Хороший продакт всегда думает о проблемах пользователя, интересах компании и о том, что надо сделать, чтобы обе стороны были довольны. Это и есть продуктовое
Этап потребности: не загоняйте себя в рамки
В 2006 году Apple разрабатывала прототипы первого iPhone, взяв за основу два варианта: первый напоминал iPod с колесиком, а второй — с большим сенсорным экраном. Вскоре рабочая группа получила прототипы. Первый, на базе iPod, умел звонить, у него было понятное и привычное меню. Второй вариант наоборот казался неудачным — большой и слабый экран, низкая функциональность. Все шло к тому, чтобы использовать iPod.
Однако Стив Джобс поверил во второй вариант и предложил доработать экран прототипа — по его мнению, изначально слабое устройство имело большой потенциал. В результате экран сделали лучшим на рынке, iPhone взлетел и продолжает развиваться.
Вывод: принимайте решения исходя из целей и не загоняйте себя в узкие рамки возможностей. Не выбирайте из вариантов «делаем или не делаем продукт». В долгосрочном плане сценариев всегда больше. Задайте себе вопрос: «А как разработать оба варианта?»
Этап валидации: не концентрируйтесь только на своем опыте
Вторая ловушка — гордыня, фокусировка только на своем опыте и ощущениях. Рассматривайте как можно больше вариантов, изучайте рынок, смотрите по сторонам, думайте о пользователе и будьте любопытны. Не принимайте решения, используя только свою интуицию, помните, что вы, скорее всего, нерепрезентативны.
Если бы Форд сфокусировался только на том, что знает, то придумал бы более быструю карету. Но он проанализировал рынок и понял, что нужно найти, как быстрее добраться из точки А в точку Б, причем на личном и доступном транспорте. Так появилась конвейерная сборка для удешевления автомобилей.
Этап реализации: не поддавайтесь эмоциям
Третья ловушка — эмоции. Под их воздействием мы принимаем решения, которые могут идти вразрез с нашими интересами и приоритетами. Чтобы не наделать ошибок, поддавшись чрезмерному воодушевлению, или, наоборот — отчаянию, пользуйтесь простыми техниками:
«Три десятки»
Каждый раз, когда эмоции захлестывают, задайте себе вопрос: «Буду ли я жалеть об этом через 10 минут, 10 месяцев и 10 лет?». Смотрите на вещи в долгосрочной перспективе.
Когда что-то расстраивает, например, неудача на работе, хочется тут же хлопнуть дверью и отправиться в светлое будущее: найти офис поприятнее, команду поумнее, зарплату повыше. Скорее всего, через десять минут после написания заявления вы будете довольны и даже немного горды собой. Но будете ли вы так же счастливы, например, спустя десять месяцев, зная, что при первом же провале сбежали, не добились результата и не оставили после себя ничего, кроме необходимости срочно закрывать очередную вакансию?
«У моего друга похожая проблема»
Чтобы трезво оценить ситуацию, постарайтесь сделать шаг в сторону. Например, попробуйте представить, что в подобной ситуации оказался ваш близкий друг. Подумайте, что вы бы сказали ему, какой совет могли бы дать?
«Ребенок, родитель, взрослый»
Помните, что в жизни самое главное — время и энергия. Когда человек нервничает, мечется и не может принять решение, он теряет и первое, и второе. Чтобы мыслить трезво, задайте себе три вопроса: вопрос ребенка: «Что я хочу?», родителя: «Что я могу?» и взрослого: «Что действительно важно?». Ответы на них помогут начать мыслить последовательно.
Этап запуска и анализа: не будьте самоуверенным и просчитайте провал
Если вы уверены, что проект запустится 5 сентября, будьте готовы к провалу. Релиз сорвется и на это найдется тысяча и одна причина. Примите мысль, что будущее может быть каким угодно, что вы не самый умный, что не все зависит только от вас и старайтесь делать лучшим образом то, что от вас на самом деле зависит.
Вот несколько упражнений, которые помогут сделать ваше будущее и будущее проекта менее туманным.
Предсмертный анализ. К примеру, проект должен запуститься пятого сентября. Станьте пессимистом, представьте, что этого не произойдет. Соберитесь с командой и обсудите все возможные провалы: опишите все, что может повлиять на релиз, оцените риски с точки зрения вероятностей и масштаба и сделайте все, чтобы избежать большинства из них.
Препарад. А теперь время побыть оптимистом. Подумайте о небывалом успехе проекта. Вы к нему готовы? Однажды в Сбербанке мы запускали простого бота во Вконтакте. «Сберкот» раздавал милые стикеры пользователям и без особого труда привлек восемь миллионов человек. Все было отлично до тех пор, пока мы не сделали карту с котом и не поставили ссылку из сообщества на сайт. За час к нам пришли сотни тысяч пользователей — дневная аудитория раздела дебетовых карт. Сервера не справились с нагрузкой.
Минные растяжки. Не живите на автопилоте. К сожалению, мы редко планируем жизнь на 3–5 лет вперед. Чтобы понимать, в какую сторону двигаться, и что для этого нужно — ставьте так называемые «минные растяжки» — контрольные точки. Например: за неделю обучить коллег работе с новым таск-менеджером, за квартал выпустить приложение, через год получить повышение оклада. Занимайтесь планированием хотя бы на ближайшие недели и месяцы, а затем анализируйте, что получилось, а где вы облажались.
Научиться грамотно управлять продуктами и пообщаться с Алексеем лично можно на интенсиве Product Owner Weekend. Ближайший пройдет 23 и 24 мая.
Автор: nomrez