Публикуем заметку Romolo Ganzerli, Global Digital and Go-To-Market Innovation Brand Manager — Procter & Gamble о создании корпоративных акселераторов.
Romolo Ganzerli:
Количество корпоративных акселераторов растет. Все больше крупных корпораций напрямую или косвенно вкладывают средства в организацию акселераторов. Orange Fab, Microsoft Ventures, Hub: Raum и Wayra- лишь несколько примеров тенденции, главенствующей в сфере в последние годы. Но возникают вопросы: Почему они это делают? Каковы лучшие практики для успешного внедрения программы акселерации в корпоративной среде? Чтобы ответить на эти вопросы, с одной стороны мы взяли качественные данные, собранные в интервью с четырьмя стартапами и девятью разными корпорациями, которые недавно запустили программы акселерации, а с другой стороны — данные со 102-х акселераторов по всему миру.
Почему крупные корпорации финансируют акселерационные программы?
Ниже представлены три основные причины, по которым корпорации запускают акселераторы:
Изучение новой бизнес-модели: корпорациям важно определить наиболее прорывные стартапы и бизнес-модели с целью совместного формирования будущего индустрии. Это естественное последствие цифровой революции, которое ставит под угрозу несколько секторов индустрии.
Обучение и структурные преобразования: корпорации хотят распространить культуру «открытых инноваций» в организации, интегрировать новшества в компанию, настроить бизнес-процессы в стиле стартапа, таким образом делая компанию более маневренной, эффективной и экономной.
Маркетинг и кадры: корпорации преследуют цель построить репутацию компании вокруг молодых талантов, недавних выпускников ВУЗов, и участников экосистемы стартапов в целом, для того, чтобы в итоге пополнить кадры лучшими специалистами или создать коммерческое партнерство
Каковы передовые практики внедрения успешных программ акселерации в корпоративной среде?
Координация вертикали рынка с потребностями в продукте:создание вертикального рынка в определенной отрасли полезно для дистанцирования от прочих программ и создания полноценной сети так, чтобы быть привлекательными для стартапов в данной сфере. В идеальном варианте, корпорации в работе со стартапами фокусируются на ту же отрасль, в которой оперируют.
Работа со стартапами на одинаковых стадиях развития: выравнивание стадий развития является ключевым фактором успеха программы. Стартапы на стадии разработки продукта и стартапы, готовые выйти на международный рынок в одной программе — не очень удачная идея, так как у них разные потребности, и им требуется разного вида поддержка.
Тщательно обдумывают свое участие в таблице капитализации стартапов: с точки зрения стартапа, наличие в качестве стратегического инвестора в таблице капитализации не всегда разумно. Это может ограничить свободу сотрудничества с конкурентами. Особенно это касается стартапов B2B. Чтобы решить эту проблему, корпорация может инвестировать через третью сторону.
Полный доступ к ресурсам корпорации: корпорация должна предоставить доступ ко всем своим ресурсам и связям и приложить все усилия, чтобы дать стартапу самый лучший опыт в ходе программы. В большинстве корпораций есть малозначительные отделы и подразделения, которые могут быть очень полезны для стартапов. Если программа акселерации используется только как маркетинговый ход, то стартапы, скорее всего, никуда не продвинутся, и ваш акселератор не привлечет внимание хороших команд и инновационные идеи.
Корпорации выбирают связующее звено: важно назначить лицо в акселераторе, которое будет служить связующим звеном между стартапами и корпорацией. Его работа будет заключаться в определении и изучении потенциальных точек соприкосновения между стартапами и подразделениями корпорации.
Поддержка взаимодействия между стартапами: с самого первого дня акселератор должен предоставлять стартапам возможность конструктивного диалога между различными командами, принимающими участие в программе. Данный аспект часто недооценивают, так как все усилия направлены на предоставление стартапам консультаций и программ обучения, особенно в начале программы.
Справедливая оценка сильных и слабых сторон в создании акселератора: запуск акселераторов может быть не основной специальностью корпорации. Тогда почему бы не привлечь партнера, который обладает нужными навыками и знаниями? Это сработало в программах Techstars, Startupbootcamp и Axel Springer Plug&Play. Не стоит забывать про основную задачу: корпорации должны стать ценным ресурсом. Иначе ваша программа не будет привлекать лучшие команды и наставников.
Выводы
Корпоративные акселераторы кардинально отличаются от стандартных акселераторов по типу Y-Combinator или Seedcamp. Это необязательно означает, что одни хуже других. Безусловно, корпоративные акселераторы оказывают положительное влияние на развитие и успех стартапов, и могут привлечь капитал и инвесторов.
В конце концов, акселераторы подобны университетам. Лучшие умы стремятся в лучшие университеты, запуская колесо фортуны, которое может привести к долгосрочному успеху. Будем надеяться, что, если корпорации будут следовать этим советам при запуске программ акселераторов, то смогут стать лидером в этой сфере.
От GVA LaunchGurus:
Тот факт, что взаимодействие корпораций и стартапов является эффективным, подтверждает запуск корпоративных нишевых акселераторов по всему миру. Решение существующих в корпорации проблем инновационного подхода лежит в использовании метода «открытых инноваций», при помощи которого запрос корпораций на инновации уходит в рынок и реализуется посредством вовлечения в процесс прорывных технологий, созданных активными стартап-командами.
По нашему опыту для многих компаний процесс интегрирования стартапов в состоявшийся бизнес — сложная и не всегда понятная задача для корпораций. В этом случае корпорации выстраивают этот процесс при помощи операторов, которые организуют взаимодействие со стартапами, опираясь на задачи корпорации и возможности инновационных проектов. Таким оператором может стать профессиональная команда, обладающая компетенциями создания программ акселерации, формирования пула качественных проектов, развитию и выводу на их продажи, широкую сеть партнеров, экспертов и инвесторов ранней стадии для взаимодействия со стартап-командами и, что немаловажно, опыт масштабирования проектов на глобальный рынок.
В марте GVA LaunchGurus совместно с IKEA Centres Russia запустили МЕГА Accelerator- акселерационную программу для стартапов в сфере-ритейла.
«Процесс развития стартапа отличается от управления уже состоявшимся бизнесом, хотя оба преследуют одни и те же цели – создание продукта или услуги востребованных потребителями. Для многих компаний, особенно в России, сам по себе процесс интегрирования инновационных решений всё ещё остаётся задачей сложной и не всегда понятной. В этом случае для повышения результативности процесса работы со стартапами корпорациям сегодня лучше выстраивать этот процесс при помощи операторов, которым знаком особенности развития инновационных продуктов и бизнесов. В такой ситуации оператор проекта поможет выстроить связь между задачами корпорации и возможностями инновационных проектов. IKEA Centres Russia работает над проектом с GVA LaunchGurus, компанией, развивающей экосистему предпринимательства в России. Такой подход позволит, в первую очередь, нивелировать разницу в целеполаганиях между корпорацией и стартапом, а так же эффективно управлять процессом развития проектов и вывода их на уровень задач корпорации» — рассказывает Сергей Митрофанов, эксперт по брендингу и бизнес-коуч GVA LaunchGurus. -«кроме того, подобные операторы могут привлечь в развитие проектов венчурные инвестиции, ведь не секрет, что для многих венчурных инвесторов часто причиной отказа проектам в инвестициях является отсутствие у инновации чёткого рынка, а здесь корпоративный акселератор существенно снижает риски невостребованности новых продуктов и услуг».
GVA LaunchGurus также является партнером проекта индустриальной акселерации для заводом и производств «Территория».
«Все партнеры, которых мы стараемся объединить, имеют навыки создавать производство и работающий бизнес. GVA LaunchGurus помогают нам закрыть все бизнесовые части акселерации и настроить правильную атмосферу в экосистеме. У Даниила Козлова и Замира Шухова есть потрясающий навык, некое общее видение: они абсолютно прозрачны и честны в работе со стартапами и партнерами, детализируют каждый шаг, идут навстречу, благодаря чему им удалось создать свою экосистему и развивать ее быстрыми темпами. Компетенции быть мастерами налаживания прозрачных и крепких партнерских отношений на рынке — это точка нашего совместного старта: мы встаем с GVA спиной к спине и начинаем вспахивать неосвоенные земли Территории, поддерживая друг друга в начинаниях.» — рассказывает Александр Морозов, основатель проекта Территория.
GVA LaunchGurus является проектом поддержки предпринимательства и уже не первый год работает с российскими стартапами, оказывая им поддержку в развитии и масштабировании бизнеса. Мы рады поделиться нашим опытом и открыты к сотрудничеству с корпорациями по созданию акселерационных программ.
Автор: GVA LaunchGurus