Не так давно закончился МЕГА Accelerator — проект для поиска и воплощения инновационных идей по улучшению покупательского опыта гостей МЕГИ, реализованный IKEA Centres Russia совместно с компанией GVA LaunchGurus Несколькопредложенных решений уже доступны для тестирования посетителям в торговых центрах МЕГА, так что пора не только подвести итоги, но и поговорить о перспективах, которые новые технологические возможности открывают перед ритейлом.
Рынок торговых центров в России сравнительно молод. Его бурный рост даёт плодородную почву для появления таких интересных проектов, как МЕГА Accelerator — инициативы по сбору революционных идей и решений для этого сегмента ритейла.
Итак, как это выглядело…
Объявление о запуске программы появилось в конце 2015 года. Тогда же начался приём заявок от команд, которые хотят получить поддержку экспертов и финансирование для реализации амбициозных идей в сфере ритейла и развития инфраструктуры торговых центров.
В общей сложности на участие в проекте подали заявки почти 200 команд, каждая из которых предложила некую интересную идею (наличие идеи и команды — два обязательных условия подачи заявки на участие). Как отметил в интервью Милен Генчев, куратор МЕГА Accelerator, большая часть заявок содержала именно технологические новшества, что неудивительно для стартап-рынка.
По итогам рассмотрения заявок на второй, очный этап программы, рассчитанный на 3 месяца активного участия в стенах бизнес-инкубатора, прошло десять команд.
Участники второго этапа получили гранты на развитие предложенных проектов, а также возможность протестировать идею в торговых центрах МЕГА. Образовательная компонента акселератора включала в себя несколько лекций каждую неделю, общие семинары, а также индивидуальные встречи с экспертами — сотрудниками самой МЕГИ и компаний-резидентов, в рамках которых можно было обсудить конкретные проблемы команд, возникающие в ходе доработки своих идей. К каждой команде были прикреплены коуч и тренер. Все это позволило участникам получить экспертную оценку опыта и подтянуть знания в отдельных областях.
«У GVA, в сотрудничестве с которой был запущен МЕГА Accelerator, очень хороший учебный курс. Команду действительно во многом удалось прокачать. Присутствовали также и иностранные эксперты, высказывавшие свою точку зрения на то, как надо продвигать решение, привлекать инвестиции, развивать продукцию и работать с отдельными сегментами», — отзывается о программе Павел Осадчук (компания ChatFirst — разработчик чат-бота, подробнее на котором мы остановимся далее).
«Это был замечательный опыт. Учебная программа была просто на высочайшем уровни. Лекторы – это профессионалы мирового уровня из разных стран мира. Они открыто делились своим опытом, и это было невероятно ценно для нас. Программа была крайне полезна для всей нашей команды, так как занятия были по всем направлениям развития стартапа. От технологий и разработок, патентования, формулирования ценностного предложения и маркетинга, до методики проведения переговоров и встреч. Отдельно хотелось мы поблагодарить Даниила Козлова и Замира Шухова за организацию программы, а также нашего наставника Андрея Тяна, это конечно отличные профессионалы помощь которых трудно переоценить», — дополняет Андрей Литамнович (компания «СенсАрт» — разработчик технологии Surfancy и победитель МЕГА Accelerator).
Технологии на службе торговых центров — истории стартапов
МЕГА Accelerator в каком-то смысле стал толчком для адаптации разнообразных высокотехнологичных возможностей к сегменту коммерческой недвижимости.
К примеру, магнитогорская компания KMG LABORATORY, представившая в рамках проекта своего робота-консультанта, изначально ориентировалась на поиск технологий для бесконтактного распознавания эмоций и психофизического состояния человека по видеозаписи.
«Разрабатываемые нами ранее технические достаточно сложные вещи оказались не востребованы. Рынку оказался нужен более простой робот помощник на подвижной платформе, способный распознавать лица и речь. Робот может функционировать в качестве платформы телеприсутствия и даже автоматически поддерживать беседу с клиентом (все зависит от требуемого качества диалога). В сегменте ритейла значительно большую роль играет контент, способный создать уникальную атмосферу», — комментирует Кирилл Косолапов (KMG LABORATORY).
Другой интересный проект — виртуальная примерочная — начал своё развитие с ПО для быстрого автоматического сканирования трёхмерных поверхностей.
«Мы начали с разработки программно-аппаратного комплекса для автоматического максимально точного сканирования крупногабаритных объектов. У этого решения есть целый ряд применений в самых разных сферах. В частности, основной денежный поток до недавнего времени нам обеспечивала продажа франшизы бизнеса по сканированию людей и печати трехмерных фигурок в качестве подарков и памятных сувениров для семейных и корпоративных мероприятий. Все ключевые технологические аспекты — непосредственно 3D-сканирование, получение облака точек, триангуляция и т.п. — мы уже отработали на раннем этапе. А МЕГА Accelerator помог нам протестировать в ритейле один из перспективных вариантов сервиса на основе данной технологии — виртуальные примерочные. Сейчас мы обладаем одной из самых больших в мире баз по 3D-моделям людей, к которой постепенно добавляем цифровые лекала, позволяющие нам демонстрировать потребителям, как именно на их фигуре будет выглядеть та или иная вещь. И это направление является для нас приоритетным. Таким образом, благодаря акселератору мы запустили и отработали на практике новое направление», — рассказывает Сергей Климентьев (компания Texel — разработчик виртуальной примерочной).
А система распознавания и анализа приезжающих в МЕГУ автомобилей с целью влияния на демонстрируемый в торговом комплексе контент, начиналась как инструмент маркетинга.
«Мы занимались развитием идеи распознавания автомобилей для целей маркетинга, соединив в одном сервисе не только наши, но и сторонние компоненты (которые по тем или иным причинам не могли выступать в роли законченного решения). По сути, за счет сращивания видеонаблюдения и рекламного бизнеса мы создали аналог сервиса Яндекс.Директ для магистралей. Реализация похожих идей уже осуществлялась в Англии, Австралии и США. Результатом этого являлась широкая огласка в средствах массовой информации, нестандартный и креативный подход в реализации рекламных кампаний, что несомненно привлекает больше внимания потребителей. Участие в МЕГА Accelerator позволило нам расширить горизонты применения технологии. Как результат — мы модифицировали продукт под нужды ритейла, сформировали ценностное предложение и начали реализацию первого пилотного проекта в России на парковке МЕГИ Химки. Основная идея состоит в том, чтобы сегментировать посетителей торгового центра по автомобилю, и точно знать какая аудитория находится в торговом центре в конкретный момент времени. Имея эту информацию, администрация центра может изменять контент Digital Signage экранов, отображая только релевантную посетителям информацию», — поясняет Павел Божреев (Intelligent Solutions).
Проект победителей МЕГА Accelerator — технология превращения любой поверхности в сенсорный экран Surfance от команды CeнсАрт — также тестировалась изначально вне ритейла. Кстати, о ней уже было в большом посте на Хабре.
«Та система, что работала в торговом центре, — это четвёртая итерация Surfancy. Мы избавились от «детских болезней», которые присущи любым разработкам в принципе. Surfancy стабильно работает в музее «Алисиум», безупречно отработала на стенде Сбербанка на Петербуржском Экономическом Форуме (сенсорная часть «интерактивной монетницы»)».
Что же касается представленной в МЕГЕ версии Surfancy, Литамнович Андрей (Surfancy) дополняет:
«Работа продолжается, запланировано проведение ряда пилотных проектов в торговых центрах с их дальнейшим коммерческим использованием. Мы сейчас находимся на этапе подписания эксклюзивного договора по коммерческому внедрению нашего продукта. Ведётся и параллельная работа с цифровыми агентствами, ведь система прошла хорошую обкатку и на ее основе можно строить интерактивные инсталляции не только в сфере продаж, но и в развлекательной сфере и образовании. Так что мы видим отличные перспективы».
Более-менее близким к первоначальному курсу развития (среди стартапов, с которыми нам удалось пообщаться) оказался разве что путь проекта ChatFirst, который изначально и задумывался как конструктор чат-ботов. Для МЕГИ проект был лишь немного кастомизирован под помощь потребителям до, после и во время посещения торгового комплекса через удобные для них каналы связи (в том числе, социальные сети).
«На нашей платформе мы разработали молл-ассистента, который рассказывает посетителям о запланированных мероприятиях, акциях и событиях. Подобный контакт с посетителями в социальных сетях осуществляется и сейчас, но не так оперативно. Мы же предлагаем более быстрое и менее дорогое общение», — говорит Павел Осадчук (ChatFirst).
МЕГА Accelerator — стероиды для стартапа
Все без исключения участники акселератора, с которыми нам удалось побеседовать, отмечают, что 3-х месячный интенсив сильно повлиял на их бизнес. Одним это помогло определиться с направлением дальнейшего развития, другим — с позиционированием идеи, а для третьих МЕГА Accelerator стал поводом кардинально поменять многие составляющие проекта.
«Проект помог нам понять, что и для кого в действительности мы делаем. МЕГА Accelerator побудил нас изменить в проекте очень многое: от технического задания до названия. Мы в 1,5 раза сократили габариты устройства, изменили ПО, полностью заменили контент и придумали новое название. Изначально мы ориентировались на создание робота для промо-акций, но сейчас мы сменили и позиционирование. Теперь продукт участвует в создании уникальной атмосферы в торговом центре, предоставляя определенный контент. А поскольку теперь мы ориентируемся на выход на международный уровень, робот получил новое имя — Robin (старое наименование — Queeny — могло вызывать негативные ассоциации при переводе)», — говорит Кирилл Косолапов (KMG LABORATORY).
«Полезен был «взгляд со стороны» клиента при тестировании продукта, полезно было понять проблемы бизнеса и задачи которые перед ним стоят. Мы изменили сам принцип использования нашего устройства. Сейчас работаем над изменением программной части продукта. Ведем разработку платформенного решения. Детали раскрывать не буду, но это серьезный проект. Это понимание пришло как раз в рамках тестирования системы и анализа полученных метрик и отзывов», — комментирует Литамнович Андрей (Surfancy).
«У нас была готовая технология и бизнес на его основе, но явно не хватало хорошей венчурной стратегии, которую можно развивать вместе с крупным стратегическим партнером. МЕГА и МЕГА Accelerator решили обе эти проблемы», — дополняет Сергей Климентьев (Texel).
«Под чутким руководством коуча Николая Боброва и трекера Дениса Гордовского были определены ключевые направления развития, скорректирована стратегия взаимодействия с ключевыми заказчиками и партнерами. А помощь экспертов IKEA Centres Russia расширяла наше мировоззрение в мире ритейла, помогала определить болевые точки и текущие задачи, стоящие перед экспертами. Наиболее ценными оказались советы Николая, так как он уже имеет за плечами большой опыт в автомобильной отрасли», — говорит Павел Божреев (Intelligent Solutions).
Как отмечают сами участники, они смогли прочувствовать рынок ритейла изнутри, что позволило грамотнее продумать свою стратегию «завоевания мира».
«За время участия в МЕГА Accelerator мы собрали большую экспертизу в области маркетинга, наружной рекламы и ритейла, а также получили большой опыт в работе с корпоративной культурой корпораций», — комментирует Павел Божреев (Intelligent Solutions).
«Мы — это ChatFirst — разработчики платформы виртуальных помощников, а также ChatFirstLab — команда, которая строит разные проекты на этой платформе. До прихода в МЕГА Accelerator у нас уже было намечено 6 сегментов, мы их называем вертикалями, которые исследовались с точки зрения потенциальной аудитории. Но ритейл (торговые центры типа МЕГИ) у нас не был затронут. Акселератор помог нам внимательно изучить их проблемы и потребности, чтобы предложить решение, которое их заинтересует», — рассказывает Павел Осадчук (ChatFirst).
«В первую очередь участие в МЕГА Accelerator дало нам понимание бизнеса целевой аудитории — сегмента торговых центров. Мы и ранее общались с потенциальными клиентами, но акселератор обеспечил глубокое погружение в рабочий процесс и механизмы поведения потребителей, которые нам были чрезвычайно полезны с точки зрения маркетинга, а также понимания, для кого мы делаем продукт. Заодно квалифицированные эксперты помогли нам разобраться с бизнес-моделью и патентным ландшафтом, т.е. с аспектами построения именно инновационного бизнеса. На мой взгляд, это показатель высокого качества образовательно-акселерационной программы», — дополняет Кирилл Косолапов (KMG LABORATORY).
Ряд проектов, участвовавших в акселераторе, уже работает в тестовом режиме в различных торговых центрах МЕГА. Правда, об эффективности воздействия на аудиторию (посетителей) говорить пока рано.
А что будет завтра?
Cтартапы, которые сегодня получают помощь от представителя рынка ритейла, завтра уже вполне смогут изменить сам сегмент торговых центров. По мнению участников акселератора, проект, объявленный победителем МЕГА Accelerator, действительно имеет большие перспективы. SensArt сочетает в себе сильную команду и интересную техническую идею (Surfancy).
«Ребята из SensArt, пожалуй, были самыми активными из всех участников. Больше всех везде мелькали, общались с МЕГой и экспертами, первыми запустили красивый пилот», — делится впечатлением Павел Осадчук (ChatFirst).
Кроме того, не последнюю роль может сыграть интеграция решений разных команд, познакомившихся в ходе акселератора, о которой нам рассказали некоторые участники.
Все эти развивающиеся проекты хорошо перекликаются с общим курсом развития рынка торговых центров, отмеченным участниками второго этапа МЕГА Accelerator. Мы попросили команды представить, как рыночные факторы, а также их технические предложения изменят ритейл лет через 10, и мнение их оказалось удивительно единодушным, за исключением деталей (можно предположить, что эта тема также поднималась в рамках акселератора).
«На мой взгляд, формат торговли изменится от простого покупательского к некому времяпровождению с созданием дополнительных сервисов. Иными словами, торговый центр перестанет быть местом, куда потребитель приходит что-то покупать. Он превратится в развлекательную площадку, где можно провести время, поесть, параллельно — например, примерить одежду в виртуальной примерочной и воспользоваться другими услугами. Все это будет сопутствовать неизбежному изменению формата традиционной торговли — сокращению продуктовых гипермаркетов, развитию виртуальных витрин и всевозможных интерактивных сервисов», — говорит Кирилл Косолапов (KMG LABORATORY).
«На наш взгляд через 10 лет торговый центр будет высокотехнологичным местом, в котором высокоинтеллектуальный системы будут предугадывать поведение потребителя и предлагать персональные уведомления об акциях, которые в большей долей вероятности будут актуальны покупателю. Это и изучение всех потребностей покупателей, и улучшение покупательского опыта. Уже сейчас торговый центр сочетает в себе не только место шоппинга, но и развлекающую составляющую. Применение высоких технологий и увеличение сфер обслуживания помогает поддерживать интерес потребителей к торговым центрам», — говорит Павел Божреев (Intelligent Solutions).
«Есть исследования, согласно которым моллы постепенно пустеют — люди отказываются от них в пользу онлайн-покупок. И самые продвинутые площадки начали изменяться — они стали превращаться в некое подобие рыночной площади, т.е. в место, куда люди приходят не только покупать, но и пообщаться, поесть, отдохнуть. МЕГА — как раз такой центр. Внутри нее проходит масса мероприятий, как для взрослых, так и для детей, направленных на то, чтобы люди там проводили как можно больше времени. И в это мы видим сферу применения нашего решения: сейчас мы сделали чат-бота, который помогает записываться на мастер-классы одного из резидентов молла, но в перспективе мы хотим стать для ритейла той «точкой входа», через которую люди будут узнавать, что происходит внутри торгового центра, общаться с моллом на новом, более личном уровне, получая информацию только о тех событиях, которые им интересны. И наша технология позволит сделать это общение не столь дорогим, как коммуникация человек-человек», — комментирует Павел Осадчук (ChatFirst).
Как отметил один из участников проекта, развитие высокотехнологичных сервисов обеспечит создание уникальной атмосферы в торговом центре. С этой точки зрения вложения в стартапы защитят торговые центры и от конкуренции со стороны интернет-торговли (хотя на текущий момент ее и угрозой-то назвать нельзя).
«На мой взгляд, сегодня онлайн и офлайн торговля не пересекаются. Пока доля интернета в ритейле совсем не высока, и она, вопреки расхожему мнению, практически не растет. Да, есть определенный сегмент потребителей, которые действительно предпочитают интернет. Этот сегмент в будущем в процентном соотношении будет немного прирастать. Но люди, посещающие торговый центр, идут туда не совсем за покупками, а за определённым опытом и впечатлениями, которые далеко не всегда можно заменить онлайн сервисами. Поэтому посетители из торговых центров не исчезнут, т.е. интернет-торговля не вытеснит офлайн. Но, учитывая рост внимания потребителей к товарам с уникальной комплектацией, офлайн магазины постепенно будут заменяться своеобразными интерактивными шоу-румами, где люди смогут посмотреть, потрогать и подобрать понравившийся товар, а потом составить заказ при помощи наших роботов, технологий Surfancy или других вариантов терминалов уже с выдачей со склада или доставкой на дом. Т.е. это будет некая синергия существующих форматов торговли», — прокомментировал Кирилл Косолапов (KMG LABORATORY).
О финансовых результатах МЕГА Accelerator говорить, безусловно, пока рано. Однако на уровне идеи такой способ поиска инноваций определённо даёт результаты.
Автор: МЕГА Accelerator