Заявление Николая произвело эффект разорвавшейся бомбы. Целую неделю весь офис только о нём и говорит. В курилке, на кухне, в переговорках и высоких кабинетах. Восхищаются, поливают грязью, пытаются анализировать, думают, как бы его уволить. Но все, без исключения, пытаются узнать побольше об этом парне. Понять, как он стал таким.
Чего же такого он там ляпнул?
Самое обычное совещание, с широким кругом приглашённых – программистов, разработчиков, РП, менеджеров, аналитиков, начальников и проч. Обсуждали офисные фетиши – цели, процессы, обязанности, ответственность, провалы. Кто чего должен и обязан. Тут заметили Колю – он сидел в углу и читал книгу. Заметить удалось потому, что Николай – редкий гость на совещаниях. И кто-то из Больших зачем-то спросил: «Коля, а что входит в твои обязанности?».
Коля поднял голову, улыбнулся и ответил: «Чисто по приколу, назовите хоть одну мою обязанность».
Секунд десять все улыбались. Потом задумались. Несколько минут перешёптывались. Никто так ничего и не назвал.
Немного о Коле
Коля – очень хороший программист. Не настолько, чтобы быть Гуру или капризной Звездой и получать какое-то особое отношение. Но отношение к нему, действительно, особое. Правда, до вышеозначенного совещания никто этого не понимал и не осознавал.
Грубо говоря, Коля делает, что хочет. А чего не хочет – не делает. Чего Коля хочет или не хочет – никто не знает. Единственный способ узнать – спросить у Коли. Предугадать невозможно.
Коля может назначить встречу с клиентом и не прийти на неё. А может взять и без предупреждения нагрянуть к клиенту в офис.
Коля может не брать трубку, когда ему звонит собственник предприятия-клиента. А может позвонить кладовщику и целый час обсуждать, где лучше мыть машину.
Коля совершенно необъяснимо выбирает задачи. Может взяться за длинную, в несколько недель, тихую спокойную разработку. После ему, естественно, несут следующую, аналогичную. А он отказывается и садится решать очень срочную, но больше слесарную задачу – какую-нибудь поломанную БД починить. Прочитав одно письмо с просьбой об анализе проблемы, Коля его удаляет. Следующее письмо, с аналогичной проблемой – вдумчиво читает, аккуратно отвечает, излагает варианты. Когда его просят решить задачу, он может написать ответ в духе «эту задачу не надо решать». Когда его просят «просто подумать», он присылает почти готовый прототип.
Коля может месяцами не появляться на обязательных совещаниях и мероприятиях. А потом раз – и приползти. Иногда – вообще сам, ни с того ни с сего, совершенно вдруг, организует совещания, конференции и выступления.
Все планы, сроки, проекты, бэклоги, дедлайны Коле по барабану. Он может полгода делать задачу, на которую нужно полдня. А может за полдня сделать то, на что отводился месяц.
Единственное, что в Коле надёжно (но не является его обязанностью): если он взялся, то результат будет великолепен.
Как видите, всё описание трудовых подвигов Коли начинается или с «если», или с «когда». Это не пустые слова, для форсу. Это реальность. Собственно, её Коля и имел в виду.
Ситуация очень странная. Все, абсолютно все привыкли, что Колю надо просить. Не упрашивать или унижаться, а «просить» в противовес «заставлять», «приказывать», «скидывать», «передавать» или «назначать». Настолько привыкли, что уже не замечают. В том числе того, что никак не реагируют на отказ или игнор. Никому и в голову не приходит обижаться, спорить или даже задавать вопросы.
Коля никому ничего не должен. Это было настолько естественно и привычно, что никто даже не задумывался. Лишь явное провозглашение Колей собственной свободы вызвало столь живой отклик всего офиса.
Проблема
Но Коля опять отчебучил. Спустя неделю после своего заявления он, ни с того ни с сего, вдруг объявил «Час развития, на котором я Всё Объясню». Естественно, припёрлись все до единого.
Начал Коля издалека. Рассказал про свою первую работу. Там всё было стандартно: задачи, сроки, проекты, планы, цели, бюджеты, «ваша программа не работает», недосып, валерьянка, первая седина (года в 23). Выгорание, увольнение, пауза в месяц.
Какие-то книжки (утверждает, что не помнит название и автора). Говорит, эзотерика, психология и поведенческая экономика. Долгие раздумья. Решение и стратегия.
Но сначала – о проблеме.
Коля пришёл к выводу, что главная проблема любого сотрудника любой компании – предсказуемость. Любой человек что-то собой Представляет. У него есть привычки, принципы, стандарты, ценности, статистически значимые оценки результатов (в т.ч., например, попадание в сроки). Если понаблюдать, говорит Коля, за любым сотрудником – программистом, аналитиком, менеджером – вы заметите некий «стиль», что ли. Наклонности, перекосы, предпочтительные варианты действий, стандартные реакции на типовые раздражители, одни и те же способы уйти от проблем, «предсказуемое геройство», ожидаемое самокопание, легко читаемые крючки для манипуляции и т.д.
Обращаясь к уже знакомому начальнику с просьбой, вы всегда с высокой вероятностью можете предсказать его реакцию, ответ. Поэтому можете к ним подготовиться – аргументами, контраргументами, цифрами.
Ставя задачу программисту, вы заранее знаете, обрадуется он или загрустит. Один обрадуется задаче по новой технологии, у другого случится паническая атака.
При конфликте с клиентом менеджер ведёт себя по одному и тому же, своему личному шаблону. Один всегда ощетинивается, другой оправдывается, третий обещает «прибить к стенке этих подонков-программистов», четвёртый скажет «нужно собраться и обсудить это отдельно».
Когда близок дедлайн, каждый человек ведёт себя по одному и тому же шаблону. Один паникует и мельтешит, второй сжимает челюсти и не спит ночами, третий бежит увольняться, четвёртый спокойно, рассудительно придумывает, как вывернуться и получить индульгенцию.
Так вот, говорит Коля… Всё это не годится.
Паттерны
Любой паттерн, шаблон, привычное поведение, по мнению Коли, создаёт паразитирующую зависимость. От неё страдают обе стороны – и сотрудник, и его «потребитель» (внешний или внутренний).
Для сотрудника зависимость в том, что он сознательно или подсознательно вынужден всегда действовать так же, как раньше. По сути, свобода выбора есть только в первых итерациях применения (а точнее - становления) профессиональных навыков. Раз выполнил задачу в срок, второй, третий и… Всё, паттерн сформирован. Теперь путь, ценность, критерий правильности только один – всегда выполнять задачу в срок. Любое отклонение воспринимается и сотрудником, и постановщиком, как провал, ошибка, выход из строя.
Никто не хочет провалов и ошибок, несоответствия ожиданиям, поэтому сотрудник вынужден вести себя ровно так, как в предыдущих итерациях. Быть таким, каким его привыкли видеть. Точнее, каким сам приучил видеть себя.
Для «потребителя», или постановщика, или просителя зависимость в том, что он чувствует себя обязанным укладывать свою задачу и все её параметры в некие известные заранее особенности исполнителя. Программист Серёжа принимает задачи только по электронной почте – ага, надо не ходить, а письмо написать. Вася всегда ошибается при оценке срока в два раза – надо не забыть умножить перед тем, как сказать клиенту. Этот начальник всегда плохо воспринимает просьбы о покупке мебели во второй половине дня – слишком плотно кушает в обед – надо, значит, приехать пораньше и сразу к нему.
Как видите, продолжал Коля, эти ребята только усиливают зависимость. Сотрудник следует собственным паттернам, боясь не соответствовать ожиданиям. Постановщик, укладывая свои требования в этот же паттерн, лишь подтверждает его, паттерна, значимость. И в глазах сотрудника, и в собственных («сделал всё, как он любит, и получилось!»).
Так, по замкнутой петле обратной связи, паттерн становится железобетонным. Разрывается, увы, только увольнением – в новой компании снова будут первые итерации с «утверждением паттерна». Возможно, удастся сделать его лучше.
Сознательная иррациональность
Итак, если проблема в следовании паттерну, то как её победить? Не следовать паттерну, конечно. Или следовать не паттерну, если угодно. Действовать иррационально и непредсказуемо.
Именно к такому выводу пришёл Коля. Устроился на новую работу, попробовал. Сначала были конфликты, срывы, скандалы. Главный ведь паттерн в том, что у всех есть паттерны. Человек, который ведёт себя иначе, вызывает смешанные чувства – интерес, отторжение, страх, ненависть, зависть и т.д.
Потерпев 2-3 месяца, ведя себя иррационально, Коля стал абсолютно свободен. Никто, включая собственника, не «ставил» ему задачи. Всем ставили, а Коле – нет. Предлагали, просили – да. Но не заставляли.
Коля же вёл себя ровно так, как в нашем офисе, как написано в начале. То брал задачу, то не брал. То просрачивал, то делал в сотни раз быстрее. То отказывался читать запрос, то бегал и приставал с многочасовыми расспросами. И так – абсолютно всё.
Говорит, это очень просто: надо делать то, чего от тебя в данный момент не ожидают. Максимально игнорируя обстоятельства, возможный ущерб, обиды и т.д. Конечно, есть какие-то прям совсем берега, где речь идёт о серьёзных потерях в деньгах, но не в нашей, программистской профессии.
Предупредил, что надо правильно понимать фразу «то, чего не ожидают». Ключевая, говорит, ошибка – тупо делать инверсию. Люди не дураки, быстро заметят этот фокус – «послушай и сделай наоборот».
Не стоит устраивать и подобие карусели, т.е. выбирать варианты поведения по очереди. Или привязываться к дням: в понедельник я добрый, во вторник – злой, в среду конструктивный и т.д. Это будет рациональная иррациональность. А иррациональность должна быть иррациональной.
Главное, по словам Коли, пережить первые пару месяцев. Люди будут в бешенстве. Лучший рецепт прививания собственной иррациональности – собственный же профессионализм. Та самая единственная предсказуемость Коли: если взялся, то результат должен быть прекрасен.
Отдельную проблему представляют новые люди – клиенты, менеджеры, начальники и т.д. Все «старые» привыкли, а новые будут возмущаться. Тут рецепта два: или действовать, как в первые месяцы, или посылать «новых» к «старым». Коля предпочитал второе – отправлял нового менеджера к старому с заданием «иди и узнай, как со мной правильно работать».
Тут стоит упомянуть о тех, кто с Колей, собственно работает.
Клиенты Коли – самые довольные и стабильные в плане денежных поступлений. Проверяется их «довольство» просто. Если позвонить и спросить мнение о Коле, наговорят гадостей. Если тут же предложить заменить Колю кем угодно, устроят бунт.
Менеджеры и РП, работающие с Колей, аналогичного мнения. Спросишь – скажут «очень трудный человек». Предложить переключиться на других программистов – наотрез откажутся. Спросишь причину – «без комментариев».
Никаких розовых соплей и восторженных отзывов. Но зависимость от Коли предельно жёсткая, необъяснимая, уже на уровне рефлекса.
У Коли же зависимостей никаких.
P.S.
Коля так живёт уже 12 лет. Работа у нас - третья с момента перехода к иррациональности. Менял работу потому, что... Скучно.
Автор: Иван Белокаменцев