Кто такой неэффективный маркетолог? Как его выявить? Как привить желание обучаться и настроить на постоянный рост? Отвечает команда сервиса для эффективного маркетолога hopox.
Большинство маркетологов — копировальные машины. Они могут по шаблону создать 200 объявлений в Директ, подобрать 1000 ключевых слов, раскидать их на 50 страниц сайта и ждать эффекта. Затем эффект или есть, или его нет. Дальнейшая оптимизация конечно возможна, но самое важное происходит с первого раза, или не происходит. Если эффекта нет, маркетолог говорит: что-то не так с продуктом и ждет его улучшения, затем опять набрасывается на директ и seo. Знакомо?
Большинство маркетологов не берут ответственность за результат и получают деньги за процесс.
Но есть и другие, те кто готов отвечать за результат и в случае не достижения, биться за него до последнего. У таких уже есть опыт, они постоянно обучаются, хотя их об этом никто не просит.
Эффективный маркетолог работает на результат, а не ради процесса, и способен постоянно этот результат улучшать.
Другими словами, эффективный маркетолог получает зарплату/премию не за количество созданных объявлений в контексте, постов в группе или слов в топе, а за улучшение конкретных бизнес показателей: новых клиентов, количество или стоимость лидов. Кроме того, у эффективного маркетолога есть достаточно опыта, инструментов и креативности чтобы улучшать показатели бизнеса бесконечно.
Думаете, таких маркетологов не бывает? К концу статьи ты узнаешь, как вырастить его у себя в компании.
Кстати, о маркетинговых инструментах. Их много. Суммарно, существуют сотни инструментов: системы аналитики, поисковые системы, социальные сети, системы контекстной рекламы и ее оптимизации, лидогенераторы, CRM системы, почтовые сервисы, опросники, контент-площадки, видео-хостинги, системы регистрации на мероприятия, CMS, поддержка пользователей, партнерки, и так далее.
Наладить эффективную работу в них непросто, однако главный посыл статьи — корень эффективного маркетинга не в инструментах и даже не сотрудниках, но в процессе работы сотрудников с инструментами.
Алгоритм того, как из обычных линейных сотрудников отдела маркетинга сделать высокоэффективных маркетологов или
Как стать эффективным маркетологом?
1. Задай вопрос: “зачем ты это делаешь?” Не подойдут ответы: “начальник сказал” или “очевидно, станет лучше”. Для каждой задачи задай вопрос “какой эффект в цифрах ожидаете?” Ответ: “чтобы сделать 200 объявлений в контексте”, также не подойдет, поскольку нас интересует интересует изменение бизнес-метрик в результате наших действий, а не просто измерение количества наших действий.
Например, если это контекст:
— Если ты редактируешь тексты объявлений / ставки / подключаешь контекстный брокер, что изменится и в какой метрике? Это делается ради уменьшения стоимости клиента? Увеличения охвата показов? На сколько?
Контент:
— Если ты размещаешь пост в фейсбуке, то какой эффект в цифрах ждешь? На сколько просмотров надеешься? Сколько переходов, лидов или платных клиентов ожидаешь? Ты же зачем-то этот пост размещаешь?
— Разбавляя контент развлекательными конкурсами, каких изменений ожидаешь? На сколько увеличится виральность блога, количество репостов и комментариев?
Активация:
— Изменяя тексты на сайте, на какую метрику и как ты хочешь повлиять? На сколько увеличить конверсию? Сколько получить переходов из канала? Конкретно, в цифрах.
Развитие продукта:
— Если в продукте сделать приветственный визард с подсказками, то конверсия в созданные пользователем проекты увеличится на 5%.
И так далее…
Для каждой маркетинговой задачи можно указать ожидаемый эффект в цифрах. Сначала будет сложно, но потом будет легче.
2. Запиши ожидаемый эффект от поставленной задачи в цифрах.
В блокнот, Trello, на доске в офисе. Главное — сохранить данные до момента, когда их можно будет сравнить с результатом. Формат задачи удобно использовать “Если действие, то изменение метрик в цифрах”. Такой вид записи задания еще называют гипотеза.
3. Собери данные. Хватит действовать “на глаз”. Внедряйте маркетинг, основанный на данных.
Маркетинг, основанный на данных (Data-Driven Marketing) — вид маркетинга, где ВСЕ маркетинговые решения и действия основаны на данных о пользователях и их поведении.
Сегодня 80% организаций принимают маркетинговые решения, не основываясь на данных. При этом на рынке лидируют оставшиеся 20% (Из книги “Маркетинг, основанный на данных. 15 показателей, которые должен знать каждый.” Марк Джеффри).
Собирать данные не сложно. В большинстве случаев достаточно систем аналитики вроде Google Analytics или Яндекс Метрики. Нужно использовать UTM-метки, для анализа откуда пришел пользователь, и цели, для анализа совершенных действий.
4. Обсуди выводы всей командой и запиши их. Это самое важное действие, которое будет обучать маркетологов. Никогда книги так не обучат маркетингу, как реальные кейсы. Жалко, что мы редко делаем выводы. Пора это исправлять. Попытайтесь ответить на вопросы: Что помешало достигнуть цели? Как улучшить гипотезу? Как развернуть тест для другого канала, ценностного предложения, функционала?
Эти четыре простых действия формируют процесс создания эффективного отдела маркетинга. Формулируйте задачи как гипотезы с указанием ожидаемого эффекта в цифрах, систематизируйте гипотезы, собирайте данные и делайте выводы. Это цикл Build-Measure-Learn из книги “Бизнес с нуля” Эрика Риса.
Для систематизации гипотез можно использовать Trello или доску в офисе со столбцами из HADI-цикла.
Hypothesis — список заданий с ожиданиями в цифрах.
Action — задания которые сейчас выполняются.
Data — задания, для которых идет сбор данных.
Insight — исполненные задания, для которых сделаны и записаны выводы.
Но заголовок у этой статьи был другой)
Как выявить неэффективного маркетолога?
Методом исключения. Спроси его какой эффект в цифрах он ожидает? Попроси сделать выводы прошлого задания. Заставь систематизировать задание в виде гипотез. Если он будит шипеть как вампир на солнечном свете, то гони его в шею)
С чего начать?
Попробуй запустить процесс постоянного обучения и развития у себя в компании. Упростить этот процесс поможет специализированный инструмент для эффективной командной работы маркетологов — hopox. Он привязывает результат исполнения в цифрах к заданиям.
hopox — это доска с задачами (гипотезами), где пользователь заранее выставляет критерии успешности задачи, а результат выполнения анализирует уже сам сервис, автоматически подгружая данные из различных сторонних инструментов.
Сервис позволяет контролировать работу маркетологов не только на уровне процессов, но и результатов. Вы всегда будете знать кто что делает и какого эффекта от этого ждать.
hopox прививает культуру постоянного обучения на результатах собственных действий, когда каждая новая задача содержит в себе опыт всех предыдущих. Маркетологи попадают в неминуемый цикл собственного обучения.
Автоматический сбор данных из различных маркетинговых инструментов и систем аналитики упрощает процесс сведения различных данных и не позволит сотрудникам искажать их или манипулировать ими.
Проверь эффективность команды за две недели бесплатного доступа в hopox.
Напишите в комментариях, какие инструменты или приемы используете, чтобы повысить эффективность работы маркетологов?
Автор: hopox