Корпоративный синдром

в 11:00, , рубрики: Анализ и проектирование систем, Карьера в IT-индустрии, управление персоналом, Управление продуктом, управление проектами, художественная литература

— Идея с айфонами — полное говно. — начал встречу Сергей.

— Извините, Сергей, я не ослышалась? — недобро прищурившись, спросила Светлана Владимировна.

— Не ослышались, Светлана Владимировна. — кивнул Сергей. — Айфоны придется отменить, иначе этот бедлам дебильный будет не остановить.

Татьяна, видимо, не ожидавшая такого развития событий, сидела с круглыми глазами. Этими круглыми глазами она и уставилась на Сергея. Впрочем, как и остальные господа топ-менеджеры.

— И это говорит человек, больше всех радеющий за развитие? — с ехидной улыбкой спросила Марина, директор по качеству?

— Ты бы молчала лучше… — вздохнул Сергей.

— А ты мне рот не затыкай! — улыбка с лица Марины исчезла. — Сам предлагаешь эти айфоны, сам потом их говном называешь. Как баба капризная.

— Идея не Сергея, а моя. — твердо проговорила Светлана Владимировна. — Сергей, я жду объяснений. И выбирайте, пожалуйста, выражения, вы не с программистами разговариваете. Да и с программистами так разговаривать не стоит.

— Хорошо. — сухо ответил Сергей. — Мы дарим айфон человеку, подавшему больше всех предложений за месяц. В результате, мы стали получать в разы больше идей от наших сотрудников. Но…

— Но что? — нетерпеливо переспросила Светлана Владимировна. — Разве это — не наша цель?

— Нет, конечно. — Сергей изобразил искреннее удивление. — Наша цель — развитие компании, а не гонка бессмысленных, очевидных идей, которые валяются под ногами.

— Ну, конечно, некоторые идеи кажутся надуманными… — уверенность стала исчезать из голоса директора. — Но разве не «чем больше, тем лучше»?

— Да Господь с вами, Светлана Владимировна! — Сергей всплеснул руками и картинно откинулся на спинку стула. — Какой смысл в таком количестве идей, которые никто не собирается реализовывать? Вы их читали вообще?

— Читала, конечно… — не часто можно наблюдать сконфузившегося директора. — Есть спорные, но в целом-то…

— Спорные? — поднял брови Сергей. — Ну-ка, почитаем…

Сергей достал распечатки, вложенные в блокнот, покрутил в руках, пробежался по ним глазами.

— Вот, из последнего. Идея номер 3879: «Создать новый продукт для наших клиентов». Или как вам вот эта: «Повысить качество производства». А что думаете на счет «Выйти на международный рынок»?

С разных сторон раздались сдавленные смешки. Светлана Владимировна тоже улыбнулась. А вот Марина… Марина начала багроветь.

— Это мои предложения! — выпалила она. — В чем проблема? Что тебе опять не нравится?

— В чем проблема? — Сергей округлил глаза и уставился на Марину. Но долго сидеть с круглыми глазами не смог, и улыбнулся. — Ты правда не понимаешь?

— Что я должна понимать? — голос Марины недобро дрожал. — Я все сделала согласно правилам конкурса идей.

— И получила в подарок айфон последней модели. — кивнул Сергей. — Вон он, в руках у тебя. Уже и аэрографию сделала. Что там? «Самая умная»? «Самая красивая»? Или «А мне что, разорваться что ли»?

— А ты рыло свое не суй! — взорвалась наконец Марина. — Что хочу, то и напишу! Это мой айфон! Я его честно заработала, выполнив все условия конкурса! Если сам не можешь, сиди и молчи!

— Трындец… — ошарашенно улыбнулся Сергей. — Марина, ты сама себя слышишь? Ты здорова? Ты…

— За себя беспокойся! — перебила Марина. — Хватит меня доводить и издеваться! Светлана Владимировна, я не буду участвовать в совещании, где попирается моя личность!

— Да, Сергей, прекратите. — строго сказала директор. — На личности переходить в любом случае не стоит.

— Так дело как раз в личностях, Светлана Владимировна. — не унимался Сергей. — Причем — вполне конкретных. Взять хотя бы Владимира Николаевича, нашего уважаемого коммерческого директора.

— А с ним что не так? — удивилась Светлана Владимировна. — Предложения Владимира Николаевича по доработке конструкции нашего оборудования — просто замечательные. Мы их рассматривали на техническом совете, и все специалисты сказали, что идеи — стоящие, и их нужно реализовывать.

— Предложения-то замечательные. Только… — Сергей выдержал театральную паузу. — Чьи они?

— В каком смысле — чьи? — нахмурилась Светлана Владимировна. — Владимира Николаевича. У тебя же система сама фиксирует, кто добавил предложение.

— А вас ничего не смущает? — улыбнулся Сергей. — Коммерческий директор, торгаш до мозга костей, вдруг начинает дельно рассуждать в терминах механики, гидравлики и сопромата?

— Так, Сергей… — теперь краснеть начал Владимир Николаевич. — Говори прямо, и избавь нам от своих инсинуаций детективных.

— Вы эти идеи с*издили, Владимир Николаевич. — Сергей уставился на коммерческого директора.

Дуэль взглядов продолжалась несколько секунд. Выиграл, разумеется, торгаш — сказался многолетний опыт трудных переговоров.

— Вас подвело незнание нашей автоматизированной системы. — глядя в стол, сказал Сергей. — Полгода назад мы автоматизировали работу сервисной службы, находящейся в вашем подчинении.

— Чего? — картинно возмутился коммерческий директор. — Какая еще автоматизация? Да от вас хрен дождешься! Ни одной моей задачи не выполнили еще! О чем вы вообще говорим?

— Вы, главное, пишите еще задачи. — искренне засмеялся Сергей. — Конкретно ваши, прошу прощения, задачи скоро сделают из нас лучших айти-комиков интернета. Что ни задача — шикарный пост для баша.

— Да как ты смеешь. — начал задыхаться Владимир Николаевич. — Светлана Владимировна, я поддерживаю Марину! Что за балаган! Я… То есть мы! Мы — уважаемые топ-менеджеры, в большой, серьезной, амбициозной компании! Почему этот мерзавец с нами так разговаривает?

— Топ-менеджеры они… — хмыкнул Сергей. Потом надул щеки, и начал покачивать головой из стороны в сторону в такт словам. — Топ-топ-топ-топ…

— Сергей, не паясничайте. — не очень строго сказала Светлана Владимировна.

— А как тут не паясничать? — улыбнулся Сергей. — Уже второй крутой топ-менеджер за 10 минут зовет маму.

— Вы начали рассказывать про сервисную службу. — Светлана Владимировна не смогла сдержать улыбку.

— Да, точно. — встряхнулся Сергей. — Так вот. Парни с сервиса теперь, когда возвращаются с выездов на ремонт, заполняют отчет в системе. Ну, вы знаете, это была ваша идея.

Светлана Владимировна кивнула.

— Занимаясь ремонтом, они много общаются с рабочими и механиками клиентов. — продолжил Сергей. — Там ребята тоже толковые, и, главное, они работают с нашим оборудованием, руками. Реальные задачи решают. И дают нашим сервисменам свои предложения по доработкам. Толковые, продуманные предложения — они ведь тоже инженеры, как и наши парни.

— Ну, и что? — спросила Светлана Владимировна. — Так всегда было.

— Так, да не так. — покачал головой Сергей. — Раньше они все предложения записывали на бумажке, и отдавали своему начальству. Угадайте, кому?

— Мне, кому же еще! — возмутился Владимир Николаевич. Кажется, он начал понимать, к чему дело идет.

— Так вот… — Сергей не обратил внимания на реплику коммерческого директора. — Уважаемый топ-менеджер эти бумажки благополучно выкидывал, не желая возиться с модернизацией оборудования — это же практически остановка продаж. Пока конструктора нарисуют, пока снабженцы найдут поставщиков на новые детали, пока испытания пройдут, пока то-се…

— Это смешно, право слово. — кажется, чересчур картинно всплеснул руками Владимир Николаевич. — Светлана Владими…

Тут коммерческий директор осекся — видимо, не пожелал снова звать маму.

— Смешно, не смешно, а где эти бумажки? — спросил Сергей. — Сервисная служба у нас существует не первый день, а куча идей по доработке оборудования появилась только сейчас? Когда айфоны стали раздавать?

— Сергей, а вы как об этом узнали? — с улыбкой спросила Светлана Владимировна. — Вы вроде далеки от темы оборудования и производства.

— По чистой случайности! — ответил Сергей. — Они, то есть парни с сервиса, пришли ко мне. Говорят — э, давай, покажи нам, где тут айфоны дают. Ну я их в системе зарегистрировал, начал показывать, что да как. Они спрашивают — а тут предложения по модернизации оборудования принимают? Я говорю — канеш. Фильтрую список по категории «Продукты и оборудование» — думал, будет пусто и парней обрадую — ну, что они первыми будут. А там — ба! Владимир Николаевич наколбасил два десятка предложений! Парни смотрят — э, говорят, это наши идеи! Я говорю — ну ага, чего вы меня лечите. Докажите. Они — так посмотри наш отчет последний, в учетной системе! Сам же нас заставил туда все вносить. Смотрим — мать честная! Буква в букву! Только вот незадача: отчет-то они вбили на неделю раньше, чем Владимир Николаевич идеи зарегистрировал!

В переговорной повисла неудобная, гнетущая тишина. Светлана Владимировна смотрела в окно. Сергей уставился на свой блокнот. Остальные коллеги смотрели, в основном, на стол.

— Прокомментируете, Владимир Николаевич? – спросила, наконец, Светлана Владимировна.

— А что тут комментировать, извините? – скромно начал коммерческий директор. Потом стал распаляться, с каждым словом. – Если моя должностная обязанность – получать и читать эти предложения, по оборудованию? Я что, должен был пинками их толкать в систему, регистрировать предложения? В конце концов, это ведь и не их идеи, а наших клиентов! А я – главный по работе с клиентами, я коммерческий директор! А ребята с сервиса – просто передали мне то, что сказали рабочие! Да плевать я хотел! Больше не буду ничего записывать в вашу дебильную систему! Принес кучу полезных предложений, еще и виноват остался!

— Айфон тоже отдадите? – с хитрым прищуром спросил Сергей.

— Да забирайте! – Владимир Николаевич начал картинно шариться по карманам. Потом будто что-то вспомнил, руки застыли на боковых карманах пиждака. – Нет, не смогу, извините. Я его жене подарил. Куплю и отдам новый. Пусть подавятся. Кому отдать?

— Никому не надо отдавать. – устало произнесла Светлана Владимировна. – Оставьте себе. С формальной точки зрения вы ничего не нарушили. С моральной, конечно… Блин, позорище…
Светлана Владимировна снова уставилась в окно. Лицо ее, казалось, начинало немного подергиваться, губы сжались, глаза прищурились.

— Сергей, у вас все? – спросила она, не отворачиваясь от окна.

— К сожалению, нет. – ответил Сергей.

— Что еще? – Светлана Владимировна повернулась и посмотрела на Сергея. Показалось, что глаза ее стали немного влажными.

— Последний пункт. – Сергей сконфузился. Хорошо и приятно, разумеется, распекать и обвинять, но директора жалко. – Ничего особенного. Валерия, про вас.

— Про меня? – вскинула брови Валерия, главный бухгалтер. Видно было, что не ожидала. – А я-то что? Я ни у кого ничего не… как вы сказали… не воровала, короче. И идеи у меня – чисто практические, связанные с нашей работой.

— Связанные, ага. Очень, очень непосредственно. – закивал Сергей. – И с вашей, и с моей. Я таких идей давно не видел, это просто…

— Сергей, ближе к делу. – голос Светланы Владимировны немного дрожал.

— Да, прошу прощения. – согласился Сергей. – Валерия, как и некоторые другие сотрудники бухгалтерии, в качестве идей пишет задачи.

— Задачи? Какие задачи? – удивилась Светлана Владимировна.

— Самые обычные. Отчет какой-нибудь автоматизировать. Пару полей в документ отгрузки добавить. Форму настроек учетной политики подрихтовать. До того, как начали давать айфоны, бухгалтерия такие задачи просто ставила в ИТ-отдел. А теперь это, как оказалось, не задачи, а идеи.

— Что-то не пойму. – нахмурилась Светлана Владимировна. – А что не так? Конечно, идеи не очень значительные, но это же идеи? Отчет сделать, например, которого раньше не было.

— Вы извините, Светлана Владимировна, — Сергей приложил руку к груди. – но таким макаром у нас скоро появятся идеи «сходить посрать», «закупить бумагу для принтера» и «помыть пол в коридоре». Вон, Коляна спросите.

— Кого? – не поняла Светлана Владимировна.

— Меня, видимо. – пробурчал Николай Сергеевич, начальник производства. – Серега, ты чего, и на меня наезжать будешь?

— Не, Колян, ты просто отчебучил со своей идеей. – засмеялся Сергей. – Это ж надо придумать – «составить график отпусков на следующий год».

На этот раз смеялись уже вслух – все, кроме директора и главного бухгалтера, вопрос которой еще закрыт не был.

— Да я ж так, без претензии, мне ваши айфоны не нужны. – сквозь смех сказал Николай. – Так сказать, в рамках тестирования системы. Не думал, что кто-то вообще заметит.

— Валерия, прокомментируете? – спросила Светлана Владимировна. Смех и обсуждения сразу стихли.

— А что комментировать? – с легко читаемым вызовом спросила Валерия. – Я никаких правил не нарушала. Если мои идеи не годятся – не берите их в свой конкурс. Я-то в чем виновата? Конкурс объявлен, я лишь воспользовалась возможностью.

— И получили айфон… — глядя в упор на Валерию, сказала Светлана Владимировна.

— Получила. Вот он. – Валерия приподняла со стола чудо техники в алюминиевом корпусе. – А что не так? Надо использовать возможности, которые дает компания. Разве не…

— Нет, это невыносимо… — пробормотала Светлана Владимировна, встала со стула и подошла к окну. Несколько секунд смотрела вдаль – видимо, пытаясь совладать с эмоциями. – Мне стыдно за вас, коллеги.

— Почему? Что такого случилось-то? – спросила Марина.

— Что такого? – тон Светланы Владимировны резко повысился. – Вы понимаете, что вы творите? Я прошу прошения, но выражения выбирать не буду. Из-за каких-то сраных айфонов, которые любой из вас может купить с одной зарплаты, позорите руководство компании! Всю компанию! Весь пласт топ-менеджмента! Меня лично! Собственника!

— Да почему позорим-то, мы ведь лишь… — начала было Марина.

— Молчать! У вас было время говорить, Марина! Вы понимаете, что это открытая система? Что все видят предложения, которые вы подаете? Все присутствуют на награждении, и видят, кому достаются эти долбанные айфоны? Господи, я ведь еще… — Светлана Владимировна запнулась. –
Я ведь еще речи какие-то возвышенные произношу на этих общих собраниях, при всей компании. Какая у нас Марина молодец! Какой Владимир Николаевич, оказывается, идейный!

Твою мать, люди! Что с вами? Вы – менеджеры! Топ-менеджеры! Лицо компании! Да какое вы лицо после этого? Вы – жопа, самая настоящая! Кто будет верить вам, кто пойдет за вами? Мне верить кто будет? Как теперь с людьми разговаривать?

Только и думаете, что о возможностях! Сидите и смотрите по сторонам, где какие лифты есть, течения, темы, как вы любите говорить! Никто – повторяю, никто из вас – не думает о благе компании. Только и ищете этих сраных возможностей. Так и топ-менеджерами стали – искали, искали, и нашли эти возможности. Все, что вам надо – это возможности.

Невзирая на здравый смысл, честь, достоинство, пользу для компании! Лишь бы урвать! Как нувориши, ростовщики, торгаши! Вы понимаете, что делаете?

Вот все жалуются – вы, заметьте, жалуетесь – на отсутствие корпоративной культуры. Что люди работать не хотят, компанию не любят, на работу опаздывают, обязанности выполняют спустя рукава.

А кто создает эту корпоративную культуру? Я? Татьяна наша несчастная? Кто систему ценностей, систему координат задает сотрудникам? Вы! Не дураки же люди, их пьянками на корпоративах не заставишь компанию любить! Они видят вас – успешных, лощеных, довольных жизнью. Оседлавших волну, и все равно озирающихся вокруг, в поисках возможностей! Все ведь понимают теперь: хочешь быть успешным – делай как топ-менеджер! Воруй – и деньги, и идеи, выдавай их за свои, будь бюрократом, все делай формально, укладывайся в правила, лови поток.

И ради чего, скажите мне? Ради айфона? Или у вас болезнь уже развилась, синдром упущенной выгоды? За любую возможность хватаетесь, которая может вашему сраному личному успеху поспособствовать?

А об успехе компании кто заботиться будет? А? Я? Собственник? Людей кто за собой поведет? Кто должен быть лидером, примером? Вы что, думаете, это только у пионеров так было? Мир изменился? Только я, только для меня, только то, что выгодно мне? Я вас спрашиваю!

Внезапно из глаз Светланы Владимировны покатились слезы. Такого давно не случалось, с первых месяцев ее работы на должности директора. Пробормотав «я сейчас вернусь», Светлана Владимировна вышла из переговорной, оставив после себя тяжелую, гудящую тишину.

Никто ни на кого не смотрел. Даже Сергею, виновнику, было не по себе.

— Ну ты молодец… — протянул Владимир Николаевич, обращаясь к Сергею. – Выслужился. Нашел возможность. Ты теперь Д’Артаньян, а мы все – говно.

— Вы давно уже говно. – пожал плечами Сергей. – Не вы лично, а вообще, вся эта ваша п*здобратия, с ее круговой порукой.

— Ваша? А ты разве не наш? – иронично спросил коммерческий.

— Не ваш, и никогда не был вашим. – передразнил его Сергей. – Срать я на вас хотел. Меня директор нанял. Я с директором работаю. На директора.

— Ну красавчик, я ж говорю – Д’Артаньян. – продолжал улыбаться Владимир Николаевич. – Еще и принципы сейчас какие-нибудь приплетет сюда.

— Сука ты, Сергей. – злобно произнесла Марина. – Мог просто подойти и сказать, если что не так. Зачем выставляться-то?

— Я к тебе подходил, Марина. – повысил голос Сергей. – Не надо дуру из себя строить. Помнишь, что ты мне ответила?

— Ну-ка просвети. – улыбнулась Марина.

— Цитирую: «иди в жопу, не твое дело». – сказал Сергей, начинавший выходить из себя. – И не надо тут из меня лепить ябеду или предателя. Я все делаю открыто. На ваши игры мне насрать.

— Руки тебе никто больше не подаст. – снова вступил Владимир Николаевич. – Нельзя так, Сергей.

— Руки свои в жопу себе засуньте. – уже пыхтя от злобы, сказал Сергей. – Перебьюсь как-нибудь.

— Сергей, ну правда… — впервые подала голос Татьяна. – Есть же рамки, границы какие-то, ценности моральные.

— Есть, только у каждого свои. – Сергей чуть сбавил тон. – В целом, все мы хотим успеха достичь. Вопрос только в том, как к нему идти. Кто-то создает личный успех через успех компании. Хорошо делает свое дело, или не просто хорошо, а лучше всех. Выдающееся что-то создает, вперед дело двигает. Так, что потом и уволиться не стыдно, и рассказать есть о чем. Понимаете?

— Ну да. – кивнула Татьяна.

— Пришел – ну, я не знаю, на должность директора по качеству. – продолжил Сергей. – И вместо того, чтобы окапываться связями, врастать в коррупционную среду, ловить возможности
– взял, и реально, красиво и быстро реализовал пару проектов по повышению качества.

— А я реализовала! – вмешалась Марина. – Компанию по ISO 9001 кто сертифицировал? Ты, что ли?

— Твою мать… — вздохнул Сергей. – Какое отношение сертификат ISO имеет к качеству? Ну-ка, Колян может нам подскажет? А, Колян? Какое влияние на производство оказала сертификация по великому и могучему, всем необходимому ISO 9001?

— Ну там… — Николай задумчиво посмотрел в потолок. – Я теперь ежемесячно бумажки какие-то заполняю. А нет, не заполняю. Мне их Марина уже заполненными приносит, а я подписываю.

— Бумажки? — картинно удивился Сергей. – Что за бумажки?

— А я знаю? – пожал плечами Николай. – Что принесли, то и подписываю. Говорят – надо, для ресертификации, или как там.

— Как? А разве сертификат ISO не оказал не поддающегося сомнению влияния на качество продукции? – продолжал обезьянничать Сергей.

— Ну ты же сам знаешь, чего ты… — сконфузился Николай, после чего повернулся к Марине и затараторил. – Мариночка, не обращайте внимания, нам с вами еще работать и работать, а Сергей вечно чем-то недоволен.

— Пф, вот еще. – поморщилась Марина. – Буду я на всяких дебилов внимание обращать. Ни черта не разбирается, а туда же лезет, со своими умствованиями.

— О да, в сертификате по ISO разобраться – только гениям под силу. – не унимался Сергей. – Да пофиг, ты сама уже ответила. Делаешь говно и защищаешься. Лакируешь его, носишься с ним, доказываешь всем, что не говно это, а конфетка вкусная. А служба качества как занималась паталогической анатомией, так и занимается.

— Чем? – усмехнулась Марина.

— В трупах ковырянием. – усмехнулся в ответ Сергей. – Не качество процессов и производства обеспечивать и поднимать, а готовую продукцию проверять. Готовую, понимаешь? С которой уже сделать ничего нельзя. Только выкинуть, если брак.

— А я не производство, чтобы качество там повышать! – подняла голос Марина.

— Ну вот… Учи мат.часть, бездарь. – улыбнулся Сергей. – Сходи в цех, посмотри на плакат, который там повесила. Что написано? «Качество надо производить, а не обеспечивать в результате контроля». Ваша задача, как службы менеджмента качества – это…

Какая там задача у службы качества, никто не услышал, потому что в переговорную вернулась Светлана Владимировна. Глаза ее были красными, но лицо, почему-то, было безмятежным.

— Коллеги, я прошу прощения за этот срыв. – сказала Светлана Владимировна, усевшись на свое место. – Слов назад не беру, но за тон и выражения прошу простить. Нельзя так с людьми разговаривать, ни мне, ни вам. Еще раз прошу прощения.

Светлана Владимировна замолчала, и начала шуршать бумажками, лежавшими перед ней на столе. Никто не решался нарушить молчание.

— А, да… — внезапно подняла голову директор. – Совещание закончено. Результаты и меры обсудим в следующий раз. Всем спасибо.

Сохраняя достоинство, не спеша, топ-менеджеры поднялись со своих мест и двинулись к выходу. Сергей не спешил – хотел выйти последним. Мало ли, подножку кто поставит. В конце концов, когда из двери выходили последние коллеги, Сергей поднялся.

— Сергей, задержитесь. – сказала Светлана Владимировна.

Застыв от неожиданности, Сергей чуть не выронил бумажки из рук. Но взял себя в руки, вернулся на тот же стул, сложил руки на столе.

— Надо что-то менять. – улыбаясь, сказала Светлана Владимировна. – Я сейчас разговаривала с собственником, у нас есть к тебе предложение.

— Какое? – затаив дыхание, спросил Сергей.

— Не буду озвучивать деталей, подождем Евгения Викторовича, он сам хочет с тобой поговорить. Будет через час.

— Хорошо. Здесь встречаемся?

— Да, здесь. Подходи через час.

Сергей поднялся со стула, и не спеша двинулся к выходу. У самой двери обернулся, услышав голос Светланы Владимировны.

— Спасибо, Сергей.

P.S. Текст является продолжением «Корпоративной шизофрении».

Автор: nmivan

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js