Несколько лет назад меня впервые спросили, хочу я стать хорошим специалистом или руководителем. Я поспешно ответила, что руководителем. Но в процессе аргументации своего выбора, изменила решение уже через 2 минуты. В тот день я впервые задумалась о том, каково это «быть руководителем».
Уже сейчас, хотя прошел сравнительно небольшой срок, я могу дать несколько рекомендаций из своего личного опыта работы с коллегами и из наблюдений за другими.
На что бы я хотела обратить внимание.
Кнут или пряник
Чтобы состояться как руководитель, нужно найти свой подход к людям, порой проявлять индивидуальный подход к разным сотрудникам. Вечная дилемма, что лучше: кнут или пряник. Нужно сделать свой выбор. Лучше эти два подхода комбинировать. Я категорически против использования только мягкого подхода (пряника), поскольку окружающие будут воспринимать вас несерьезно и как следствие, то, что вы будете говорить, не всегда будет услышано и не выполнено.
В проделанной работе почти всегда найдутся недочеты. Как от руководителя, от вас ждут компетентные замечания, дополнение требований по выполнению дальнейшей работы.
Работа с молодыми сотрудниками, студентами
Очевидно, новым молодым сотрудникам не всегда доверят серьёзную ответственную работу. Но ваша задача, как руководителя, преподнести задание на выполнение так, чтобы вызвать интерес и чувство ответственности у ваших подопечных. И тогда у молодых появится это потрясающее чувство: «Я участвую в реальном проекте!»
Если неправильно себя преподнести, даже выполняя довольно серьезную и реальную работу, сотрудник может почувствовать себя ненужным в этом проекте, что может привести либо к уменьшению трудовой производительности из-за отсутствия энтузиазма, либо к увольнению. Одно другого не лучше.
Однако не переборщите с этим чувством «я участвую в реальном проекте», поскольку ЧСВ молодых может критически подняться, но тут на помощь приходит «кнут».
Ораторское искусство
Руководителей любят ушами. Когда человек может высказать грамотно и доходчиво свою мысль, а еще разбавить но не смешивать свою речь уместными шутками или рассказами из жизни – это восхищает.
Чтобы завоевать доверие и уважение у ваших сотрудников, попробуйте проводить лекции, семинарские занятия. Но в этом случае возможны два исхода: либо вы проявите себя хорошо, завоевав расположение, либо разочаруете толпу, что может существенно усугубить ситуацию.
Как сделать первые шаги, если не подворачивается момент для проявления ваших лидерских качеств
Есть золотое правило, которому я следую: не надо идти в чужой монастырь со своим уставом, если устав уже там есть. Иногда люди в коллективе вроде бы работают вместе, над одним и тем же проектом, но кажется, что большинство из них разработчики-одиночки. Вот здесь то вы и можете показать себя во всей красе, но только при условии, что сможете всё грамотно организовать. Вы можете быть услышаны даже более старшими коллегами, если ваше мнение действительно чего-то стоит. Необходимо понимать, что люди должны еще и эмоционально подходить друг другу, всех подряд сплотить не получится. Важно с числом людей не переборщить: слишком много – с организованностью могут быть проблемы, слишком мало – объем работы будет душить.
Если сможете собрать свою мини-команду, объединить разработчиков для решения одной проблемы, то это уже успех, уже какой-то опыт и плюс к вашей драгоценной карме, несмотря на то, что вы собственно формально не занимаете руководящую должность.
У руководителей не всегда толпа обожателей, частенько найдутся те, кто не одобряет их поступки или принимаемые ими меры, но при всем этом есть руководители, которых ты уважаешь и воспринимаешь как движущую силу вашей команды.
Автор: AnROm