Всегда ли просто определить приоритеты в задачах крупного проекта? А если в приоритете находятся пять срочных задач? Десять?
Опытные менеджеры проектов и собственники продуктов знают, что одной интуицией здесь не обойтись. Для того, чтобы не подвести команду и уложиться в сроки, сегодня на помощь менеджерам приходят полезные методологии определения приоритетов, а также современные инструменты, которые помогают визуализировать данные и ничего не упустить в своих рабочих процессах.
Рассмотрим подробнее 5 известных методологий, которые помогают прийти к успеху.
Существует ли идеальная методология, которая раз и навсегда расставит приоритеты в рабочих задачах и личных делах? У каждого менеджера проектов или менеджера продукта на этот вопрос, наверняка, есть свой ответ. Однако есть методы приоритизации, которые зарекомендовали себя во всем мире, а их авторы получили заслуженное уважение в среде менеджеров проектов и топ-руководителей. Вот 5 таких методологий: три общие и две для внутриорганизационных целей.
5 методов приоритизации для менеджеров проектов и IT команд
Метод MoSCoW для категоризации задач
Методологию MoSCoW сегодня знают во всем мире и применяют широко в разных областях управления. С известной столицей технику ничего не связывает.
Согласные буквы в акрониме MSCW — это степени приоритетности:
- M – задачи и требования, которые имеют самый высокий приоритет и должны быть первоочередно применимы к продукту в первую очередь. Без них релиз не будет выполнен (это must).
- S – важные требования, но не с самой высокой приоритетностью. Обычно они не имеют решающего значения, но все равно обязательны к исполнению (это should).
- C – требования и задачи, желательные для релиза (это could).
- W – наименее критичные требования, их можно проигнорировать или перенести до следующих релизов (это would).
На примере задач платформы для управления Hygger.io (реализованных или только планируемых) рассмотрим, как можно определить приоритеты, согласно методологии MoSCoW:
Метод предлагает быстрое и простое решение для определения приоритетов. Однако часто такой классификации по категориям может быть недостаточно. Поэтому, считается, что MoSCoW лучше подходит для внутренних проектов, а не для продуктов с большим количеством клиентов.
Модель Кано
Модель Кано — технология, разработанная японцем Нориаки Кано в 1984 году. Именно тогда он опубликовал статью, в которой расписал методологию.
С помощью модели Кано можно наглядно описывать удовлетворение каких потребностей оставляет потребителей неудовлетворенными или же приводит в восторг.
Кано предлагает систему координат, где по оси Y измеряется удовлетворенность, по оси Х — уровень выполнения. В модели Кано выделены 3 основные составляющие профиля качества, влияющие на удовлетворенность потребителя: ожидаемое, основное, и привлекательное, вызывающее восхищение.
Ожидаемые свойства по Кано — это базовые свойства продукта или услуги. Они есть по умолчанию. Покупатель вряд ли будет задумываться об этих свойствах, поскольку воспринимает их как что-то само собой разумеющееся.
Часто в качестве примера ожидаемых свойств приводят работу авиалиний. Гарантия того, что всем хватит места в салоне самолета – это ожидаемое свойство.
Ожидаемым свойством платформы для управления продуктами Hygger может быть возможность планировать задачи отдельного проекта. Почти всегда превратить ожидаемое свойство в конкурентное преимущество является сложной задачей, а вот его отсутствие ни к чему хорошему не приведет.
Основные свойства — это желаемое. Их выполнение влияет напрямую на удовлетворенность потребителя. Именно на основных свойствах продукты пытаются выделится и создать конкурентное преимущество.
В примере с авиалиниями, основным свойством может быть отсутствие пересадок на длительном маршруте.
Свойства, вызывающие восхищение — это неожиданные для потребителя свойства: дополнительные, необычные, носящие характер сюрприза.
Ваш любимый десерт на борту авиаперевозчика – пример такого свойства.
Уровень выполнения подобных свойств не влияет на удовлетворенность потребителей напрямую (как и в случае с основными свойствами). Если неожиданное свойство отсутствует, потребитель не должен расстроиться, поскольку и не ожидал его в рядах ожидаемых свойств. Но если же потребитель будет приятно впечатлен – это принесет приятные бонусы продукту или услуге, как минимум, о них узнает ближний круг обрадованного потребителя.
Со временем, требования клиента могут меняться и то, что сегодня вызывало восторг, уже завтра может превратиться в стандарт, а послезавтра стать обязательным условием качества.
Отличный пример применения метода Кано расписан в статье про телевизионный пункт, где автор решил разделить множество замысловатых кнопок пульта по приоритетности, используя принцип Кано.
Техника Story Mapping
Методология Story Mapping стала известна в начале века из статьи Джеффа Паттона.
Смысл метода в том, что бэклога в продукте мало для определения приоритетов в работе. Паттон считает, что необходима более развернутая структура и предлагает следующую механику:
Горизонтальная ось представляет последовательность использования. Задачи на ней размещаются в последовательности, в которой они выполняются пользователем.
Вертикальная ось означает критичность. По вертикали задачи располагаются относительно того, насколько они важны сверху вниз. Одинаково важные задачи можно определять на одной высоте.
Группы связанных историй группируются как активности.
Сильные стороны методологии Story Mapping
Это относительно простое визуальное представление, которое позволяет команде, клиентам, заказчику или другим заинтересованным сторонам делиться общим пониманием происходящего.
Метод четко определяет, как постепенно выпускать итерации продукта.
Внутриорганизационные методологии
Методология KJ
Методологию, придуманную Jiro Kawakita (отсюда — KJ) часто используют на различных тренингах и групповых занятиях по менеджменту. Суть технологии — в групповом процессе установления приоритетов.
Метод KJ — это процесс, состоящий из 8 этапов для групп любого размера. Для реализации такого метода понадобится не менее одного часа. Участникам следует подготовиться:
- Выбрать ведущего (модератора).
- Приготовить много стикеров разных цветов.
- Найти помещение со свободной стеной или большой доской.
- Разместить флип-чарт или отдельную доску для результатов.
8 этапов методологии KJ
- Выберите центральный вопрос, который будет стимулировать результаты. Каждый сеанс предполагает свой центральный вопрос.
- Организуйте рабочую группу. Участники группы должны быть из различных отделов компании.
- “Выгрузите данные” Для этого понадобятся стикеры. Каждому участнику группы предлагается инициировать мозговой штурм в разных направлениях.
- Разместите стикеры на стенке в рандомном порядке. Каждый участник, при необходимости, может добавить новые стикеры на дальнейших этапах.
- Сгруппируйте похожие тематики. Когда все стикеры на стене добавлены, вся группа начинает группировать похожие темы.
- Присвойте имена. Участники должны присвоить имя каждой группе, используя стикеры другого цвета.
- Проголосуйте за наиболее важные, с вашей точки зрения, группы, которые помогут ответить на центральный вопрос.
- Оцените самые важные из групп. Все стикеры помещаются на доске и располагаются по количеству голосов. Участники могут объединять подобные группы, что добавляет их голоса и поднимает их рейтинг. Когда 3-4 группы очевидно опережают остальные, активность завершается.
Техника приоритезации Feature Buckets
Автор методологии — Адам Нэш предложил свою аналогию для определения приоритетов. По его мнению, приоритетность функций сильно различается в разных продуктах и сферах. Поэтому Нэш подчеркивает, что метод был разработан именно под потребительские онлайн-продукты.
Согласно методу, функции нужно распределить в четыре ведра.
Metrics Мovers — функции-двигатели, которые способны сильно повлиять на целевые показатели продукта и бизнеса. Должны быть конкретные цели и стратегии решения инвестировать в продукт или функцию (пример показателя — фреймворк Pirate Metrics).
Customer Requests — это функции-запросы. Они запрошены самими клиентами. Обычно являются дополнительными улучшениями.
Delight — функции, которые создаются внутри компании на основе понимания дизайна или технологии. Работа над ними важна для приятного удивления клиентов.
Strategic — функции, которые важные по стратегическим причинам, связанным с будущими целями.
У каждого метода приоритизации свои особенности и, вероятно, не все они могут быть адаптированы под условия жизнедеятельности вашего продукта или компании. Тогда стоит попробовать современные сервисы, помогающие работать с приоритетами — современные онлайн инструменты для определения приоритетов и отслеживания статусов задач. Они облегчают планирование и помогают приоритезировать все задачи продукта быстро и просто.
Backlog Priority Chart — один из таких инструментов, который предлагает полноценная платформа для product менеджеров Hygger.io.
В сервисе вы можете найти систему оценки Value & Efforts и 4 квадранты-критерия для определения степени приоритета:
- Quick Wins – идеи первоочередного порядка.
- Big Bets – идеи с высоким приоритетом, но которые могут быть выполнены после Quick Wins.
- Maybes – идеи с меньшей ценностью и срочностью.
- Time sinks – идеи, которые вовсе можно отложить или удалить.
Hygger позволяет структурировать бэклог с помощью универсальных Scrum и Kanban досок, лейблов и Swimlanes.
А как вы справляетесь с приоритизацией своих дел? Пользуетесь ли эффективными методологиям и полезными инструментами? Возможно, есть супер эффективный метод, которым вы можете поделиться.
Надеюсь, описанные выше методологии определения приоритетов помогут вам расставить акценты и научиться определять самые важные задачи и выявлять те, которые могут тормозить рабочие процессы. Экспериментируйте и добивайтесь хороших результатов!
Автор: Pavel_Ku