В большинстве софтверных компаний проджект менеджеры выполняют сразу несколько основных функций. Они общаются с клиентами, выясняют требования, контролируют следование процессам, ну и конечно работают с подчиненными. Помимо прочего, работа руководителя с подчиненными включает в себя такую немаловажную вещь, как выдача обратной связи.
В чем ее суть?
Проджект менеджер (ПМ) всегда видит, кто работает лучше, а кто хуже. Кто радеет за проект, а кто относится к работе формально. Кто постоянно выбивается из сроков, а кто успевает и еще тянет на себе отстающих. Кто постоянно предлагает какие-то улучшения, а кто ведет себя пассивно. Кто опаздывает на работу и на митинги, а кто проявляет постоянную пунктуальность. Кто пишет кривой код, а кто старается сделать свою работу качественной и считает для себя унизительным показывать коллегам некачественный код. Кто проверяет свою работу, стараясь минимизировать количество багов, а кто торопится, лишь бы отстреляться, а там хоть трава не расти.
«Добрый» ПМ редко или никогда не подходит к подчиненным и не указывает им на недостатки, не ругает за плохую работу. При этом, если что-то сделано хорошо, то большинство ПМов всегда рады похлопать сотрудника по плечу и сказать: «Ты молодец!»
К чему же приводит такая «доброта»?
У сотрудников складывается ощущение, что раз его ни за что не ругают, а только хвалят, то он работает хорошо, в этом духе и нужно продолжать. При этом, поскольку ПМ все равно не может не видеть недостатков, у ПМа может копиться негатив. Но в какой-то момент негатив переполняет чашу терпения ПМа. ПМ идет к директору и рассказывает все как на духу: «Данный товарищ программист вечно выбивается из сроков, проект ему не интересен, постоянно отвлекается на посторонние вещи и вообще большую часть времени не кодит, а занят непонятно чем. За ним все приходится переделывать и т.д. и т.п.». Директор, естественно, приходит в негодование от того, что кто-то постоянно работает хуже, чем ожидалось, и вызывает программиста на разбор полетов, который вполне может закончиться предложением прекратить рабочие отношения и расстаться.
Если ПМ не ругал такого сотрудника, то данный товарищ, естественно, крайне удивляется и заявляет: «Как так?! За время своей работы я слышал только похвалы! Ни разу меня не ругали и не говорили, что я что-то делаю не так! Почему же теперь меня увольняют?!». — Это совершенно справедливый гнев! Если ПМ не потрудился поругать сотрудника в свое время, он просто не предоставил ему возможности исправиться и стать лучше. По сути, ПМ просто загубил потенциально хорошего и ответственного сотрудника!
Руководители проектов, заботьтесь о своих подчиненных! Они нуждаются в вашем внимании. Хвалите их за хорошую работу. Ругайте за плохую.
Дорогие разработчики! Если вы не слышите никаких отзывов о вашей работе от ПМов, это очень нехороший знак. Ваш руководитель по каким-то причинам не видит ваши заслуги и ваши промахи. Ведь не может же быть такого, чтобы работая на проекте месяцами, вы не сделали ничего хорошего и ничего плохого! Если вы не получаете обратной связи от ПМа, или если она однобока (вас только хвалят или только ругают), это опасная ситуация. Не поленитесь: задайте вопросу вашему руководителю. Пусть он ответит, что ему, в первую очередь, не нравится в вашей работе, что его беспокоит. А уже во вторую, пусть похвалит вас и скажет, что у вас получается лучше всего. Всегда заботьтесь о том, чтобы вы обладали объективной и всесторонней информацией о мнении вашего руководителя о вашей работе. Это позволит вам быть уверенными в том, что вы на верном пути и рост в компании вам обеспечен!
Автор: igorstolyarov