Любой стартап хочет привлечь инвестиции. Инвестиции можно получить в тех отраслях, где есть деньги. Очевидная мишень — финтех. Но он уже избалован вниманием стартаперов, и конкуренция за финансирование высока. В последние пару лет стартапами заинтересовались в другой сфере — в офлайн-ритейле. К примеру, начали устраивать акселераторы, такие как МЕГА Акселератор. От развлечений для покупателей до оптимизации логистики — здесь есть множество областей, где можно применить хорошие идеи. Под катом мы подробней расскажем об отношении ритейла к стартапам и дадим советы, как начать работу с этой отраслью.
Почему офлайн-ритейл
В период активного развития интернет-торговли традиционным крупным офлайн-ритейлерам предрекали скорую кончину. Однако этого не произошло. Этот сегмент продолжает привлекать значительную долю покупателей, несмотря на то, что в офлайне нет тех же инструментов персонализации и отслеживания клиентских предпочтений, что в онлайне. Более того, крупные интернет-площадки выходят на рынок офлайн-торговли. В этих условиях традиционные ритейлеры, такие как МЕГА, ищут новые технологии, которые могут укрепить их положение и вернуть долю рынка, ушедшую к новым игрокам.
Все это происходит на фоне снижения венчурных инвестиций в стартапы для онлайн-торговли, где рынок уже не просто заполнен интересными идеями, а дошел до стадии их активной конкуренции между собой. И теперь эти идеи начинают постепенно мигрировать в традиционную торговлю и сокращать разрыв между онлайн и офлайн-покупками.
В нашей стране высокий интерес ритейла к стартапам вполне объясним. Здесь на фоне общей экономической нестабильности торговля чувствует себя неплохо. На рынке представлены компании всех масштабов, они более-менее стабильны. А самые крупные игроки имеют хорошие бюджеты и желание вливать их в новые технологии.
Почему ритейл-акселератор
Акселератор, как форма взаимодействия со стартапами, очень подходит ритейлерам. С ним не нужно раздувать свой отдел разработки и отвлекаться от текущих задач для поиска новых идей. Ритейлеры получают готовую подборку, из которой можно взять наиболее перспективные варианты, реализовать пилотные проекты — и все это за ограниченное время.
Обычные проекты в тесных рамках крупного бизнеса могут развиваться годами, но в рамках акселератора они могут взлететь очень быстро. Крупный бизнес по умолчанию не готов к быстрым изменением, и только акселераторы могут его растормошить. Это еще одно преимущество акселератора — если вы принесете свой проект просто с улицы, то на быстрые рельсы его вряд ли поставят.
Помимо этой, есть еще немало причин участвовать в ритейл-акселераторах:
- При удачном стечении обстоятельств вы закроете финансовый вопрос и сможете полностью сосредоточиться на технической части стартапа.
- Вы поймете, что происходит внутри крупного бизнеса. Часто у молодых разработчиков таких знаний нет, и из-за этого их решения не пользуются спросом «как есть». Внутри акселератора они получат ответы на главный вопрос «Почему нашу прекрасную идею еще не купили?»
- Акселератор дает бизнес-подсказки, в том числе по методикам управления и другим нетехническим сторонам проекта. Эдакая замена отсутствующего MBI. Для команды, не имевшей опыта запуска успешного бизнеса, это крайне важно.
- Акселератор — это подспорье в маркетинге самого стартапа. Даже если организатор так и не станет клиентом стартапа, об одобренной жюри идее через отраслевые СМИ услышит весь мир.
- Если стартап дойдет до стадии пилота, его можно будет протестировать в реальных условиях — на покупателях и посетителях. Это лучшая проверка моделей, заложенных в основу бизнес-плана.
- У вас появится возможность обмена опытом, сможете завести полезные контакты среди коллег. Иногда можно даже добрать свою команду единомышленников прямо среди других команд акселератора. Иногда сообщество, сформированное акселератором вокруг проекта, рождает новые удачные идеи.
Поиск идей
Каждый акселератор имеет собственные представления о том, какими должны быть инновации от стартапов-кандидатов. Так что в первую очередь при поиске идеи разумнее всего изучить условия участия и проанализировать, какие ниши на обозначенном рынке уже заняты.
Кстати, на вопрос тематики можно взглянуть и под углом технологий. Какие из них наиболее востребованы в онлайн-торговле или в смежных сегментах рынка? Анализ больших данных? Персонализация сервисов? Где-то на пересечении технологических интересов и запросов самого ритейла находится та самая идея, которая проведет вас и вашу команду в акселератор.
Отбирая стартапы в любой акселератор, потенциальный заказчик всегда хочет явный бизнес-кейс. Идея, которая может дать плоды лет через 20, вряд ли кого-то заинтересует: нужны прогнозы по срокам и четко заметные плюсы (улучшение KPI, экономия, привлечение аудитории и т.п.). Правда, слишком уж приземленные улучшения могут быть реализованы и без вашей команды, поэтому в них ритейл не нуждается. Нужно находить баланс между «светлым будущим» и «обыденным настоящим».
Еще один момент: крупные заказчики обычно выше оценивают идеи, которые могут быть масштабированы на зарубежный рынок. Однако, как демонстрирует иллюстрация выше, на мировом рынке конкуренция гораздо жестче.
Немного про наш акселератор
МЕГА Accelerator стал первым российским акселератором в сегменте офлайн-ритейла. Пока что он проводился дважды — в 2016 и 2017. Первый акселератор помог продвинуть несколько идей для развлечений в торговых центрах. Победитель 2016 года, проект Surfancy от команды SensArt, развернут в МЕГА Химки. Второй акселератор МЕГИ поддержала известная компания Global Venture Alliance. Организаторы сосредоточились на преобразовании торговых центров МЕГА в зону встреч и общения, организации новых каналов взаимодействия с посетителями, а также автоматизации бэк-офиса. Недавно закончились пилотные запуски победителей, об их результатах можно почитать в одной из предыдущих статей блога.
Автор: MEGA_Accelerator