Почему у Фейсбука десятизначное число пользователей, а у большинства приложений — просто около десяти? Как побудить пользователей приходить снова и снова? Что движет ими?
Хотелось бы сказать, что я сейчас поделюсь с вами своей уникальной разработкой, но на самом деле она никакая не уникальная и ей не одна сотня лет.
Я предпочитаю название «Фреймворк Папы Григория». Вам его составляющие наверняка знакомы как семь смертных грехов. Семь главных грехов. Peccata capitalia.
Давайте посмотрим как успешные приложения умело их используют и позволяют предаться всем им одновременно.
Папа Григорий в своем труде «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» (Expositio in librum Iob sive Moralia) упорядочил их от самых простых в реализации, но привлекающих не всех, до самых сильных, над которыми, однако, надо потрудиться.
Гордыня
«Смотрите, я купил новую машину!»
«Смотрите, я уехал отдыхать на пляж в Турции!»
«Смотрите, я снял новую квартиру с чудесным видом на хлебзавод!»
Возможность хвастаться — одна из самых простых в реализации. Достаточно дать возможность пользователям делиться своим контентом в подходящей форме, и они всё делают сами.
Однако, зачастую мешает лень — она на три позиции сильнее в этом списке. Но если гордыня победит, пользователь ваш.
Сюда же относятся все возможные ограниченные и персональные предложения, закрытые группы, счетчики лайков-репостов-просмотров, бонусы за лояльность и прочие плюшки, позволяющие пользователю почувствовать себя особенным.
Зависть
«Откуда он взял деньги на новую машину?!»
«Откуда он взял деньги на отдых в Турции?!»
«Откуда он взял деньги на новую квартиру?!»
Здесь мы охватим больший круг людей, потому что лень вряд ли помешает — достаточно запустить приложение или открыть сайт и начать завидовать. Нам остаётся мотивировать людей из предыдущего пункта на создание контента, вызывающего зависть, и сделать так, чтобы он попадался на глаза людям, генерирующим зависть.
Гнев
«Зря взял: французские/японские/корейские/немецкие/… машины — говно, потому что хуже немецких/корейских/японских/французских/… !»
«Нельзя же выкладывать фотки с пляжа, когда люди тут в офисе работают!»
«Вот и смотри на хлебзавод — хоть на какие-то булки посмотришь!»
Как вы понимаете, достаточно добавить возможность комментирования, и пользователи опять всё сделают сами.
Здесь, как и в случае с гордыней, иногда мешает лень, но уже в меньшей степени: написать комментарий проще, чем целый пост. Ещё может помешать встречный гнев, поэтому в анонимных сервисах люди охотнее жарят друг друга в комментариях.
Уныние
«Пока меняют резину на зимнюю, потыкаю в телефон...»
«Отельчик тут так себе, делать особо нечего, но хоть вайфай есть...»
«Никуда сегодня не пойду, полежу на диване...»
Центральный игрок из нашей великолепной семерки. Золотая середина в балансе реализации и эффективности. Типичные примеры: бесконечная лента контента или, например, много игровых уровней, которые задерживают пользователя на время, достаточное чтобы успеть выпустить обновление с новыми уровнями.
Это идеальный мотиватор, потому что в современном мире существует огромное количество убедительных оправданий для того, чтобы с удовольствием предаться унынию: «я устал», «у меня был сложный день», «всё равно пока жду и нечем заняться»… Мы любим уныние.
Алчность
«Сделай репост и выиграй ааааааавтомобииииль!»
«В нашем отеле всё включено, и вы платите одинаковую сумму вне зависимости от того, сколько литров выпьете!»
«Возьми ипотеку и плати за свою квартиру столько же, сколько за съемную!»
Тут всё просто: очень эффективно, но очень затратно. Надо чтобы сошлась бизнес-модель с выплатами пользователям, и тогда на ваш ютуб начнут заливать видео, неистово расшаривая его всеми возможными способами.
Чревоугодие
«Вы можете купить нашу еду проезжая мимо и даже не выходя из автомобиля»
«Основной ресторан работает с 6 утра до полуночи, ночью работает снэк-бар, вечером можно записаться в ресторан а-ля карт, можно воспользоваться рум-сервисом и есть прямо в номере. Наверняка можно есть где-то еще — мы тут всё не упомним»
«Доставка работает круглосуточно: просто позвоните, и мы привезем вам еду и положим в рот»
В интернет-пространстве сложно реализовать этот грех, однако это по-прежнему хорошо удаётся Инстаграму: возможно, уже не в таких масштабах, как прежде, но людям всё ещё нравится фотографировать еду. Так можно предаваться мысленному чревоугодию снова и снова, просто пересматривая свою ленту.
Похоть
Я спал с девушкою в лифте,
Спал я на столе.
Спал я с нею в самолёте,
В джипе Шевроле.
Спал я в банке в кабинете
Прям на векселях.
Спал везде, не говоря о
Подоконниках!
(Припев)
Я
не знаю где ещё...
Впоследствии доктор Зигмунд Фрейд подтвердит, что все наши поступки продиктованы либо стремлением к разрушению, либо стремлением к размножению. Это несколько упрощенная схема, но даже в системе из двух составляющих одно место уготовано разврату. И — давайте не будем ханжами — это хорошо.
Даже самые целомудренные дамы не прочь украдкой взглянуть на накачанные мужские торсы и подтянутые женские попы. Вы можете говорить, что похоть здесь ни при чём, но это она, просто в аккуратной форме. И я ни кого не обвиняю: как я уже говорил, секс — это прекрасно.
Загвоздка в том, что магазины мобильных приложений не разделяют этих взглядов и банят всех, кто не смог заручиться поддержкой сильных мира сего. Поверьте, если в вашем приложении найдут порнографию, вас удалят. Вы можете при этом бесконечно скидывать примеры постов с клубничкой из Тумблера, Твиттера, Фейсбука или просто давать ссылку на Снэпчат — это не поможет. Все люди равны, но есть те, кто ровнее.
Однако, если преодолевая гонения и юридические сложности, вам удастся, стерев руки в кровь, раскрутить порносайт, вас скорее всего ждет безбедная старость.
Примеры из жизни
Соцсети (7/7)
— гордыня: смотрите, чё у меня есть.
— зависть: откуда ты это взял?
— гнев: вы все уроды, потому что голосовали за [Дональда/Хиллари/Берни...]!
— уныние: *скролл* *скролл* *лайк* *скролл* ...
— алчность: участвуй в розыгрыше, приходи к нам, покупай, делай хоть что-нибудь из того, что мы предлагаем в нашей группе.
— чревоугодие: я сегодня поел лобстера. А вы нет.
— похоть: привет, давай знакомиться!
Apple (4/7)
— гордыня: у меня самый последний айфон, и в ближайшие полгода до выхода следующей модели я буду самым крутым обладателем кредита на 60 тысяч!
— зависть: он уже купил самый последний айфон, и я ничем не хуже.
— гнев: жалкие пользователи Андроида, вы никогда не будете столь элитными!
— похоть: у меня последний айфон — все тёлочки мои.
Clash of %smth% (3/7)
— гордыня: наш клан самый сильный.
— гнев: мы разметаем в щепки этих нубов.
— уныние: в моей жизни не происходит ничего интересного, но здесь я крутой боец.
Pornhub (4/7)
— зависть: вот это у них там девки вытворяют!
— уныние: мне нечем заняться, но у меня есть салфетки и свободное время.
— алчность: если выложить хоум видео с моей бывшей, можно срубить пару сотен долларов.
— похоть: похоть!
Как с этим быть?
Прошло немало веков с тех пор как всё вышеперечисленное было самым страшным, что может сделать человек.
Но мир поменялся: теперь всё можно. Теперь не сожгут.
Так что позволяйте вашим пользователям предаваться греху, и они будут вам благодарны.
Что поделать — так уж устроен этот мир.
P.S. Да, это первоапрельская статья, но почему-то она вышла пугающе правдоподобной. Если надумаете применить этот фреймворк в жизни, дайте знать о результатах. Если будет не лень и вы сможете добраться до клавиатуры сквозь кучи заработанных денег.
Автор: FunCorp