Про обратную связь, которая вызывает желание убивать
Привет, я бизнес-аналитик и частенько наблюдаю за менеджерами, которых все ненавидят. Сегодня я расскажу, как с максимальной эффективностью конвертировать сотрудников во врагов.
1. “Это непрофессионально...
… это делали какие-то безрукие студенты. Да я такое сама за пять минут нарисую. Наймите уже нормальных специалистов. Ваш уровень не дотягивает до этого проекта” — читал Леня да Винчи в своей средневековой почте мессагу от начальницы.
Ну правда, постоянно наблюдаю, как сильнейшие люди в индустрии чешут репу, получив претензии в криворукости от юной кисоньки, только что вышедшей на работу. Как-то судьба сложилась так, что она — начальник, а они, стало быть, в позиции идиотов, мечтающих о… Где там топят котяток?
Как правильно:
Прежде чем переходить на оскорбления, хотя бы поинтересуйтесь статусом и биографией исполнителей. А лучше обойдитесь без этого и сразу озвучите, что же конкретно не нравится.
2. “Мой опыт подсказывает, что в этом тексте нет души…
… он ровно такой же, как у большинства компаний, безликий и не вызывает симпатии. Мне нужны пять тезисов, которые культовые, а вы прислали мне пять фраз, которые можно найти в любом блоге для повышения квалификации и самосовершенствования”
Одного прапорщика с большим опытом солдаты избили скамейками в столовке, когда внезапно погас свет. Когда освещение включилось, все солдаты были в одном конце столовки, а скамейки с руководителем — в другом конце. Кого наказывать, непонятно.
Как правильно:
Не будьте, как прапорщик, избегайте в критике общих слов. Давайте ближе к тому, что же конкретно не нравится!
3. “Пользователи не поймут,
… клиентам не понравится, партнеры не оценят, моя чуйка, старшая дочка, жена и бабушка не одобрят”
Да, гори они в аду, ваши проклятые родственники! Нельзя уже на этот экран в мобильном приложении воткнуть куда-то еще одну чертову кнопку!
Как правильно:
Чтобы не подставить всю свою семью, и чтобы окружающие не мечтали оторвать вам чуйку, нужно сначала протестировать приложение на реальных пользователях, а не придумывать что-то за них. И да, не забываем говорить только о том, что же конкретно не устраивает.
4. “Неприличный дизайн...
… он вызывает только смех и ехидство”
Конечно же, после такого фидбека дизайнер не сможет побороть непреодолимое желание показать вам еще 10 “приличных” вариантов. А может быть, он тотчас бросится искать себе максимально компетентную замену, предоставит на выбор 20 кандидатов, которые выполнят конкурсные работы, а после этого уволится без выходного пособия?
Ну ладно, хватит мечтать! Кстати о мечтах. Один мой знакомый артдир смотрит только BDSM-порно, потому что там, по его мнению, “они хоть визжат по-настоящему”. Товарищ частенько представляет вместо порно-актеров некоторых своих руководителей.
Как правильно:
Используйте как можно меньше прилагательных, касающихся проекта и личности автора — это, скажем так, отвлекает от работы. И да, когда же уже будет про то, что конкретно не устраивает?
5. “А если бы мы вам так платили как вы работаете?”
Ну и как же без намеков на то, что вы, в случае чего, готовы кинуть специалиста с оплатой? Конечно же, подчиненный сразу одумается и исправится! Разумеется, ради нескольких МРОТ-ов каждый готов терпеть ваши крики и безумные претензии. Ведь на свете все ради денег!
На самом деле нет. После таких угроз можно легко получить ответные реверансы в духе увольнения всем отделом.
Как правильно:
Ну, скажите уже, наконец, что конкретно не устраивает! А если не можете сказать, то признайтесь: “Меня что-то не устраивает, но я не могу это сформулировать”. И вам помогут!
А теперь пошаговая инструкция как надо давать обратную связь:
1. Тадам! Вы получили какой-то кал вместо работы?
2. Начните с изучения ТЗ — может быть именно такое и заказывали?
3. Нет ТЗ? Прочтите тогда мою статью «Без ТЗ».
4. Если у вас есть ТЗ, то ссылайтесь на него, чтобы все было строго по делу, как договаривались.
5. ТЗ — кривое? Так поясните его! «ТЗ высокой четкости» вам в помощь.
6. При должной настойчивости и достаточном количестве итераций вы, рано или поздно, получите то, что было заказано в ТЗ. Одним глазком стоит глянуть «Не по ТЗ»
7. По опыту именно холоднокровная настойчивость и четкость требований железно приводит к успеху. Крики, угрозы, оскорбления, театральные усмешки над ошибками только всех отвлекают, об этом смотрите: «Как избавиться от умных сотрудников в вашей компании»
*Если любите Agile, то вместо ТЗ должна быть карточка на Agile Board где должна быть кратко описана микро-задача, желательно с чек листом! Опытные бойцы знают, что одно другому не мешает: можно ТЗ распилить на карточки. При этом сами карточки нужно лепить не как попало, а в общей структуре большого ТЗ.
Лайфхак:
1. Сообщите, что конкретно не нравится, а еще лучше пришлите список того, что нужно сделать.
2. А вот, что вы думаете о работе и исполнителе, не рассказывайте. Меньше прилагательных!
Автор: krivotester