Современное школьное образование, часть 2

в 11:58, , рубрики: образование, образование 2.0, образование онлайн, управление проектами, Учебный процесс в IT, метки: , ,

Большое спасибо за конструктивное обсуждение первой части статьи здесь.

Во второй части я хочу попытаться изложить свои ответы на следующие вопросы:
Возможно ли в России создание аналога онлайн архива лекций (и не только) khanacademy.org? Именно нормальных уроков и лекций, связанных в один программный курс, а не пособий по дрессировке к ЕГЭ. Как советская система образования может выглядеть в современных медиа? Кто будет это делать?

В заключительном третьем посте, что будет опубликован позже, я представлю свои соображения о смете расходов на разработку материалов для полного школьного курса по физике.

Ещё одной интересной темой для обсуждения может быть интерактивность учебных материалов и онлайн взаимодействие между учителем и учеником.

Комментарии к первой части статьи

Я оставил много комментариев без ответа, в надежде, что ответ прозвучит в этой части. Много вопросов было из разряда “в чём цель образования” и “что считать хорошим, а что плохим”. Мне сложно дискутировать на эту тему, так как я принимаю за аксиомы следующие принципы:
1. Школа должна дать максимально широкий кругозор.
2. Школа воспитывает уважение к знаниям и адекватной оценке мира. Учит думать и рассуждать.
3. Школа не должна мучить, а обязана вдохновлять.
(замечу, что я не пишу ничего про то, что в школе должно быть весело)

Мини-обзор типов видео лекций

Начну с того, какая должна быть школьная лекция. Очевидно, бывают лекторы, которые так интересно рассказывают, что все слушают раскрыв рот. Другие практически молчат, лишь направляют в нужное русло дискуссию в классе и учащиеся сами доходят до нужных выводов. Боюсь, что тут нет единого рецепта. Поэтому сфокусируюсь исключительно на формате онлайн-лекций.

Думаю, что все видели какие-либо видео-туториалы, вебкасты, записи докладов. Многие слушали (или хотя бы начинали слушать) лекционные курсы MIT, Stanford и тп. Далее я хочу привести примеры трёх основных типов подачи информации через видео и отметить их особенности.

Далее идёт много видеороликов, смотреть которые полностью не стоит. Советую лишь кликнуть на середину, чтобы получить общее представление.

Сериалы и телешоу

Представьте любой фильм NASA про звёзды, либо фильм BBC про животных. Они масштабные, красивые, их хочется смотреть. Кроме того они являюься продаваемым коммерческим продуктом. Но! Сколько мы имеем новых знаний от них в сухом остатке? Нам расскажут несколько интересных фактов, но мы не узнаем ничего, что не укладывается по времени в метраж фильма. Нам скажут, что в Африке реки широкие, а черепахи старые, но, к сожалению, это всё.

Стивен Хокинг в своём бестселлере писал: “Мне сказали, что каждая включённая в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей. Тогда я решил вообще обходиться без формул. Правда, в конце я все-таки написал одно уравнение — знаменитое уравнение Эйнштейна E=mc².”

Отличным примером псевдонауки (или недонауки) на ТВ является шоу “Разрушители мифов”, где ведущие любят кичиться, что они “love science”. Оговорюсь, что шоу отлично снято, и я много его пересмотрел. Я обсуждаю его образовательную составляющую.

Эпизод про неньютоновскую жидкость.

Длительность 270 секунд, из которых про физику эффекта всего 15 (с 2:42), остальное время показывают ведущих, получающих экстаз от происходящего. Хороши пропорции, на правда ли?

Раскрытие той же темы в программе “Галлилео”:

Тут у нас уже больше экспериментов, больше объяснений, меньше крупных планов ведущих с радостными лицами. Но снова задача разобрана лишь поверхностно, на качественном уровне.

А теперь учебник по физике Пёрышкина за 7ой класс (первый год обучения физике), страница 22.
(кликните для увеличения)
Современное школьное образование, часть 2
Обсуждается эффект смачивания. Это, конечно, не неньютоновская жидкость, но оцените глубину обсуждения физики. И напоминаю, это 22ая страница заурядного учебника первого года обучения!

Вывод. Телешоу и полнометражные научно-популярные фильмы на коммерческой основе дают зрителю то, что он хочет. Но зритель не знает, что ему надо. Это сродни МакДональдсу — нам надо пожирнее и поострее, и чтобы с игрушкой внутри. Иначе нам, понимаешь ли, не поесть. Но если в сфере общепита прозрение наступает с первыми болями в животе, то с некачественным псевдо-образованием всё заканчивается куда печальней.

Запись на видео лекций у доски

В комментариях к предыдущей статье мне указали на профессора MIT по имени Walter Lewin. Это промо ролик его курса.

Обратите внимание, насколько им важно, чтобы курс имел развлекательную составляющую. Я посмотрел его лекцию целиком и в ней, подобные трюки занимают ~10% времени. Но всё же являются существенной частью.

Другой пример, лекция снятая в СЗТУ:

(100 тыс просмотров, 300 лайков, 10 дизлайков)

Или ещё один коммерческий отечественный пример: eftsh.ru (Электронная ФТШ ghb )
У них, например, курс математики за 9ый класс разбит на 7 тем, каждая из которых по 490 рублей. А представляют из себя уроки обычное зачитывание текста лицом к доске, что я наблюдал сам в школе 11 лет и, на самом деле, доволен результатом:
eftsh.ru/maths/course/uravneniya/ (ролик внизу страницы).

Вывод:
0. Эти записи крайне востребованы!
1. Мне казалось нерациональным тратить экранное время на процесс записывания профессором формулы на доске мелом. Однако, опросив знакомых, я к удивлению обнаружил, что многим это нравится, так как они успевают тогда прочувствовать начертанное. То есть плюс в том, что лекция максимально приближена к классическому варианту, к которому все уже привыкли. Интересно было бы устроить опрос среди семиклассников, что же они предпочитают.
2. Легко реализовать, не надо адаптировать курс. Можно просто придти на урок и начать снимать.

Вебкасты, постановки

“Полупроводники, IX класс, физика”, предположительно 72ой год:

Вдумайтесь, 40 лет тому назад в СССР поняли о необходимости подобных роликов. По словам моей мамы, она в в 72ом смотрела чуть ли не конкретно этот ролик в средней школе №49 Душанбе. Также она помнит как им показывали ролики с инструкциями по очистке рыбы. Подобные просмотры проходили регулярно.

Также 72ой год, осцилляции:
А это Khan Academy о том же спустя почти 40 лет.

Не будем акцентировать внимание на немного разном уровне (всё-таки другая страна, другое тысячелетие), а посмотрим на подачу материала. Согласитесь, советский фильм куда качественней. Он просто лучше срежиссирован.

Приведу ещё один пример. Советский фильм про то, из чего состоит Вселенная (предположительно 1970-ые):

Американский аналог (1977):

И в США, и в СССР думали в одном и том же направлении.

Вывод:
1. “Всё уже украдено до нас!”
2. Снять такие ролики сложнее, чем записать лекцию на видео. Однако потенциал у них гораздо больше.
3. Последний пример показывает, что во времена, когда государства были заинтересованы в общем образовании населения, предпочтение было отдано именно этому формату, нежели просто записи лекции.

Что делать?

Необходимы лекции содержащие полностью школьный курс, которые потенциально могли бы заменить школу (по крайней мере её лекционную часть). Основу курса брать по любому учебнику, проверенному временем.

Выглядеть они должны в виде продуманных видеороликов со вставками видео и анимаций. Всё это уже было сделано в СССР. Например, вот 10 последовательных лекций по атомной физике для десятого класса magnet(torrent). Они наполнены советской пропагандой, но в остальном вполне современно. Стоит лишь немного обновить примеры.

Другими словами, не надо изобретать велосипед. Школьная программа включает в себя науки, которые мало изменились за последние полвека. Можно просто освежить имеющиеся материалы! Упорядочить их и сделать удобную платформу для доступа к ним.

Кто это будет делать?

Как я представляю это может быть реализовано, допустим, в Петербурге. Для подготовки курса, скажем для 7ого класса по физике и математике, нам потребуется тройка опытных педагогов из лучших школ, которые бы за месяц смогли бы договориться о программе курса, последовательности изложения. Затем за материал должны взяться тройка аспирантов и молодых учёных, которые бы вдохнули жизнь в курс. Они вставят в нужное место абзац про Большой адронный коллайдер или же упомянут про шумиху со сверхсветовыми нейтрино. Добавят что-то современное, что у всех на слуху. Последний этап — это тройка: дизайнер, аниматор, монтажник. Они уже доводят до товарного вида. Подробно о том, как я вижу общие трудозатраты, в следующий раз.

Автор: akaurov

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js