В первую очередь эта статья предназначена тем, кто планирует или только рассматривает вариант запуска своего бизнеса.
Оглядываясь на 15 летний опыт работы с бизнес процессами, консультированием и запуском стартапов различных сложностей (занимаюсь инжинирингом и реинжинирингом бизнес систем) решил, написать данный мануал. Это будет серия статей, так как материал выходит объемистый.
Статья имеет целью предостеречь начинающих бизнесменов и, возможно, будет полезна тем, кто уже давно трудится на ниве интернет торговли, так как предлагаемая модель легко масштабируется с небольшими изменениями и поправками на объем товарооборота.
Открыт для конструктивной критики и буду рад оказать помощь, если она вам потребуется.
Статья содержит названия некоторых продуктов и компаний, ссылки я не даю так как это может быть воспринято как реклама. Всё, продукты, что я указываю, это опыт работы и не является рекламой.
Буду рад если вы поделитесь своими наработками с теми или иными сервисами.
Я не буду касаться того, какой товар вам следует продавать или какие услуги стоит оказывать. Этот выбор за вами. Мы возьмем за аксиому, что товар уже выбран и профит (начальный) просчитан.
Выбор CMS для интернет магазина
Дам несколько советов по выбору движка для магазина. Мне лично нравится PrestaShop, но он сложноват для начинающих, и у него есть большой недостаток, нет нормальной связки с 1С за, подчеркиваю, приемлемые деньги.
Существует мошеннический модуль 1c-prestashop (у них несколько сайтов), остерегайтесь этих ребят, читайте отзывы.
Рабочие решения стоят неподъемно дорого для стартующего бизнеса. Поэтому обязательно выбирайте CMS для своего магазина с рабочей связкой с 1С или другими учетными системами. Перед запуском, обязательно протестируйте выгрузку и загрузку данных.
Недавно просмотрел существующие на рынке, пока подходит Moguta.CMS, но я лично не тестировал, смотрел на описание и отзывы, если есть другие варианты, пишите в комментариях добавлю в статью.
Самая распространённая ERP у нас 1С, поэтому я строю эту статью на работу с ней, но, в принципе, всё актуально и для других систем.
Итак, начнем с необходимого и примерного расчета покупкивладения
CMS: цена зависит от вашего выбора.
На сервере у нас будет настроен веб сервер и IP АТС на базе Asterisk, так как без телефонии и своего микро колцентра нам не обойтись. Мы пропишем прохождение звонка клиента, сделаем приветствие и настроим IVR (голосовое меню).
Стоимость
Телефония: телефонный номер вашего города можно дёшево купить на zadarma цена варьируется от 120р до 1000р месяц в зависимости от региона, так же стоит завести и Московский номер, так как покупателям из других городов удобнее звонить в Москву. Будем исходить из 240р в месяц за два номера.
Номер нам нужен для входящей связи, для исходящей, на начальном уровне, дешевле всего использовать транк от Мегафона. Учтите, что подавляющее большинство покупателей указывают при покупке именно свой сотовый номер, из этого мы должны исходить при выборе оператора для исходящей связи. У Мегафона на Мультифоне это 1.5р минута на любой номер страны. Подробнее смотрите на профильном сайте Мультифона Кстати на Мегафон, также можно завести городской номер, стоимость 150р. месяц. Остальные операторы, к сожалению, не предоставляют такую возможность для начального уровня, если я не прав, поправьте в комментариях.
Для работы с ним вам нужно купить симкарту с любым тарифом (лучше без абонентской платы), активировать и настроить услугу Мультифон, после чего подключить транк к своей АТС. Подробнее техническую сторону мы рассмотрим ниже.
Оповещение клиентов
СМС: Любой уважающий себя магазин ведет оповещение своих клиентов о стадиях заказа по e-mal, СМС и телефону.
СМС оповещение у нас будет вестись из CMS магазина, при заказе, а также из 1С при дальнейших изменениях заказа (заказ оформлен, оплата получена, передан в транспортную компанию (отправлен), прибыл в место вручения и т.д.) статусы заказа, а также скрипты оповещения мы также подробно рассмотрим.
Email: проще всего использовать одного из бесплатных провайдеров почты: Yandex или Google. Следует привязать свой домен к одному из них и создать необходимое количество ящиков. Это бесплатно. Подробная инструкция есть на их сайтах.
Расчет стоимости доставки
Одна из сложностей в интернет торговле, это правильно рассчитать полную стоимость доставки исходя из заказа клиента, в стоимость входят: страховка на купленный товар; стоимость доставки от самой транспортной компании или, что чаще Почты России (рассчитывается исходя из веса и размеров посылки, а также адреса доставки); стоимость упаковочных материалов (картон, пузырьковая пленка и другие); стоимость работы по упаковке (человеко-часы затраченные на упаковку); доставка посылок до терминала транспортной компании или отделения почты.
Всю эту стоимость мы возлагаем на покупателя напрямую, то есть он видит стоимость доставки при заказе или косвенно закладываем в цену товара полностью (бесплатная доставка) или частично.
Каждую единицу товара мы должны измерить и взвесить. Иначе рассчитать стоимость доставки нельзя.
Единственный нормальный вариант, что мне удалось найти, чтобы самому не следить за тарифами всех перевозчиков, это edost. У сервиса богатый выбор модулей для различных СMS и гибкая настройка, в итоге клиент получает стоимость доставки рассчитанную онлайн и при заказе может выбрать понравившийся способ исходя из цены или скорости доставки. Стоимость в месяц зависит от количества расчетов в день, на начальном уровне достаточно 400, и количеству выбранных перевозчиков (Почта России и EMS входят в комплект сразу), как правило достаточно 3-5. Исходим из 3 = 250р в месяц. Дешевле оплатить сразу за год.
ERP или учетная система
Я исхожу из того, что мы используем 1С, нам подойдет «Управление торговлей». Стоимость 17400 руб., но покупать её или взять где-то бесплатно, это на вашей совести), я лично за покупку, так спокойнее. Есть ещё вариант поинтереснее: «Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM). 2.0» от Рарус, цена: 23 600 руб. Из плюсов: интеграция с телефонией и простой способ построения бизнес процессов, но нужен он лично вам на начальном этапе или нет, решать вам.
Работа с Почтой России
Большая часть заказов отправляется именно через эту компанию, и лучше заключить договор и подключить «Партионную почту», это отдельная тема и хлебнуть горя при работе с этой шарашкой компанией вам придется. Я отдельно опишу, пошагово, свой опыт работы и постараюсь предостеречь от ошибок и возможных осложнений.
Онлайн чат
Для онлайн общения с клиентами удобно использовать чат, доступных сервисов сейчас немало, мне нравится jivosite и за него не обязательно платить. Бесплатных функций достаточно.
Системы оплаты
Их сейчас развелось множество, перепробовал почти все, пока остановился на moneta
Кстати, не советую связываться с «Яндекс кассой», худший из вариантов в плане качества обслуживания и поддержки, так и не смогли починить свой собственный модуль для CMS в течении полугода. Ну и динама та ещё. Хотя прием оплаты через Яндекс деньги у них, конечно, дешевле.
В любом случае, лучше работать с несколькими агрегаторами, так как сбои бывают, и в этом случае нужно иметь возможность, оперативно переключится на резервного. Да и распределять разные оплаты (у одного меньше комиссия для оплаты через карту, у другого через Webmany и т.д.) никто не запрещает. И это несмотря на то, что каждый будет заманивать вас меньшим процентом при условии единоличного присутствия на вашей площадке. Устойчивость к сбоям в данном случае дороже.
Если вы планируете отправлять товары заграницу (а почему нет), то лучше подключить PayPal.
Да и чуть не забыл…
Юридический статус
На начальном этапе конечно ИП и УСН как налогообложение. Возможно и ООО завести, но, тут сложнее с бухгалтерией и оформлением. Хотя если вы стартуете бизнес с коллегой, для нормально дележа прибыли лучше зарегистрировать ООО. Чтобы не было потом проблем.
Без юридической регистрации вам закрыт путь в системы онлайн оплаты (я имею в виду нормальные) и невозможность заключения договора с компаниями. И естественно нарушение закона «О подземной коммерции» никто не отменял.
Всего этого инструментария нам достаточно для старта. Хочу предостеречь от подключения всяких сервисов, типа перезвона за пять секунд, слежки за пользователями и доставания их в соц сетях, жесткого спама с призывом вернутся и сделать заказ и т.д.
Чаще всего это раздражает и не работает, но при этом стоит немало. Лучше не распылять свои ресурсы и вложить их в качественный запуск, а нужны вам эти «мега сервисы» или нет, вы решите позднее в процессе вдумчивого их изучения и на основе полученного опыта работы.
Далее мы с вами займемся построением бизнес модели и детального расчета добавленной стоимости, то есть нашими затратами. После подробного описания процесса, приступим к реализации проекта. Рассмотрим IT составляющую (даже если вы не намерены админить свой
Продолжение следует….
Автор: Tiamon