В Alconost я часто сталкиваюсь с необходимостью собирать команду и использовать мозговой штурм, например, при производстве видеороликов, чтобы найти достойную идею сценария или решить, как лучше проиллюстрировать на экране текст диктора. Я обратил внимание, что некоторые штурмы проходят очень результативно, а некоторые еще больше усложняют решение задачи. Мне стало интересно, как решают это проблему в мире, и вот я наткнулся на статью Ричарда Брэнсона, основателя Virgin, которая рассказывает о принципах успешного брэйнсторминга.
Полезные советы от британского миллиардера под катом.
Когда я участвовал в попытках установить рекорд скорости для трансокеанских перелетов на воздушном шаре в 80-х и 90-х годах, мы попадали в не самые приятные ситуации. И для меня термин «мозговой штурм» навсегда связан с воспоминанием о том, как нас несет на воздушном шаре в 9 километрах над землей в самый центр грозы. В эти панически-бодрящие минуты вся команда ломала
И хотя не каждая сессия мозгового штурма связана с выбором между жизнью и смертью, принцип един. Если перед вами стоит проблема с неочевидным решением, мозговой штурм — отличный способ использовать коллективные знания ваших сотрудников и найти это решение. Вот восемь советов о том, как получить максимум пользы от ваших мозговых штурмов.
1. Чтобы мыслить нестандартно, избегайте стандартных ходов
Многие консультанты по управлению предлагают проводить регулярные мозговые штурмы, чтобы вы и ваша команда имели возможность «подумать нестандартно» или обеспечить «свободный полет мысли». Я ненавижу эти выражения — ведь творческие усилия нельзя распланировать. Вам и вашим сотрудникам нужно стремиться к новаторским подходам в каждом аспекте вашей работы каждый день. А мозговые штурмы действительно хороши тогда, когда вы застопорились и не можете найти решение.
2. Выбирайте окружение, стимулирующее творчество
Я заметил, что свои лучшие идеи я генерирую, когда нахожусь в движении — путешествую, занимаюсь или просто гуляю. Если перед вами возникает проблема и вы решаете провести мозговой штурм, вытащите всех из тесного душного офиса, который никоим образом не способствует творческому
Важно наслаждаться сменой пейзажа не менее получаса, прежде чем приступить к работе, и не забывать делать перерывы. Смена занятий — игры, упражнения или прослушивание музыки — может помочь участникам расслабиться и вернуться к работе с новыми силами.
3. Описывайте проблему, а не решение
Когда участники мозгового штурма собираются творить, у них должна быть практическая цель, иначе вы ничего не достигнете. Когда беседа заходит в тупик, напомните всем о проблеме, которую пытаетесь решить, и продолжайте работу в заданном направлении.
4. Поддерживайте приток свежих идей
Чем окружать себя одними и теми же людьми на каждом мозговом штурме, лучше пригласите к участию сотрудников из других подразеделений компании, — может оказаться, что и у них есть отличные идеи. Вдруг кто-нибудь из ваших бухгалтеров предложит идею, которая выльется в нестандартную маркетинговую стратегию, или кто-то из администраторов расскажет об изменениях, которые помогут придумать новый подход к продажам?
5. Убедитесь, что выслушиваются все мнения
У сидящего в углу тихони могут быть блестящие идеи, но пока вы не обеспечите всем шанс высказаться, его не будет слышно из-за того, кто кричит во всю глотку. Поощряйте выслушивание мнений не меньше, чем их высказывание.
6. Записывайте абсолютно все
Любые идеи, возникающие во время мозгового штурма, должны быть записаны. Все эти гениальные находки не принесут вам никакой пользы, если вы их забудете. Я ношу с собой ноутбук, чтобы иметь возможность записать каждую встреченную полезную идею независимо от контекста, — и потом пересматриваю их.
7. Воплощайте лучшие идеи в жизнь
Не думайте в стол — говорите «да» потенциально удачным идеям, возникшим в результате мозговых штурмов. Конечно, иногда вы будете ошибаться, но если вы будете рисковать — это повысит и шансы преуспеть. И прежде, чем разойтись после мозгового штурма, всегда обсуждайте, что каждый из вас будет делать для реализации хороших идей
.
8. Слушайте и вникайте, а затем принимайте решение
В книге Джона Ле Карре (John Le Carre) «Шпион, выйди вон!» (Tinker, Tailor, Soldier, Spy), главный герой Джордж Смайли (George Smiley) лаконично описал бесконечное откладывание коллективных решений из-за разногласий и споров: «Комитет — это животное с четырьмя задними ногами». Такое часто случается в бизнесе, где своевременные суждения бывают крайне важны.
И хотя я тут рассуждаю о важности мозговых штурмов, умении слушать и учиться у других, я сам часто поддаюсь порыву. Оглядываясь назад, я вижу, что некоторые мои решения о запуске в работу идей, оказавшихся впоследствии гениальными, были приняты экспромтом. (Меня неспроста называют Доктором Да.) В бизнесе, как и в жизни, иногда приходится доверять собственной способности вести компанию к достижению целей, которые другим кажутся недостижимыми.
Но тут есть свой риск: иногда я одобрял и не самые удачные идеи аналогичным образом — следуя порыву. Но в целом, вам стоит тщательнейшим образом прислушиваться к собственной интуиции перед тем, как действовать.
В конце концов, вам нужно найти баланс между разными подходами: устраивать мозговой штурм в поисках оптимальной идеи или действовать в одиночку. Используйте мозговые штурмы, чтобы получить видение ваших сотрудников, ознакомиться с их лучшими идеями, но в итоге вам все равно придется сделать выбор и принять на себя ответственность за решение.
Автор: alconost