Огонь в глазах, немаленькие амбиции, свежие идеи — всё это как нельзя точно описывает тебя, читатель? Отлично! Однако для захвата мира и создания глобальной бизнес-империи (мы ведь тут об амбициях говорим?) этого не всегда достаточно. Что нам понадобится ещё? Естественно, чемоданчик с долларами. Ну, или для начала с рублями. А чтобы наделать как можно меньше ошибок — рекомендации от людей, понимающих рынок и его тонкости. Всё вышеперечисленное — и средства и экспертную поддержку могут получить участники бизнес-инкубатора МЕГА Accelerator. Как проходит отбор самых интересных заявок в проект, и что российским стартапам нужно прокачивать для соответствия мировому уровню — рассказывает Милен Генчев, куратор МЕГА Accelerator и заместитель генерального директора IKEA Centres Russia.
Милен, расскажите пожалуйста, какие возможности открывает МЕГА Accelerator для молодых предпринимателей и разработчиков?
МЕГА Accelerator – проект для поиска и развития новых компаний и стартапов, лучшие из которых могут стать партнерами IKEA Centres Russia. Таким образом, главная возможность для участников нашего бизнес-инкубатора – воплощение в жизнь своих бизнес-идей. Также команды-участники получают прекрасную возможность для новых практических знаний и проработки своих проектов.
Участники будут проходить обучение в специально созданном креативном пространстве, для каждой команды будет индивидуально подобрана программа обучения. У конкурсантов появится уникальный шанс обсудить свой стартап со специалистами IKEA Centres Russia, получить консультации приглашённых экспертов, осуществить тестирование своих идей в реальных условиях. Например, если стартапу не хватает коммерческого, маркетингового опыта или опыта работы с арендаторами, то IKEA Centres Russia предоставит эксперта именно из этой сферы, обеспечит всеми необходимыми ресурсами и инструментами для развития проектов.
Эксперты и менторы из каких компаний и отраслей будут помогать участникам? Будут ли среди них известные в стартап-среде лица, «звезды» от коучинга?
Партнером МЕГА Accelerator стала компания GVA LaunchGurus — один из лидеров в области поддержки и продвижения стартапов. За последние два года она поддержала более 250 проектов и привлекла более $25 миллионов частных инвестиций. GVA LaunchGurus обладает связями с бизнес-лидерами Кремниевой долины и Plug&Play Tech Center.
Все тренеры — профессиональные предприниматели, обладающие обширным опытом в области развития инновационных бизнес-проектов. Некоторые из них являются бизнес-ангелами, которые владеют или управляют долями в стартапах. Менторами акселератора выступят: Дмитрий Бергельсон, Управляющий партнер, Holmes & Moriarty, Гари Фаулер, со-основатель GVA LaunchGurus, серийный предприниматель, всемирно известный маркетолог, спикер TEDx, Наталья Котлярова, бизнес-коуч GVA LaunchGurus, директор по развитию бизнеса BABADU, Виталий Кастальский, управляющий партнер AK Patent Law Group.
Этап сбора заявок уже завершился. Кто заявился на участие в MEGA Accelerator и как будет проходить дальнейший отбор участников?
На первом этапе мы получили 197 заявки от стартаперов и команд, которые хотят реализовать технологические новшества в ритейле. Далее будет происходить некий скоринг, который проведут специалисты нашей компании и коллеги из GVA LaunchGurus. В итоге будет составлен шорт-лист команд, которые мы хотели бы пригласить, после чего произведём финальный отбор. Мы будем исходить из взаимопонимания с командами, их мотивации и желания участвовать в проекте.
Какие требования предъявляются к отбору участников?
Первое – идея, релевантная для нашего бизнеса. Второе – готовая команда. Идеи, за которыми стоит один человек мы тоже рассматриваем, но всё-таки хотелось бы иметь хорошо подобранную команду. И, конечно, опыт в инновационном бизнесе тоже желателен, однако не обязателен. Мы готовы работать и с командами-новичками. Вообще, мы хотели бы собрать микс из более опытных участников и молодых, хорошо замотивированных команд.
Не могли ли бы вы рассказать о самых интересных заявках? Какие-то из них понравились вам в большей степени?
Я бы сказал, что увидел довольно интересные подходы в целом, например, в области геймификации, роботов-помощников, footfall-трекинга, понимания, как клиент действует и что делает в наших торговых центрах. Также отмечу довольно интересные идеи в области энергоэффективности и некого социального ритейла – речь идет о совмещении консюмеризма и благотворительности. Люди хотят видеть, что то, что они покупают не просто приносит удовлетворение им самим, но и в какой-то мере мир меняет мир к лучшему.
На сайте проекта перечислены 5 его направлений: Коммуникация с покупателями, Персонализация, Автоматизация и роботизация, Геймификация и виртуальная реальность, Сфера розничных продаж и устойчивое развитие. Какое из них вам кажется наиболее интересным?
В принципе важны все пять направлений. Конечно, персонализация, геймификация, автоматизация, роботизация и виртуальная реальность – вероятно, самые релевантные с точки зрения инновационного подхода. Также для нас важна коммуникация с покупателями, в которой новые технологии тоже могут очень сильно помочь. Также нам были бы интересны новые розничные концепты, новые подходы к работе с клиентами, даже если это касается просто живого общения, а не технологий. К сожалению, пока таких идей было немного – в основном нам предложили различные технологические новшества.
Есть ли разница между идеями для прямого ритейлера и идеями для торгового центра, где работает много продавцов и применяются разные виды сервиса?
У нас больше возможностей, мотивации и интереса предоставлять такие услуги и создавать такую атмосферу, которые сделали бы клиента довольным в общем смысле. Все-таки прямой ритейлер больше фокусируется на продажах конкретного продукта. А наш продукт является более глобальным и общим, поэтому и используется более общий подход. Есть идеи, которые часто не имеют прямой рентабельности, а направлены на удовлетворение клиента, чтобы он чувствовал себя с нами лучше и счастливее. Результатом будет то, что он снова придёт к нам в торговый центр за покупками.
Поэтому мы более широко открыты к разнообразным идеям по разным направлениям. Мы – площадка, которая может реализовать для себя многие решения, нерелевантные для прямых ритейлеров.
MEGA Accelerator – это проект, не имеющей прецедентов на рынке ритейла в России. Проводились ли подобные активности в других странах, где осуществляется бизнес Группа компаний ИКЕА? И если да, то насколько успешными они оказались?
Акселерация внешних стартапов в Группе компаний ИКЕА раньше не практиковалось, МЕГА Accelerator — это первый проект подобного рода. Если он покажет успешные результаты в России, то не исключено, что позже проект может быть реализован и в других странах. IKEA Centres Russia, как крупнейший в стране девелопер, очень хорошо понимает необходимость быстрее меняться под запросы и ожидания целевой аудитории, стремясь внедрять самые инновационные решения.
Не могли бы вы рассказать, как сейчас выстроен процесс генерации и внедрения новых идей в вашем бизнесе?
В IKEA Centres Russia любой сотрудник может прийти и обсудить идею со своим руководителем. специальной процедуры для внедрения таких идей пока нет, мы думаем над тем, как её лучше реализовать. Дело в том, что создание какого-то бюрократизированного института может убить творческий дух. Люди начнут говорить: «Существует специальная служба, отправлю свою идею им, и пусть уже от них все зависит». Мы такого не хотим.
Милен, до прихода в IKEA Centres Russia вы работали в Metro Group. В одном из своих интервью вы рассказывали, что начинали работу в Metro Cash & Carry в России еще на стадии стартапа. Поделитесь пожалуйста личными впечатлениями — каково это, было делать стартап в России в те годы?
Да, когда я пришел в Metro ноябре 2000 года, то у нас в России было только несколько человек с ноутбуками и столы в офисном помещении. Поэтому мне очень близко это чувство пионера в становлении бизнеса, первые шаги в развитии. Это опыт, который действительно дорого строит. Его можно только прочувствовать. Понятно, что Metro — это большая корпорация и мы реализовывали в России уже готовые бизнес-концепции, получали поддержку из других стран. Но всё равно это чувство первопроходца присутствовало довольно сильно, и сейчас я с большим интересом отношусь к взаимодействию со стартапами.
Как вы считаете, какие ключевые изменения произошли в деловом климате России с того времени?
За 16 лет Россия очень изменилась и продвинулась, в том числе и с точки зрения технологий. В 2000-м году здесь отсутствовали многие новшества. Сейчас такой проблемы нет. Например, даже в социальном плане – стало легко оплачивать парковки в Москве. Такое не найдешь и в европейских столицах. Сильно развилось направление электронной документации.
Как нынешняя непростая экономическая ситуация влияет на появление новых идей и проектов?
Кризис в большой мере стимулирует игроков рынка и требует новых решений. Эти решения не обязательно могут базироваться на новых технологиях, но это должны быть какие-то новые подходы, помогающие пережить кризисную ситуацию. При этом сложно говорить о больших инвестициях в условиях кризиса, налагающего некие ограничения на возможности реализации проектов. Поэтому такая ситуация требует еще и фокуса. Когда экономика растет и все хорошо, то хочется попробовать много разных проектов. В более сложной ситуации приходится фокусироваться на самом важном. Перемены в подходах и фокус помогают найти самые сильные и интересные проекты, непохожие на другие.
Доводилось ли вам как-то соприкасаться со сферой стартапов за последние годы? Если да, то каковы ваши впечатления от российских проектов?
В своей работе я всегда был тем или иным образом связан с развитием IT-технологий и бизнес-процессов, поэтому скрининг новых идей и технологических новшеств присутствовал всегда. Инновации, технологии в ритейле и логистике находятся на очень высоком уровне. Если говорить о России, то здесь стартапы и люди, работающие с новыми технологиями, не уступают мировому уровню. Я бы отметил, что у них выше возможности адаптации и гибкости, плюс отменная креативность.
Наверное, то, что нужно дополнительно подтягивать — некий практицизм. Я часто видел людей с очень развитыми техническими способностями, но у них плохо получалось транслировать свое технологическое знание в реальный продукт. Однако мне кажется, что российские стартапы быстро продвигаются в этом направлении и, подтянув его, то не только станут конкурентоспособными на уровне мировых стартапов, но и смогут обогнать их.
Могли бы вы дать какие-то советы для тех, кто прошел отбор в MEGA Accelerator? На что важно обратить внимание, чтобы стать победителем?
Основной совет — хорошо слушать и понимать. Командам важно быть открытым к тем знаниям и экспертизам, которые мы можем им предоставить. Также еще раз возвращаюсь к моменту применимости вашей идеи или прототипа для нужд конкретного бизнеса. Иногда стартап настолько завязан на технологических или чисто концептуальных моментах, что не может адаптироваться и меняться под нужды компаний и конечных клиентов, которые и должны его использовать. И для работы в акселераторе и для победы будет важно найти некую золотую середину между концепцией продукта и нуждами клиента.
Рекомендуем прочитать интересные и актуальные рассуждения экспертов о ритейле и стартапах в наших предыдущих интервью:
Дмитрий Бергельсон о рознице и ТЦ
Гари Фаулер о взгляде на стартап со стороны клиента
Автор: МЕГА Accelerator