Ой, ну надо же! Кто это мне там пишет? Неужели Валя? Какая же она молодец – помнит. Точнее, вспоминает. Когда припрёт.
Благо пишет, а не звонит. Можно лёгким движением пальца добраться до цифры, которую назвал в прошлый раз. Валя ведь уже прекрасно поняла, как работает карусель. Она и спрашивает-то ровно для того, чтобы убедиться: да, мы были дураками. И ничего не изменилось. И так будет всегда.
Стандартные вопросы – как дела, где работаешь, «а вот помнишь этого». Ну давай уже, Валюша, переходи к главному.
Да, я сейчас работаю. Да, я рассматриваю другие предложения. Да, даже вас. Да, я прекрасно помню, как у вас всё устроено. Да, я отлично понимаю, чего вы хотите и какие у вас проблемы. Да, я уже изучил эту «новую технологию». Да, я знаю, как и что делать с ней у вас. Да, сейчас я назову сумму.
Знакомьтесь, друзья. Этот Стас, и ему очень весело. Он движется по спирали вокруг жадины. Но это не его выбор.
АйТи
Словом «АйТи» я условно назвал компанию, в которой Стас начал свою трудовую деятельность. Это была IT-компания, где работают, в основном, программисты. Да, 1С. Раньше у меня язык не поворачивался называть их IT-компаниями, но они так упорно настаивают на своей принадлежности к Большому и Великому, что я плюнул.
Итак, Стас пришёл после института, сел, засучил рукава и погрузился в мир программирования на русском языке. Было страшно интересно, хотя местами сложно – программирование 1С требует кучи навыков, кроме, собственно, разработки.
Зарплата на входе была очень небольшая, что нормально. Это ведь даже не зарплата, а стипендия. Тыщ 20-30, пожалуй. Стаса это не смущало – было понимание, как увеличивать свой доход. Ещё на собеседовании этот вопрос детально прояснил.
Ну и попёр по обозначенной линейке роста, как бульдозер. Для повышения дохода надо было давить на два рычага – формальный и неформальный. Формальный – это сдавать экзамены в 1С на знания и умения. То в программировании, то в знании предметной области. Чётко, понятно. Эту часть Стас прошёл очень быстро, чем весьма удивил руководство (почему-то остальные программисты сдавали экзамены неохотно).
Всё сдал и обнаружил, что линейка роста дохода… Закончилась! Как тот бычок, у которого доска кончается. Пошёл к руководству. Узнал про неформальную линейку.
Тут всё оказалось сложно и мутно. Если очень примерно, то надо «быть молодцом». Что это значит – доподлинно не известно никому. Например, один парень «был молодцом» в том, что умел успешно завершать погибающие проекты. У другого получалось создавать и поддерживать хорошую атмосферу в углу офиса. Третий понимал бизнес-задачи настолько хорошо, что выдавал решение, не дослушав вопрос клиента. Ну вы поняли.
Стас слушал-слушал, думал-думал, но так и не понял, что от него требуется. И пришёл к начальству во второй раз с простым вопросом: как мне увеличивать свой доход? Это не было ни требование, ни претензия. Стас уже доказал, что готов пахать, как лошадь, изучать новое, терпеть стресс, недосыпать. Но нужна цель, а не «будь молодцом».
Начальство, почему-то, пустилось в пространные рассуждения о том, что Стас сам должен «найти себя», потом «продать себя» и ещё какие-то идиоматические выражения в кавычках. Стас сказал, что не хочет. Начальство пожало плечами.
Так Стас двинулся по спирали.
Завод
Стас уволился из АйТи и пошёл на Завод – тоже условное название. Производственное предприятие, где есть какая-то корпоративная информационная система (читай «одинэска»), её надо поддерживать и, если получится, развивать.
Стас ушёл на оклад 60 т.р. – примерно до этой цифры он поднялся в АйТи по стандартной шкале роста дохода. Пришёл, сел, засучил рукава. В первые пару месяцев наладил поддержку и сопровождение. В смысле избавился от необходимости в них, вылечив все детские болезни системы.
Ну и пошёл, по традиции, к начальству. Про зарплату пока не спросил – мало времени прошло. Лишь о Больших Проблемах, в которых может помочь автоматизация. Ему с радостью вывалили целый список, рассказали грустные истории («уже 10 лет мучаемся, всю эксельку до дыр протёрли»), назвали ключевых людей, с кем поговорить и т.д.
Стас подумал – ну всё, красота. Реальные проблемы реального предприятия. Сделаю блестяще, вопрос дохода решится сам собой. Стас – человек упёртый, увлекающийся, поэтому погрузился в проекты с головой, руками и ногами.
Сделал, действительно, блестяще. Понравилось всем. Обзавёлся массой знакомых, друзей, почитателей и даже обожателей. Изучил – причём, очень глубоко – несколько предметных областей, на уровне крепкого специалиста с профильным образованием. Торжественно разрезал ленточку выполненных проектов и пошёл говорить про зарплату.
Но разговор не задался. Начальство оказалось слегка хитрожопым, и не спешило увеличивать зарплату за уже выполненную работу. Но и просто отказать не могло – ведь пока Стас делал одни проекты, возникла потребность в других. Тем более, в целеустремлённости и компетентности Стаса сомнений уже не было.
Сошлись на том, что сейчас поднимают до 80, а если (когда) сделает ещё пару проектов, то будет 100. Стас поскрипел, но согласился. Всё-таки, условия довольно прозрачные. Опять засучил рукава и в бой.
Примерно на середине пути от 80 до 100 Стасу позвонили. Из АйТи. Оказывается, они пересеклись с начальством Завода на какой-то конференции, потрындели, наслушались об успехах проектов автоматизации, и тоже захотели. Точнее, сопоставили деяния Стаса с запросами от своих клиентов и возможностями собственных программистов. Ну и решили позвать Стаса обратно.
Как и положено жадинам, денег больше не предложили, просто позвали. Стас сказал, что обсудить можно, но только за 100. Жадины сказали, что дорого, и ушли.
Тем временем, Стас закончил пару проектов «за 100» и получил то, о чём договаривались. Пару месяцев тупо поработал и снова пришёл. Чем могу быть полезен, куда двинемся в развитии, какие технологии, проекты, цели и т.д. Хочу делать больше и, соответственно, больше получать. 150, например.
Начальство сказало, что ничего в голову не приходит. Стас сказал, что так не интересно, и ему придётся уйти. Начальство пожало плечами.
Стас двинулся дальше по спирали. В её центре уже находились две жадины.
Холдинг
Дальше был производственно-торговый холдинг, состоящий из нескольких предприятий с разрозненной ИТ-инфраструктурой. Стаса взяли программистом на 100. Он сел, засучил рукава… Нет, на этот раз не сел – приходилось много бегать и ездить, т.к. предприятия находились в разных городах.
Что интересно – взяли Стаса именно за то, чем он занимался на Заводе. За умение выстроить систему, почти не требующую сопровождения и самостоятельное выполнение серьёзных проектов. Собственно, этим Стас и занялся.
Привёл в порядок инфраструктуру – сначала в том виде, как была, со всеми её лоскутками. Потом пошёл и предложил проект по переводу на одну систему. Оказалось, это – голубая мечта руководства. Просто делать было некому, а подрядчики сильно заламывали суммы.
Стаса трудности не пугали, поэтому он рьяно взялся за дело. На проект ушёл где-то год. После успешного выполнения Стас пришёл за новыми целями и, конечно, доходом. Хотел подняться на уровень 150.
Начальство согласилось, составили перечень проблем и проектов, получилось полтора десятка. Выбрали три, Стас поскакал разбираться и делать. Проекты были сложные, организационно-технические – и программировать, и процессы выстраивать, и интриги плести, и людей подсиживать, иначе саботаж съедал все результаты поступательного движения.
Где-то на середине пути от 100 до 150 Стасу написала (появились смартфоны и мессенджеры) первая жадина – АйТи. Угадайте, что сказали? Согласны платить 100! Стас впервые за долгое время улыбнулся и начал примерно понимать, что вообще происходит.
Сказал, что уже стоит 150. Объяснил почему – рассказал про Холдинг, решённые и решаемые задачи автоматизации. АйТи сказали, что дорого и ушли.
На выполнение трёх проектов у Стаса ушло полгода. Начальство честно подняло доход до 150. Стас был жутко доволен, хотел пару месяцев «отдохнуть», но не дали.
Позвали, похвалили, но сказали, что надо больше и быстрее. Проектов-то полтора десятка, а Стас в одного сделал лишь три за полгода. Значит, на реализацию остальных уйдёт года два, не меньше. Предложили нанять команду и, конечно, возглавить её. Стать вроде как ИТ-директором.
Стас был счастлив – новая цель, да ещё какая амбициозная! Не потому, что делать много, а потому, что делать новое, учиться и развиваться. Руководить людьми Стасу ещё не приходилось.
Естественно, спросил про доход. Сошлись на 200 – когда Стас наймёт трёх программистов, двух сисадминов и выполнит оставшиеся проекты списка. Йехххху! На этот раз Стас засучил не только рукава.
И тут, как вы думаете, что произошло? Написали с завода, ага. Типа мы думали-думали, решали-решали, долго согласовывали с Руководством, и приняли твои условия. Будем тебе платить 150. Стас аж поперхнулся и закашлял. Вежливо написал, что теперь надо уже 200. Жадины долго ныли, что ради Стаса прошли длинный и трудный путь согласований, чуть ли не «мировоззрение руководства пошатнули», а он такой засранец неблагодарный. Теперь была очередь Стаса пожимать плечами.
Год Стаса дома почти не видели. Он, правда, молодец – всё объяснил, зачем такие трудности и что будет после. Поняли, приняли. По утрам его ждал горячий завтрак и поглаженная футболка, а вечером – ужин из трёх блюд.
Основные трудности были с управлением людьми, ибо опыта не было. Но Стас справился. Даже умудрился выработать две модели менеджмента – для программистов и админов. Первым нужно «интересно и перспективно», вторым – «тихо и спокойно». Пару раз, конечно, Стас ошибался, перегибал палку, люди бежали увольняться, но в итоге удалось разрулить.
По окончании года ИТ-отдел было не узнать. Обслуживание инфраструктуры работало, как часы. Все люди знали, куда и зачем обращаться, когда будет решение. Программисты к концу года уже немножко сами вели проекты, а не только исполняли их. Но Стас не звездился и продолжал много работать руками.
Где-то в этот момент на горизонте опять возникли АйТи. Сказали, что нашли решение, как платить Стасу 150 – сделают его руководителем отдела программистов. Правда, не уверены были, что Стас справится. Пользуясь случаем, наш герой рассказал о своих успехах на стезе менеджмента. Заодно упомянул, что теперь ценник 250 – не уходить же на 200, которые у него почти в кармане. Опять послушал про наглость, пожал плечами и пошёл к начальству.
Начальство строго поспрашивало о результатах (хотя прекрасно о них знало). Что-то поныло насчёт трудностей с деньгами – решили строить новый завод, раз всё так хорошо. Стас вскользь упомянул, что «всё так хорошо», в т.ч., благодаря его работе. Ещё немного поскрипев, согласились и дали обещанные 200.
Немного покайфовав, Стас опять пришёл за целями, уровнями и повышением дохода. Как всегда, сказал, что готов пахать, учиться, развиваться. Но хочет точно знать, зачем. Например, хорошая цифра 250.
Начальство сказало, что не знает, что предложить. Всё вроде хорошо, всё работает, ничего особо улучшать не надо. И вообще – ты ж набрал команду, ребята отличные, и вообще ИТ-отдел уже стал достаточно дорогим удовольствием. Предложили пока просто работать и ждать.
Стас сказал, что ждать – себе дороже. Начальство пожало плечами.
Так в центре спирали появилась ещё одна жадина. Теперь они втроём могли наблюдать, как Стас удаляется от них на новые, неизведанные орбиты.
Разработка
Стас решил сменить сферу деятельности и пошёл в разработку. Контора создавала, поддерживала и развивала облачные B2B сервисы. Было несколько команд, у каждой по 1-3 проекта. Стасу, конечно, дали самое лежачее – и команду, и сервис. Правда, дали и 250.
Ну, что делал Стас, вы догадываетесь. Засучил рукава и побежал осваивать область, лежащую чуть в стороне от его опыта – разработку. Все слова, технологии и ЯП были знакомые, а подходы, цели, стратегии – нет.
Начал, по уже укоренившейся традиции, со стабилизации. Взялся за два вектора – скрепить команду и вылечить продукт. Пригодился опыт Завода и Холдинга. Команде обещал, что она станет лучшей в компании. Посмотрев, как Стас работает, команда поверила.
Через месяц продукт ушёл из чёрного списка вечных проблем. Список известных ошибок сократился почти до нуля, зато выросли два перечня – планируемых и выполненных доработок. На Стаса и его команду обратили внимание. Дали ещё один сервис на поддержку и развитие – забрали у другой, перегруженной команды.
Ещё через 1-2 месяца Стас и его команда были в лидерах по поддержке и развитию сервисов. Стас вызвали и предложили заняться ещё и разработкой сервиса. Разумеется, за такое платят больше – сами назвали цифру 300.
Всё это время Стасу продолжали звонить и писать жадины. Их стало сильно больше, потому что люди (эйчары, директора и проч.) уходили из АйТи, Завода, Холдинга, куда-то там приходили, видели IT-дичь и вспоминали про Стаса. Цокали языками, ныли, просили «ну давай пока 150, потом договоримся» и т.д.
Да, Стас называл цифру 350. Даже думал её в статус мессенджера написать, или на фотографию. Был бы как изотоп: Стас-350.
А разработка шла своим чередом. Стас через боль познавал разработку и эджайл. Унывать к тому времени он уже разучился, а боль считал непременным спутником развития. Команда тоже терпела, т.к. вслед за внутренним рейтингом и уважением выросли их зарплаты.
Через полгода выкатили бету, ещё через три месяца сервис начал приносить деньги. К концу года вопросов о будущем сервиса не осталось. По совокупности всех факторов команда Стаса поднялась на первое место в рейтинге.
Да, разумеется, Стасу дали 300. Он, не откладывая, спросил про 350. Сказали подумают. Стас ждать не хотел, и предложил сам – может поднять качество и настроение других команд. Может быть командиром командиров. Правда, это стоит уже 400.
Начальство всё-таки ушло думать, пришло с предложением золотой середины – 350, и не все команды, а 2-3. И только те, которые сами захотят.
Захотели не все, но больше, чем 2-3. Стас понимал, что много брать нельзя – риск сильно высокий. Взял 4 команды, в довесок к своей.
Правда, поступил несколько непредсказуемо. Все ждали больших речей, совещаний, процессов, порядков и прочих атрибутов бюрократического масштабирования best practices. А Стас решил, что лучше подойдут «комиссары в пыльных шлемах» - выдернул из своей команды 4 самых толковых, идеологически подкованных и верных лично ему программиста, и отправил в 4 новые команды, вроде как политруками.
Сам продолжал руководить и своей командой, и всем процессом «трансформации». Даже программировать успевал. Чтобы не потерять навык, продолжать развиваться и случайно не стать «Большим Начальником».
Где-то в процессе обратился АйТи. Сказали, что тоже хотят идти в ногу со временем, и открывают отдел разработки. Цифра 400 напугала.
Завод тоже периодически позванивал. Начитались про «цифровую трансформацию». Конечно, даже не думали, что придётся отвалить 400.
Холдинг звонил чаще всех – Стас находился всего в паре витков спирали от них. Сказали, что случайно всё порушили. Сначала команду – поставили над ними эффективного менеджера без IT-образования. Следом упало набок развитие. Дальше, по эффекту домино, сломалась поддержка. Короче, опять от печки начинать. Стас изменил себе и назвал цифру 500. Спираль продолжала раскручиваться.
На «трансформацию» 4 команд ушло полгода. Всё получилось, Стас получил свои 350. Напомнил про остальные команды и 400. Сказали, подумают.
Не подумали, а собрали руководителей команд и задали им вопрос – хотят ли. Думали, будет консенсус и троекратное «Ура!». Увы, нашлось достаточно тимлидов, живущих по принципу «давно тут сидим». Оказывается, Стас успел нажить себе врагов. Правда, он ничего об этом не знал.
Начальство думало-думало, и придумало: пусть всё остаётся, как было. Стас пусть руководит теми командами, которые сами того хотят. Соответственно, те же 350. Или иди, убеждай, продавай.
Стас сначала расстроился, потом обрадовался, и ушёл. Начальство пожало плечами.
Сам
Теперь Стас сам. Тут рассказывать особо нечего, т.к. история продолжается прямо сейчас. Собрал ребят, которые после него ушли из АйТи, Холдинга и Разработки. Занялся тем, что умеет – разработкой сервисов и сложной автоматизацией (когда не просто «продать и установить»).
Ему продолжают звонить и писать жадины из спирали. Теперь уже, правда, по другому поводу.
АйТи сначала предлагали купить бизнес Стаса. Потом – объединиться. Сейчас уже вскользь звучит «купи нас».
Завод и Холдинг просят заниматься их обслуживанием и развитием. Но непременно «только чтобы сам Стас участвовал». Слыша цену за личное участие Стаса, уходят ждать следующего витка спирали.
Разработка зовёт руководить-таки всеми командами, потому что с уходом Стаса те, кто «давно тут сидим», совсем обнаглели и их разогнали. Предлагают 400. Стас улыбается и уже не называет никакой суммы.
Спираль
Про спираль вы поняли, но я, на всякий случай, изложу мнение Стаса, это ж его история.
Он говорит, что тут нет правых и виноватых, но есть проблема в бизнесе: он в части IT смотрит на очень короткую перспективу. Видит только текущие проблемы и запланированные проекты развития. Когда всё это решено, бизнес не знает, что делать дальше.
Собственно, это нормально – не знать. Но когда не знаешь, надо изучать и думать. IT развивается так стремительно, что любой бизнес будет вечно в позиции догоняющего солнце, работая от «проблемы» или «реальной потребности». Это ни хорошо, ни плохо, это – выбор, который делает бизнес.
Но у этого выбора есть последствия – возрастающая стоимость. Один и тот же неугомонный специалист, или одна и та же приличная IT-компания, очень быстро дорожают (не важно, как именно выражена стоимость – в виде оклада, бюджета проекта, цены часа и т.д.). Пока бизнес думает, а точнее – ждёт возникновения реальной проблемы, IT подорожает.
Бизнес, по словам Стаса, этого не понимает, т.к. живёт по гелиоцентрической модели. Себя считает Солнцем, а всех остальных – планетами и астероидами, вращающимися по круглой, от силы – эллиптической орбите. Они, эти IT, инженеры и прочая нечисть, всегда рядом, под рукой, на одном и том же расстоянии от Бизнеса-Солнца. И есть миллионы лет на раздумья.
В модели Стаса орбита IT-спецов – спиралевидная. Да, движется почти по кругу, поэтому у бизнеса есть ощущение, что программист (вроде Стаса) всегда рядом, где-то тут, ему можно позвонить, «простить и позвать». И только в этот момент понять, что программист ушёл на другую, недоступную орбиту.
А однажды – выйдет за пределы Солнечной Системы Бизнеса. И, наверное, сам станет Солнцем.
P.S.
Правда, ситуация для Бизнеса-Солнца не безнадёжна. И из Солнца, и из какой-то рядом расположенной чёрной дыры периодически вылетают молодые будущие звёздочки, и болтаются на очень близко расположенных орбитах. Успевай лови.
Да, разумеется, есть спецы, которые летают по идеально круглой траектории. Они и правда всегда под рукой. Но когда нужно сделать что-то Большое и Страшное, звонят не им.
Автор: Иван Белокаменцев