Если верить экспертам, то в ближайшее время прогнозируется укрупнение рынка операторов связи. Но, как показывает история, стоит верить только базовым оценкам ситуации экспертами, а не их прогнозам, ибо эти прогнозы сбываются в лучшем случае в 30% случаев. Особенно в сфере рынка и экономики.
Основная характеристика сегодняшнего телекоммуникационного рынка — постоянное снижение рентабельности бизнеса с 2008 года и усиление этой тенденции с 2014 года. К этому приводят следующие внутренние причины:
- перенасыщение рынка услугами связи, не охваченных услугами клиентов практически нет, особенно в городах;
- высокая конкуренция на рынке, только на рынке Московского региона около 7000 операторов связи.
Ну и естественно, есть и внешние причины:
- Закон «Яровой», жёсткие требования по реализация мероприятий СОРМ. Срочная необходимость новых серьёзных капитальных вложений в сетевую инфраструктуру.
- Постоянный кризис во всей экономике государства. Санкции, рубль падает, доллар растёт, стоимость нефти низкая, а стоимость бензина повышается. Официально инфляция не очень высокая, но стоимость услуг ЖКХ, аренды, электроэнергии и т. д. постоянно растёт.
- Популярные нынче инициативы ЖКХ, типа «чистое небо» или благоустройство территории, а также демонизация операторов связи в СМИ по данной теме. Причём никто не задумывается, а есть ли у оператора реальная техническая и экономическая возможность убрать свой воздушно-кабельный переход под землю или восстановить линейно-кабельное сооружение (кабельную канализацию) в конкретном месте.
Что же остаётся делать оператору в данной ситуации?
На мой взгляд в текущей ситуации, перспектив у оператора связи несколько:
- Продать свой бизнес кому-нибудь. Желающие есть и их не мало. Крупные отечественные операторы планово расширяют свой бизнес или убирают конкурентов, отчитываются перед инвесторами об увеличении капитализации компании. Иностранные операторы заходят на рынок. Кто-то хочет войти в телеком-бизнес. Однако с каждым годом стоимость оператора становится на удивление ниже, хотя сеть оператора становится больше.
- Поднять цены на свои услуги. Тем самым — попытаться увеличить рентабельность. Сие конечно чревато потерей клиентов и потерей доли рынка. Но сразу все клиенты не уйдут.
- Ничего не делать. Тоже вариант. Рынок динамичен, авось пронесет и наступят «тучные времена». Либо станет понятно, что делать и куда срочно бежать, догонять тех, кто что-то делал.
- Заняться параллельно какой-нибудь другой деятельностью, например, как один московский оператор, клинингом. А что, приходит монтажник подключать клиента, заодно и уборку квартиры сделает. Или ИТ-темами вплотную заняться, начать софт разрабатывать, благо ИТ-блок в телекоме обычно представлен хорошо. Или заняться популярной сейчас темой, связанной с криптовалютой.
- Придумать свою «фишку», которая «выстрелит» и приведет компанию к «светлому коммунистическому, капиталистическому, социалистическому (нужное подчеркнуть) будущему». Как вариант — свой ТВ-канал создать или снимать свои «стримы» для Yutube, надо только соответствующую тематическую нишу найти.
В любом случае потребуется серьёзно пересмотреть свою деятельность и ещё раз оценить рынок. Но прежде — ответить себе на вопрос: что изменится в этом мире, если конкретная телекоммуникационная компания перестанет существовать?
Автор: VarvarRus