Вообще, Рука Бога – это один из самых знаменитых футбольных голов в истории, исполненный аргентинцем Диего Марадоной на 51-й минуте четвертьфинального матча чемпионата мира по футболу 1986 года против сборной Англии. «Рука» — потому что гол был забит рукой.
Мы, в своей команде, называем Рукой Бога помощь опытного сотрудника неопытному в решении задачи. Опытного сотрудника, соответственно, называем Марадоной, или просто М. И это – один из ключевых методов повышения эффективности в условиях недостаточной квалификации сотрудников. Ну, так получилось, что у нас в команде много стажёров. Эксперимент ставлю.
По статистике, помощь требуется не очень большая. «Средний чек» составляет 13 мин – это от момента, когда М оторвал задницу от стула, и до момента, когда он задницу на стул вернул. Сюда включается всё – и вникание в задачу, и обсуждение, и отладка, и проектирование архитектуры, и разговоры за жизнь.
Разброс времени на помощь сначала был большой, вплоть до 1 часа, но постепенно сузился, и теперь редко выходит за пределы получаса. Т.е. надо несколько минут времени М, чтобы задача двинулась дальше, или вообще успешно завершилась. Бывает и такое.
Ключевая фишка: учет и лимитирование времени на «марадонство». Пока не считаешь минуты, кажется, что помощь другим отнимает массу времени. А когда записываешь, оказывается, что всё не так плохо.
Например, я подрабатываю Марадоной в команде. Лимит установил – 3 часа в день на всех сотрудников. Думал, будет мало. Оказалось, что и 3 часа – за глаза, т.к. средний расход – 2 часа в день.
Учет и лимитирование действуют на сотрудников магически. Любой, кто просит помощи, понимает, что надо расходовать время эффективно, потому что лимит – один на всех, и невыгодно тратить время М попусту. Поэтому разговоров за жизнь стало намного меньше, что меня, конечно, удручает.
Вообще, Рука Бога – скользкий прием. Кажется ведь, что сотрудник сам должен во всём разобраться, решить все проблемы, понять весь контекст. Но тут есть одна неприятность – нейронные связи.
Так вот, представьте себе стажера или начинающего программиста. Он сидит один и решает задачу, без ТЗ. Клиент ставит некую цель, а способ ее достижения выбирает программист.
Выбирать ему особо не из чего, т.к. он не знает ни одного варианта решения задачи. Опыта-то нет. И он начинает искать решение методом тыка, экспериментов, поиска в интернете и т.д.
В итоге находит какой-то вариант, пробует, и тут – бац! – получилось! Чего сделает сотрудник? В идеале, конечно, посмотрит, какие еще есть варианты решения, оценит свой код, примет решение о правильности архитектуры и обоснованности вмешательства в чужие объекты и модули.
Но, напомню – для нашего человека все эти слова ничего не значат. Он просто не знает, о чем речь. Поэтому он, как, прошу прощения, обезьяна, просто запомнит тот вариант, который привел к успеху. Нейронная связь или сформируется, или укрепится (если уже сформировалась ранее).
Чем дальше, тем хуже. Человек будет вариться в своем соку, потому что будет очень мало поводов из этого сока вылезать. Как мы говорили в разделе про качество кода, никто никогда не скажет программисту, что он пишет говнокод. Заказчики в этом не понимают, а другие программисты в чужой код смотрят редко – повода нет.
Поэтому, возвращаясь к исходному тезису о том, что человек должен сам во всём разобраться – увы, это так себе метод. По крайней мере, в условиях работы со стажёрами.
Тут и приходит на выручку Рука Бога. И направление поиска решения подскажет, и совет по ЯП даст, и вариантов накидает, и погадает на основе опыта, какое решение точно не сработает, и код покритикует, и скажет, где списать уже готовый код.
По сути, от М надо-то совсем немного. Стажёр, как правило, тупит на ровном месте. Просто потому что не знает, например, как перейти к описанию функции, отформатировать код, не подозревает о существовании moment.js или способах отладки сервисов в хроме. Надо лишь тыкнуть пальцем, чтобы он двинулся дальше.
А ценность часов, которые он потратит на самостоятельный поиск этой информации равна нулю. А с точки зрения бизнеса это — вообще воровство. За получение этой компетенции компания уже заплатила Марадоне.
И всё это – в среднем за 13 минут. Или за 2 часа в день.
Да, напомню: Рука Бога нужна своевременно. Забавно бы смотрелся Марадона, придя на футбольное поле после окончания матча и забив гол рукой.
UPD: забыл сказать, что происходит с продуктивностью М.
Как ни странно, с началом этой деятельности продуктивность выросла, в 1.5-2 раза. А продуктивность команды в целом выросла еще больше.
На М я сейчас испытываю технику быстрых переключений. Если не сдохнет, напишу, когда поднакоплю статистику. В том числе про второго М, который сейчас проходит стажировку.
Автор: nmivan