Когда-то, в 2005 году, жизнь моя текла однообразно.
Вставал рано утром, выходил из квартиры на Бруклин-Хайтс, тащился с ноутбуком в ближайший Старбакс.
Поработав там несколько часов, пересекал Бруклинский мост, отправлялся в Уэст-Виллидж и приземлялся там в другой кофейне.
Часам к трем дня я настолько укофеинивался, что едва мог набирать на клавиатуре. В качестве детокса я шел вечером на лекцию в Нью-Йоркский университет, где проходил курс по маркетингу.
Именно тогда я только приступал к созданию моей компании JotForm. Меня чрезвычайно занимала посетившая меня идея – создавать перетаскиваемые веб-формы. Однако, эта идея была настоящим вызовом – временами казалась вообще неподъемной.
Переведено в Alconost
Часто мы вспоминаем о прошлом в ностальгическом, смягченном ключе. Например, припоминаем первые месяцы в университете. Подзабытый трепет первой любви. Тяжкие, но воодушевляющие месяцы, проведенные за созданием первого бизнеса или в погоне за мечтой. Все шероховатости стираются, обычно надолго сохраняются лишь счастливые воспоминания.
Тринадцать лет спустя я вспоминаю эти долгие нью-йоркские дни с огромным позитивом. Я смущен и признателен, что из моей простой идеи вырос процветающий продукт: сейчас у нас 3.2 миллиона пользователей и более 100 сотрудников.
Но, когда ваш бизнес еще только начинается, и вы заняты черной работой – не имея ни венчурного капитала, ни инвесторов – вы такой не один. Я не понаслышке знаю, каково так выживать.
Нелегко вырастить бизнес без внешнего финансирования.
Нужно барахтаться, или сразу утонешь.
Также приходится эффективно распределять ресурсы и планировать работу. Если вы в глубоком омуте и без спасательного жилета — самое время импровизировать.
Вот почему я думаю, что бутстраппинг может прокачать вас как предпринимателя; и вот как я предлагаю справляться с вызовами, которые он перед вами ставит.
1. Надевайте все подвернувшиеся шляпы — пока не рухнете под их грузом
Может быть, вы – разработчик, дизайнер, инженер-производственник или художник. Если вы — независимый основатель, то именно вам придется отвечать и за работу с клиентами, и за прием/поставку, быть маркетологом и пиарщиком и, конечно, кадровиком. Вы будете все это делать.
Когда пытаешься создать замечательный продукт, а приходится возиться со всей подобной «побочкой», это может выматывать. Кажется, что напрасно тратишь время, отрываешься от любимого дела, которое, вполне вероятно, умеешь делать лучше всех.
Я прошел в Нью-Йоркском университете курс маркетинга по программе повышения квалификации, поскольку мне требовалось научиться продвигать свой продукт. Я не мог себе позволить наемного сотрудника для этой цели.
Не могу сказать, что это было наилучшее применение моему времени, но я действительно воодушевился открывающимися возможностями. Еще я читал все попадавшиеся блоги по маркетингу, все книги и бесплатные ресурсы, какие только мог найти — чтобы мыслить масштабнее.
То же самое вышло с обслуживанием клиентов. В течение первых шести лет у нас в компании никто кроме меня не занимался техподдержкой клиентов.
Даже после того, как я нанял на фултайм разработчика и дизайнера, я с утра до вечера работал, отвечая на письма и звонки по поводу техподдержки. В конце концов, я понял, что пришло время инвестировать в службу поддержки клиентов.
Откуда я знал, когда тратить деньги?
Во-первых, у нас было правило: нанимаем человека, если у нас найдется в банке достаточно денег, чтобы год платить ему зарплату. Эту галочку мы поставили.
Если вы располагаете ресурсами — то внимательно следите за временем. Основатель должен действовать стратегически. Вы должны просчитывать следующие шаги и прогнозировать смелые и оригинальные направления развития бизнеса.
Вы должны решать крупные задачи.
Если вы целыми днями закупаете компьютерное оборудование для сотрудников, устанавливаете софт и никому не можете делегировать эту работу – заручитесь помощью. Снимите несколько шляп.
2. Честно расставляйте приоритеты
Ребенок-трехлетка бывает переменчив, потому что как раз учится различать, что такое «хочется» и «надо». Малыш хочет все игрушки, но вынужден делиться с братиком. Он хочет одни печенюшки, а его заставляют есть и фрукты, и овощи.
Кроме того, основателя могут постоянно дергать. Вы можете создавать потрясающий продукт, не выходя из дома, а не арендовать дорогущий офис.
Не подписывайте никаких договоров аренды, пока расширение не превратится в абсолютную необходимость. Пользуйтесь свободным ПО, если оно подходит для вашего бизнеса. Усовершенствоваться всегда успеете.
Прокачивайте навыки, которые помогут продвинуть ваш продукт, и используйте их на практике. Занимайтесь пиаром и бухгалтерией до тех пор, пока это не начнет вам мешать.
Большинству из нас не нравится размышлять о жертвах, на которые требуется идти предпринимателю. Да, в стартап-культуре зачастую превозносятся переработки и семидневная рабочая неделя, но самым успешным основателям обычно удается находить компромиссы, о которых говорят не так часто.
В 2006 году я переехал из Нью-Йорка обратно домой, в Турцию. Мне нравилось в США, и острой необходимости уезжать не было; просто настало время перебраться в нормальный офис и нанять первых сотрудников за приемлемый бюджет.
Вернувшись в Анкару, я смог обойтись минимальными расходами. Двигаться вперед, не рискуя моим неоперившимся бизнесом. Я пошел на такую жертву ради продукта.
Много лет спустя мы открыли головной офис в Сан-Франциско. Круг замкнулся — и я был особенно горд этим событием, поскольку чувствовал, что оправдался выбор, который я сделал давным-давно.
3. Помните, что на совершенствование требуется (слишком много) времени
Ağaç yaş iken eğilir.
Эту турецкую пословицу можно примерно перевести так: «гни ветки, пока не одеревенели». Такое правило пригодится садовнику, родителю — и бизнесмену.
Если вы запускаетесь своими силами, то, вероятно, денег вам не хватает. Чтобы остаться на плаву, приходится полагаться на сбережения или на первые доходы. Кроме того, требуется быстро развиваться. Промедление непозволительно (конечно, если ваша фамилия — не Рокфеллер).
Положительный момент заключается в том, что на заре существования стартапа его очень легко переориентировать. Можно сделать релиз продукта, дождаться обратной связи и подстроиться под потребности рынка. Как подсказывает пословица, ваш бизнес еще пластичен.
Однако, высокое несгибаемое дерево с длинными сучьями и глубокими корнями не столь податливо. Если продукт оброс давно сложившимися возможностями и решениями, то его переориентация может быть сложна технически.
Психологически вы, возможно, также не захотите менять курс развития полностью сложившегося продукта. Основатели, опирающиеся на венчурный капитал и затрачивающие целые годы на подготовку «окончательного» первого релиза обычно более уверены в том, что уже сделано, а не в том, что им рекомендуют клиенты.
Человеку свойственно ощущать причастность к проекту, на который потрачено много энергии и сил. Вот почему бывает предпочтительна гибкая и скоростная модель развития, характерная для стартапов.
Когда я консультирую молодых основателей, я рекомендую им делать первый релиз максимально быстро. Не допиливайте до совершенства. Выходите, прислушивайтесь к пользователям и стремитесь к совершенству. Ваше дерево на этом этапе еще будет гибким, а вы не упустите шикарных возможностей.
Почему? По мере развития технологий многим приходят на ум одни и те же идеи, это естественно. Так было и со мной. До 2006 года никто не пытался создавать веб-формы (именно в тот год я сделал первый релиз JotForm), но уже в тот самый год у меня появилось три конкурента.
Они видели на рынке ту самую незанятую нишу и создавали свои продукты, пока я кочевал между нью-йоркскими кофейнями.
Итак, ловите момент. Делитесь вашей работой как можно раньше. Это самый эффективный способ конкуренции против хорошо финансируемых стартапов (и редких предпринимателей, располагающих траст-фондами).
4. Продолжайте бороться, но на ваших условиях
Бутстраппинг – непростой путь. Он требует самоотдачи, изобретательности и уверенности.
Но, несмотря на все вызовы, я по-прежнему считаю, что это наилучший способ развития бизнеса.
Если вы выживаете и мечтаете о банковском счете, который ломится от венчурных капиталов, считайте следующий перечень моим напутствием. Напомню все причины, по которым следует придерживаться выбранного курса:
- Небольшой командой (или сольным бизнесом) проще управлять на раннем этапе. Можно сосредоточиться на своем продукте или услуге, а не размениваться на подбор сотрудников, кадровую работу, офисные планерки или отчеты перед раздраженными инвесторами.
- Можно менять или адаптировать продукт, ориентируясь на реакцию пользователя. Ваше дерево еще остается гибким. Используйте это время по максимуму и не прекращайте совершенствоваться.
- Если нести на себе все шляпы, то станешь экспертом, а это бесценно, пока бизнес растет. Вы прочувствуете, каково заниматься пиаром, обеспечивать поддержку клиентов, отвечать за маркетинг – поэтому сможете найти себе сменщика, когда придет время. В долгосрочной перспективе понимание всех нюансов бизнеса поможет вам вырасти как предпринимателю и стать сильным лидером.
- Можно медленно выстраивать самобытную корпоративную культуру. У вас будет поле для обучения на ошибках и стабильного развития.
- Голь на выдумку хитра. Знаю, как легко это сказать – тем не менее, это правда. Вы станете работать рациональнее, если постоянно будете сосредоточены на самой сути. Ищите инновационные решения. Изыскивайте обходные пути, которые позволят отдавать приоритет вашему основному предложению и вашим клиентам.
- Вы — главный. Это самое важное преимущество. Вы никому не принадлежите, и никто не помешает вам потратить неделю на сбор оливок, если хочется заняться именно этим. Можете управлять вашей компанией как хотите, когда хотите, иметь дело с теми людьми, ради которых каждое утро хочется вставать и идти на работу.
Итак, поднимем бокал за всех независимых основателей на этом свете. Если вы загорелись каким-то делом, или же если сегодня чувствуете себя побежденным – не важно. Продолжайте барахтаться.
Радуйтесь испытаниям, тренируйте на них силу и выносливость. Как бы ни сложилось – поднимаю за вас тост.
О переводчике
Перевод статьи выполнен в Alconost.
Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 68 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.
Автор: alconost