартирах высокие технологии и робототехника. Ты не мог бы рассказать подробнее о проекте?
Это пример, когда интернет-технологии становятся невидимой средой для настоящего мира, и таким образом кардинально меняют сам мир. Возьмём такси «Ситимобил»: с одной стороны, внешне это та же самая машина, как и 20—30 лет назад. С другой стороны, эта машина сейчас подпитывается очень мощными высокими технологиями, которые позволяют определять, где могут быть потенциальные пассажиры, и рассчитывать маршруты перемещения машин. Мы огромными, сложными технологиями дотрагиваемся через сервис такси до живого мира.
Пример с «Бизнес Рингом» очень похож. Это дверной звонок: посетитель нажимает кнопку, а у тебя в смартфоне появляется уведомление. И дальше начинается магия. С помощью технологии распознавания лиц можно узнать, кто к тебе пришел. Можно проанализировать, что происходит за дверью, например, «прибыл курьер из Delivery Club». Если у многих жителей в районе стоит «Ринг», то если одну из квартир обкрадут, можно отследить, каким путём убегал преступник — настоящий сетевой эффект.
Рыночная оценка компании больше миллиарда долларов?
Мы не можем назвать точное число. Компания была куплена Amazon.
За какой период она смогла нарастить такую капитализацию?
Мы все привыкли слышать в таких интервью, как всё было просто и здорово. На самом деле, это не так. Разработчики долго меняли продукт, модифицировали, у них что-то не работало, они полностью переделывали. Это длилось достаточно долго. На рынок компания вышла более пяти лет, но до этого было много изобретательской работы. За любым большим успехом всегда стоит очень много работы.
Если раньше были важны только технологии, то сейчас успех продукта всё больше определяет маркетинг. Это так?
Тот же «Бизнес Ринг» славится очень агрессивной, мощной рекламной кампанией. Они взаимодействуют со звездами, запустили очень много различных программ, главная из которых была направлена на работу с полицией. Таким образом они пытались не просто поставить вам звонок, а сделать место, где вы живете, — город, улицу, — очень безопасными. Это огромная работа не только с точки зрения маркетинга, но и с точки зрения социальной ответственности.
Наверное, маркетинг был важен всегда. Но сейчас, когда технологии всё больше входят в нашу обычную жизнь, конечно, роль маркетинга возросла. Раньше интернет-продукты делали гики для гиков. В основном нашими потребителями были такие же программисты, как и мы. Но сейчас мы обслуживаем больше 100 млн человек. Это огромная аудитория. Во многих случаях нужно каким-то образом правильно объяснять, что этот продукт делает, доносить, выстраивать бренд и показывать, как он может повлиять на тебя. Хитрость цифровых технологий сейчас в том, что многие из них продолжают выглядеть обыденно, особенно последние новые проекты, но за ними стоят очень сложные вещи.
Чтобы эти обыденные продукты объяснять и улучшать, требуется чаще прибегать к маркетингу. В наш мир всё больше входит слово «смарт». Дверной звонок стал «умным», как и такси, и доставка. Мне кажется, что термин «умный» еще 10 лет будет крайне важен.
Что тенденция роста важности маркетинга означает для ребят, которые сейчас выбирают профессию программиста, для тех, кто занимается технологиями?
Если говорить про ситуацию в сфере интернет-технологий, то главная тенденция — возможность создавать технологии, которыми люди пользуются каждый день в обычной жизни. Если 20 лет назад ты создавал какую-то прикольную программу и ею пользовались твои друзья и знакомые, это было здорово. Когда я в общежитии делал какую-то очередную программу и пять моих друзей были рады, что она что-то делает, для меня это было огромным успехом. Сейчас ребята, которые создают сложные технологии, могут создавать то, чем пользуются миллионы, десятки или сотни миллионов человек. Это поистине уникальная возможность. Мы живем в классное время.
Первая программа, которую ты упомянул, это была игра?
Да. Первая, за которую не очень стыдно. У меня был компьютер БК-1001, а игра называлась Alfa Romeo, потому что в то время были популярны вкладыши с машинками от жвачки «Турбо».
Что ты использовал в качестве монитора?
Сначала это был телевизор, а потом появились упрощенные телевизоры, которые по сути были мониторами. Игру я написал на восьмеричном коде, это был даже не язык программирования, нужно было писать не команды, а присвоенные им коды: 011 — это одна операция, 010 — другая, и т. д. Для моих родителей выглядело как непонятная грамота.
Еженедельно тебе приходится принимать большое количество серьезных решений, которые влияют на бизнес и на большое количество людей, как пользователей, так и сотрудников компании. На что повлияли твои технический опыт и образование в жизни, в работе, которую ты сейчас выполняешь?
Одно из важных свойств, которое сильно помогло мне в бизнесе, это умение учиться. Осваивать новые технологии, особенно в тот момент, было в новинку, литературы не хватало. Очень многое приходилось учить по каким-то зарубежным статьям, по обрывкам информации, потому что среда ещё только зарождалась. Так что самым важным я считаю умение ориентироваться в незнакомой, непонятной среде, умение систематизировать её, учиться и разбираться, как она работает. Я считаю, что это отличает хороших технарей-управленцев от всех остальных.
Технологии меняются. Цикл обучения настолько длинный, что появился термин constant learning. То есть жизнь становится постоянной учебой. Если ты хочешь быть конкурентоспособным, если хочешь понимать, что происходит вокруг, тебе надо постоянно учиться. Кого-то из читателей это обрадует, кого-то расстроит. Но учиться — это не обязательно брать учебник и читать. Учиться — это значит понимать, как работают новые принципы, изучать новые среды, понимать, как думают люди, потому что люди тоже меняются. Иногда у студентов это вызывает негативные эмоции, но на самом деле это очень увлекательно, это способ познавания мира.
Я знаю, что у тебя пытливый ум, ты интересуешься всем, что тебя окружает. Что интересного не из профессиональной сферы ты узнал в последнее время?
Наверное, самое большое, что вызвало у меня интерес, это технология vertical farming: выращивание растений внутри помещений без естественного освещения. Идея в том, что можно строить огромные здания в городах и там выращивать свежие фрукты и овощи, и доставлять их максимально быстро. Удивительно, как активно развивается это направление. И вы будете удивлены, но это имеет отношение к IT. Один из важнейших факторов выращивания растений — свет. За последние 10—15 лет произошла настоящая революция в источниках освещения. Появились энергоэффективные LED-лампы, которые позволяют точечно направлять свет, что подстегнуло новый вид фермерства. Я видел такие фермы, это огромные помещения, в которых практически нет людей, роботы ездят и расставляют рассаду на огромных стенах, а потом собирают урожай.
Ты был автором идеи замечательного офиса, в котором мы сейчас сидим. Чем он для тебя является?
Это один из эмоционально знаковых проектов в моей жизни. Я потратил очень много сил и энергии. Мы не просто строили офис, мы попытались построить дом. Место, где нам будет удобно проводить время, которое станет центром притяжения.
Я очень рад, что в процессе строительства этого здания мы потратили очень много времени на изучение офисов разных компаний. Большинство западных интернет-компаний располагаются в кампусах — обычно одно-двух-трехэтажных зданиях, раскинувшихся на больших территориях. Мы же пошли вверх.
Одна из фундаментальных идей, которой мы руководствовались при строительстве этого офиса, — гибкость и постоянное видоизменение. Главная проблема многих компаний в том, что они что-то делают, а потом понимают, что это им не походит, нужно поменять. Поэтому мы очень долго думали о том, чтобы построить трансформируемое пространство, которое одновременно может быть футбольным полем, теннисным кортом, катком, местом для конференций и рок-концертов.
То есть ты хочешь сказать, что заливается лед?
Да, заливается лед. Мы делали это уже несколько раз. Это очень здорово.
Когда Mail.ru Group запускала образовательные проекты, какую задачу ты поставил? Что компания должна получать в итоге?
Идея была достаточно простая, но очень тяжело реализуемая, как оказалось. Был огромный разрыв между тем, что нужно компании, и тем, к чему готовят ВУЗы. Есть механизмы, когда бизнес и университеты работают намного плотнее, и это выгодно обеим сторонам: университеты получают возможность обучить студентов новым, современным технологиям, а мы получаем качественные профессиональные кадры. Я очень благодарен ректору МГТУ им. Баумана за то, что он нас услышал и мы смогли начать первый образовательный проект. Он оказался одним из самых успешных. Сегодня мы сотрудничаем с большим количеством университетов по всей России.
Это крупнейшие федеральные ВУЗы, но в регионах тоже есть талантливые ребята. Есть ли какие-то программы, какой-то образовательный и социальный лифт, чтобы эти ребята смогли прийти к нам на работу?
Мы постоянно проводим различные хакатоны, мероприятия, соревнования для программистов. Поэтому лучший способ — это в них поучаствовать, каким-то образом себя проявить. Мы постараемся вас заметить.
По твоему мнению, какая характеристика описывает нашу страну в сфере IT?
Наверное, самое яркое впечатление у людей вызывает то, что Россия — это чемпион мира по программированию. Во всём мире очень много людей следят за подобными соревнованиями. Я рад, что наши команды не только создают классные сервисы, но и классно выступают на мировых чемпионатах.
Какой продукт Mail.ru Group ты считаешь одним из самых совершенных?
Если говорить о тех, что вызывают у меня самые яркие эмоции, это игры. Компьютерная графика продвинулась так далеко, что можно построить максимально приближенный к реальности трехмерный мир, которым ты будешь управлять, жить в нём и развиваться. Еще 20 лет назад кто-то из профессоров сказал, что когда-то будет момент, когда компьютерные технологии сделают неразличимыми кино и графику. На самом деле мы уже живем в этом моменте.
К тебе часто обращаются стартаперы, молодые ребята с предложением инвестировать в них?
Да, достаточно часто.
Встречается что-то интересное? Ты видишь какой-то тренд среди стартпов, что у них меняется на протяжении последних 5-6 лет.
В последние пять лет произошёл мощнейший прорыв в области нейронных сетей. И второй огромный прорыв — появилось огромное количество аппаратных датчиков. Теперь можно недорого делать множество гаджетов, что было невозможно еще 20 лет назад. Ребята, которые увлекаются интернет-технологиями, часто спрашивают, какие проекты могут быть перспективными, особенно в будущем? Я продолжаю считать, что компьютерные игры — это один из примеров технологии, которая будет только развиваться. Но огромный новый пласт технологий относится к изменению реального мира с помощью компьютерных систем. Например, сегодня в Южной Африке дроны доставляют кровь для переливания в отдалённые поселения.
Это один из проектов, в которые инвестировал Grishin Robotics.
Или представьте, что вы нажимаете кнопку и через 30 минут привозят любую еду, которую ты выбрал, а через пять минут к тебе приедет такси. Многие вещи сегодня кажутся очень обыденными, но ещё лет 10 назад их не существовало. А сколько еще всего можно поменять, например, в образовании и медицине.
Смотришь сериал «Кремниевая долина»?
Конечно. Очень смешной сериал.
Какой у тебя любимый персонаж там?
Это банально, но главный герой. Интересно, как он из гика постепенно трансформируется в предпринимателя. Не могу сказать, что все сложности, которые он проходит, полностью совпадают с моим опытом, но очень многие моменты мне близки. Я был в большей степени интроверт, а предпринимательство заставляет тебя обращаться к внешней среде, общаться с людьми, меняться.
Тебе было тяжело? Тебя ломало?
Мне было непросто. Мне всегда хотелось запрограммировать людей, написать для них какую-то программу, чтобы всё было четко, понятно. Но люди — гораздо более сложный механизм, чем алгоритмы. Понятно, что в фильме это показано шуточно, но на самом деле главный герой растет и развивается, начинает понимать, как взаимодействует команда, что люди бывают разные. Бывают успехи, бывает предательство. Общаясь с большим количеством стартаперов и предпринимателей, я вижу, что очень многие проходили через этот путь трансформации. И хотя очень многие воспринимают фильм как комедию, но в нём есть, чему поучиться.
Переходим к нашей традиционной рубрике, к блиц-опросу. Mac, Linux или Windows?
Mac.
Офис или работа дома?
Офис.
Любимый супергерой?
Iron Man.
Откладываешь дела на завтра?
Некоторые.
Какая у тебя главная суперспособность?
Учиться.
Любимая музыкальная группа?
У меня много любимых. Из классики нравится Beatles.
Человек или робот?
Человек.
Какую последнюю книгу ты прочитал?
«Сапиенс. Краткая история человечества». Классная книжка. Сейчас большая проблема бизнес-книжек в том, что в них закладывается какая-то одна идея. Эта книга удивила меня количеством интересных, разноплановых фактов про человечество.
Покупать или продавать крипту?
Хороший вопрос. Я бы пока не покупал и не продавал.
Когда тебя заменит робот?
Есть некоторые дела, в которых, я надеюсь, робот меня заменит как можно быстрее. Но я считаю, что есть дела, в которых робот еще очень долго не сможет заменить человека.
Любимый вид спорта?
Теннис.
Собаки или кошки?
Собаки.
Чай или кофе?
Чай.
Лет 10—15 назад у ребят, учившихся на программистов, очень остро стоял вопрос, где работать, в России или за рубежом. Как бы ты ответил сейчас?
В 90-е считалось, что все высокие технологии, в основном, на Западе. Это объективно было так. Литературы на русском было мало. Я считаю, что сейчас ситуация кардинально поменялась. В России появились очень сильные компании, которые создают технологии мирового уровня. С другой стороны, несмотря на негативные тенденции, мир становится глобальным. Я считаю, что будущее за ребятами, которые создают классные новые технологии мирового уровня в России, при этом активно путешествуют, узнают, учатся в других странах. Никогда не нужно замыкаться и считать, что ты лучше других. Сейчас мы, бесспорно, чемпионы мира, создаем классные технологии, но надо постоянно учиться и изучать происходящее в мире. Если объединить эти два свойства, мы всех порвём.
Что бы ты хотел сказать тем ребятам, которые планируют работать в этой компании в следующие 20 лет?
Было бы здорово, если бы мы создали такие технологии, что предыдущие 20 лет нам показались бы какой-то фигней. Всех ребят, кто нас читает, кто не работает в компании, призываю присоединиться к этому зажигательному интересному будущему.
Автор: Barrayar