Давайте будем полностью откровенны, специалисты по найму (особенно те, кто любит себя называть модным американизмом — «хедхантер») имеют совершенно определенную репутацию, и она кардинально отличается от того образа, который рисуют себе в розовых мечтах девочки, поступающие в университеты по специальности кадрового работника. При этом я совершенно уверен, что в этой профессии есть классные специалисты.
Что хорошего?
Эта профессия в последнее время сделала на просторах одной спорной доли части суши немалый рывок, и у нас появились специалисты, способные с большой вероятностью заинтересовать и нанять крутейших профессионалов, а халявщиков и лентяев — отсеять. Они безусловно имеются, но как и во многих других отраслях представляют собой почетное меньшинство, стремящееся выкарабкаться за рамки статистической погрешности. Некоторые из рекрутеров по-тихому становятся героями анекдотов, чем доставляют немалое удовольствие другим персонажам корпоративного юмора. Несмотря на это, ни в коем случае не стоит отрицать, что ситуация постепенно изменяется в лучшую сторону.
Что плохого?
Любой, даже самый сопливый и занюханный выпускник специалитета отдела кадров считает себя настоящим ловцом людских душ и помыслов. Вооружившись медалью за пять лет безупречной отсидки в аудиториях ВУЗов, «навыками» НЛПерцев и «большой красной папкой», такой специалист по подбору персонала будет днями и ночами терроризировать порталы вакансий, препарировать гигабайты резюме и уничтожать остатки нервных клеток соискателей.
В этом топике я попробую вывести некоторые типичные признаки бестолкового «охотника за головами», при первых намеках на которые ваши ушки должны быть на макушке, а ноги на низком старте в направлении выхода. Зачем впустую тратить время и нервы? Работодателям и рекрутерам — на заметку.
Требование избыточных рекомендаций
Наивное предположение о том, что большее количество рекомендаций характеризует качественного специалиста косвенно свидетельствует о том, что рекрутер серьезно относится к мнению авторитетного и не очень большинства. Чем больше соискателя порекомендуют, тем лучше, хотя классного спеца характеризует только его предыдущие работы и достижения.
Штампы
Если рекрутер без устали бросается расхожими штампами, цитирует популярные высказывания к месту и ни к месту, скорей всего ему кажется, что он отъявленный эрудит и сам факт его снисхождения до беседы с вами говорит о том, что основной своей задачей такой кадровый специалист считает демонстрацию своих способностей. На самом деле, подобное поведение приводит к прямо противоположным выводам в отношении умственных способностей такого персонажа.
Реально крутые рекрутеры говорят самым простым языком, и цель вашей беседы для них заключается в получении необходимой информации. У настоящего рекрутера всего две взаимоисключающие цели — нанять или не нанять.
Театр одного актера
Собственный громкий и уверенный голос вводит их в состояние близкое к оргазмическому. На протяжении всего собеседования у вас может даже не быть возможности обстоятельно высказаться. Косвенным признаком того, что рекрутер вас не слушает является то, что после какого-либо вашего высказывания рекрутер возвращается к своему предыдущему тезису, без поправок на сказанное вами, так, как-будто вы ничего и не говорили. Кого может нанять кадровый специалист, который все собеседование занимался повышением своего ЧСВ? На самом деле, общее количество произнесенных рекрутером слов должно быть в разы меньше, чем у кандидата. Зачем кадровику говорить о себе, ведь он и так уже работает в организации?
Неспособность ответить на элементарные вопросы и невежество
На ваш самый простой и прямой вопрос о деятельности организации, горе-рекрутер может отвечать только в самых расплывчатых формулировках. В такой момент сразу возникают подозрения в компетентности этого специалиста, поскольку кадровый спец должен иметь ясное представление о компании и ее деятельности. Возможно, что его представления серьезно упрощены и схематичны, но их отсутствие у нормального сотрудника неприемлемо. Профессиональный рекрутер полностью понимает рынок, компанию и потребности клиентов компании.
Беспечность
Плохие рекрутеры также беспечны как ветер в их голове, и так же быстры. Для них все, что происходит носит краткосрочный характер. Записать "+1" в графу ежедневника «сделано» для них важней. Мы то с вами знаем, что все, что связано с кадровой работой относится к долгосрочным задачам.
Принуждение к дополнительным предложениям
Напористость не самое важное качество кадрового специалиста. Прессинг и принуждение к предварительно не оговоренным предложениям и условиям, должны подсказать вам, что что-то не так либо с вакансией, либо с компанией в целом. Хороший рекрутер никогда своим поведением не даст повода сомневаться в серьезности намерений и основательности компании, даже если действительно имеются какие-то проблемы с вакансией.
Эгоизм
Плохие рекрутмены лишний раз пальцем не пошевельнут. Когда поставленные задачи найма сотрудников с горем пополам все-таки выполнены, они занимаются чем угодно, но только не своей работой. Хороший рекрутер всегда в поиске. На внезапный запрос руководителя о найме дополнительного персонала, рекрутер в кратчайшие сроки представит свои «домашние» заготовки: отправит пачку качественно подготовленных писем, заранее отобранным кандидатам, и, сделав несколько звонков самым желанным соискателям, пойдет согласовывать план собеседования с заинтересованным в кандидате подразделением.
Если вы столкнулись с каким-то из описанных признаков, то постарайтесь как можно быстрей ретироваться под любым удобным предлогом. Зачем вам работа в компании не способной нанять нормального специалиста отдела кадров? Если вы руководитель компании и у вас работает такой HR-специалист — гоните его в шею!
Почему я такой злой на кадровиков? Да потому что они, по большей части, даже не осознают всю глубину своей ответственности (точней безответственности) перед организацией. Любой самый мелкий просчет рекрутера — незаметен в краткосрочной перспективе и крайне токсичен в долгосрочной.
Автор: jasiejames