В прошлом выпуске вы увидели, как можно проверить идею быстро и без денег. Это просто и даже интересно.
Сегодня я расскажу вам, как я собрал команду мечты – команду Flowwow, расскажу об ошибках, которые часто допускают и особенностях подбора сотрудников на примере своей истории.
О том, где искать сотрудников.
После Tolstoy Startup Camp нам неожиданно сообщили, что команда проекта, над которым мы работали в кэмпе, Bustourpro (SAAS для организации автобусных туров) прошла в первый Акселератор ФРИИ, тогда еще совершенно неизвестной организации. Если честно, то после кэмпа у меня было ощущение, что я и так все знаю, и обучение в каком-то акселераторе мне не очень нужно, поэтому я ходил только на те лекции, которые касались исключительно маркетинга, ведь в Bustourpro я занимался маркетингом.
Через некоторое время я понял, что проект не очень хорошо идет, ценность продукта достаточно натянута, да и в команде никто не хочет создавать действительно крутой продукт и зарабатывать деньги. Поэтому я стал постепенно остывать к проекту и все меньше им заниматься.
Параллельно я попросил своего боевого товарища Виталика накидать дизайн сайта для Flowwow, первого MVP (minimal valuable product) + я начал искать разработчика сайта. Кто-то сказал, что нужного специалиста за небольшие деньги можно найти в Белоруссии. Я обратился к своему знакомому из Минска, гениальному разработчику Артему Гамбицкому, он подумал и сказал, что задача несложная, и он готов за нее взяться.
Артем и Виталик были со мной на кэмпе. Мы работали в разных командах. И у них, и у меня проекты не полетели и постепенно превратились в проекты-зомби. Мы поддерживали связь и в итоге оказались в одной команде.
Мы начали делать Flowwow. Всего за несколько недель мы сделали MVP, это было очень круто, потому что таких сроков у меня еще не было. Это было хорошо продуманное решение с учетом будущих масштабных изменений.
Помню тот момент, когда я спросил у Виталика, будет ли он работать над проектом и после того, как мы нарисуем, он с уверенностью согласился, и я обрадовался.
Помню, как в процессе обсуждения стоимости работы у меня промелькнула мысль, что было бы круто, если бы Тёма был в команде. Напомню, Артем Гамбицкий — это человек с высокими компетенциями в разработке. Я позвонил ему по скайпу и спросил, хочет ли он присоединиться к проекту. Он подумал пару секунд и согласился.
Потом я позвонил Славе Богдану, моему другу, с которым придумали эту идею и спросил: «Ты в деле?» Он, не колебаясь, ответил: «Да!». В тот момент он работал в большом агентстве iConText, он хорошо разбирается в привлечении клиентов и интернет-маркетинге.
Вообще, такие проекты, как Tolstoy Startup Camp, различные акселераторы — это отличная возможность найти команду под свой IT-проект.
Яндекс, к примеру, очень хорошо отбирает людей для кэмпа, тут есть люди из продаж и маркетинга, отличные дизайнеры и гениальные разработчики. Люди изначально приходят на кэмп заряженными на работу и готовы работать за идею, что очень важно на начальном этапе, если, конечно, у вас с самого начала нет кучи денег для проверок гипотез. Сразу вспомнилась лекция-рассказ основателя «Островка» о том, как они решили сделать агрегатор туристических путевок и влили в проверку гипотезы миллион долларов, в итоге ничего не вышло и они стали делать российский Booking.
Мой фэйл. Или о том, как подбирать сотрудников.
Команда — это не только основатели, но и сотрудники, которые работают на первом этапе не ради больших денег. Когда мы уже проходили акселерацию ФРИИ, то у нас появилась возможность и необходимость нанимать сотрудников.
Был забавный случай, когда я серьезно отбирал сотрудницу для приема звонков, в итоге выбор пал на молодую девушку родом из Беларуси, я подумал, что нужно взять «неограненный алмаз» и обучить ее всему, что необходимо. В итоге я ее учил месяц, каждый рабочий день.
И тут наступила очень важная неделя, к которой я готовился, это были 5 дней двух цветочных выставок подряд в Москве, и я оставил ее одну принимать звонки и пошел заниматься выставкой. На второй день выставки она мне сообщила, что завтра уезжает в Беларусь домой. Это был величайший фэйл, потому что выставку я не мог бросить, а нужно было обрабатывать звонки от клиентов.
О том, как я решил проблему приема звонков в тот день, я расскажу чуть ниже.
На выставку я пригласил двух девушек-студенток, чтобы они поработали промоутерами. Я подошел к ним и говорю: «Девчата, кидайте жребий и решайте: кто из вас будет работать на выставке, а кто пойдет работать в офис». Одна из них (Вера) пошла работать в офис. Мы посидели с ней вечером, я объяснил основы работы с клиентами, рассказал, как отвечать на основные вопросы по телефону.
Я вернулся после выставки и был в шоке от того, как работает эта девушка! За три дня полусамостоятельного обучения она работала лучше, чем та барышня, которую я обучал месяц и вкладывал в нее все силы и знания.
После этого я предложил ей работу, она согласилась. Сейчас наша Вера — это ценнейший сотрудник, она делает очень много работы и явно работает не за деньги, а ради идеи. Мы иногда думаем, что можем отдать Вере управление всем проектом и станет еще лучше.
Я понял несколько важных моментов:
— поскольку у нас нет ресурсов на то, чтобы по полгода обучать людей, нужно максимально четко понимать, какой человек тебе нужен и быть предельно внимательным на начальном этапе обучения.
— Не всегда важно, есть опыт работы у человека или нет. Куда важнее его обучаемость, способность самостоятельно находить нужную информацию, ответственность и, как ни странно, адекватность.
Как можно описать нашу команду в одно предложение?
Это компания друзей, которые вместе работают, вместе едят, вместе ночуют в офисе, говорят по душам, ругаются, спорят и готовы на многое ради другого.
Я знаю, что это одни из самых близких мне людей. Каждый из нас понимает друг друга без слов, я могу посмотреть в глаза Славе или Вере, например, и мы поймем друг друга и сделаем все правильно, это правда.
Наша команда:
Слава Богдан
Артем Гамбицкий
Виталик Плут
Коля Корнюшин
Вера Моденова
Андрей Макеев
Выводы и полезности:
1. Нет людей — посмотрите различные акселераторы и кемпы, сейчас их очень много, там много ваших единомышленников.
2. Думайте рационально, когда набираете сотрудников, но иногда включайте интуицию.
3. Проводите много времени вместе, будьте близки по духу и по увлечениям.
4. Читайте мысли друг друга.
5. Имейте общую идею и цель и двигайтесь к ней!
Самое важное в наборе команды — это общее стремление сделать что-то стоящее, общее видение результата и огромное желание расти и развиваться.
Автор: flw