Это статья о том, как я впервые провел хакатон для команды. Прокачанным организаторам материал наверняка покажется слишком простым, а история — наивной. Я ориентировался на тех, кто только знакомится с форматом и думает, устраивать ли такое мероприятие.
HFLabs делает сложные штуки с данными: мы чистим и обогащаем контакты клиентов для больших компаний и строим клиентские базы на сотни миллионов записей. В московских офисах трудятся 65 человек, еще около десятка — удаленно из других городов.
Любая работа порой не то чтобы надоедает, но становится пресноватой. В этот момент полезно сменить фокус, попробовать что-то новое. Поэтому мы с полгода присматривались к хакатонам.
Хакатон — это такое состязание для айтишников: несколько команд собираются и два дня подряд решают сложные задачи. Обычно соревнуясь за приз, который присуждает жюри.
Нам хотелось опробовать формат и развлечься, но классический хакатон — довольно масштабная, хлопотная и дорогая затея. Поэтому мы провели лайт-версию почти без бюджета. А в итоге остались довольны и даже сделали кое-что полезное.
Зачем хакатон компании
Классические хакатоны обычно устраивают не от широты души. Организаторы или решают практические задачи, или пиарятся. Под цель выбирают и формат хакатона.
- Решить практическую задачу. Организатор ставит цели, а участники выбирают подходящую и решают. Пример такой задачи — сделать для банка новый алгоритм скоринга клиентов.
- Продвинуть свои инструменты. Организатор выдает участникам собственное ПО, язык программирования или API. Цель — сделать заданными инструментами что-то полезное. Например, условный Google открывает доступ к своему голосовому переводчику и ждет интересных вариантов применения.
Дополнительная цель большого хакатона — представить организатора завидным работодателем, внутри и снаружи. Гости из других компаний проникнутся офисом, организацией, широтой возможностей. Свои — новыми задачами, свободой, общением.
Например, «ВКонтакте» провел здоровенный хакатон. Его сложно отнести к одному типу: слишком уж много направлений
Как у нас. Главная цель всей затеи для HFLabs — внутренний HR. Мы видели хакатон как еще одну совместную активность за рамками работы. Сплотить, взбодрить, развлечь — вот это все. Кто-то ходит командами на футбол, кто-то на квизы. Хакатон — еще один формат встреч вне повседневных дел. Который, конечно, не отменяет ни квизы, ни футбол.
При этом хакатон, даже в лайт-формате, — не чистое развлекалово. Например, одна команда в итоге написала текстовый квест, с нуля изучив механику ботов в Telegram. Это замечательно: когда человек пробует что-то новое и пытается разобраться, у него появляются свежие идеи. Для повседневной работы в том числе.
Мало того, в итоге мы получили полезные инструменты, хотя практических задач не ставили вообще. Но об этом — в конце.
Для чего хакатон участникам
Участники приходят на классический хакатон, чтобы познакомиться с технологиями, попробовать новый опыт или заработать. Причем людей из последней категории как будто бы становится больше.
- Попробовать новые технологии или методы. В будни каждый разработчик сидит на своем стеке технологий, порой годами. А на хакатоне можно попробовать что-то новое — или только что появившееся, или просто интересное.
- Пройти продуктовый путь в миниатюре. Айтишникам интересно создать полноценный продукт за считанные дни. Пройдя при этом весь цикл от концепции до презентации.
- Заработать. Порой сильные специалисты собираются в команды профессиональных хакатонщиков — сыгранные и тренированные. Они выбирают мероприятия с богатым призовым фондом и выносят всех за счет опыта и подготовки. Некоторые организаторы сразу отсеивают таких ловкачей. Другие — приветствуют.
Как у нас. Для мы начала спросили у команды — нужен ли хакатон в принципе. Принудительно ничего не проводим, поэтому хотели заранее измерить интерес. Для опросов взяли «Google Формы».
В команде 65 человек, опрос прошли 20. Раз 75% из них интересуются — нужно делать!
Вторая задача — мотивировать колеблющихся, которых больше половины. Следующий опрос показал: приз в этом деле не поможет.
Дальше выяснилось, что нашим интересно делать новые продукты. Пусть с крохотным приложением, но пройти путь от идеи до рабочего прототипа
Начали собирать темы для хакатона, которые заинтересуют. Снова силой команды: подняли чат в Telegram, где накидывали идеи кто во что горазд. Без тормозов: что в голову придет, то и годится.
Собрали 25 тем и запустили голосовалку в confluence. Пять самых популярных проектов — они на картинке — взяли на хакатон
Сколько все это продолжается
Классический хакатон длится два дня и ночь между ними. Ночь — привет от старой ИТ-школы, одновременно прагматический и романтический штрих.
Что делать в темное время суток, каждая команда или участник решают самостоятельно. Ночью можно спать, организаторы и слова не скажут. А а можно действовать: программировать, дизайнить, проектировать, тестировать.
Как у нас. О ночном бдении мы и речи не вели. Мало того, еще сильнее урезали формат и взяли только один день. Иначе пришлось бы либо тратить на эксперимент два рабочих дня, либо вытаскивать коллег на полные летние выходные. На второй вариант согласились бы немногие: выходные летом в цене.
Звучали пожелания, что неплохо бы собраться в будни. Но в рабочее время устраивать все это не хотелось. Как ни старайся, на неделе от работы не отгородиться: пишут клиенты, о чем-то спрашивают коллеги, в офисе что-нибудь кипит, назначают какие-то встречи. Все переключатся на обычные дела. Поэтому следующий опрос — готовы ли хакатонить в выходные.
Безоговорочно пожертвовать выходным готовы не все. Но сомневающихся больше половины, остается их соблазнить
Чуть позже, в июне, спросили участников о датах. Слоты выделили аж до осени — летом коллеги в отпусках и на дачах, а пропускать событие не хочется. Поэтому решили, что предложим все субботы. Выбрать можно несколько — в какие свободен, те и отмечай.
Безоговорочно пожертвовать выходным готовы не все. Но сомневающихся больше половины, остается их соблазнить
В итоге запланировали хакатон на 17 августа. Альтернативное 27 июля совпало с моей командировкой, и вариант отвалился.
Где проводят мероприятие
Обычно большинство участников собирается в общем пространстве. Коммуникация — важная часть хакатона, поэтому организатор выделяет оупенспейс или целое здание.
Однажды я участвовал в хакатоне Google. Организаторы выделили двухэтажное здание, внутри — пуфики, столы и прочая мебель. Команды сами рассредотачивались на местности и устраивали рабочие рабочие места.
Но строгих ограничений чаще нет: если кто-то заранее предупредит и подключится удаленно, препятствий чинить не станут.
Как у нас. Поскольку хакатон получился камерный, на семь человек, субботнего пустого офиса хватило с запасом. Даже если не учитывать, что один участник подключился из Волгограда.
Мы планировали, что все вместе засядем в переговорке
Что с победителями
На классические хакатоны назначают жюри, которое объявляет лучший проект. В жюри включают кого-то от организаторов или спонсоров — тех, кто оплачивает весь банкет.
Демо проектов — важная часть хакатона. Команды показывают коротенькую презентацию, а потом демонстрируют свое решение жюри. Это что-то вроде защиты диплома в вузе.
Иногда работы оценивает компьютер: побеждает та, что набрала больше баллов в тесте. Мне такой подход кажется слишком формальным: оценивая решения «попугаями», организаторы убивают продуктовую составляющую хакатона. Он походит на состязание по спортивному программированию, а не творчество.
Как у нас. Мы поступили радикально: просто отменили жюри и соревновательность в принципе. Потому что не ставили цель создать лучшее решение проблемы или получить готовый продукт.
Раз задача — получить удовольствие, пусть участники спокойно пилят проекты без оглядки на другие команды.
День Ха в HFLabs
Хакатон стартовал еще вечером в пятницу, за день до. Участники собрались, каждый выбрал тему. Оформились готовые команды.
Сбор и нежданные участники. В офис пришли к 11–12 субботы — чтобы не вставать как в будни, спозаранку. Участников осталось шестеро, еще один подключился из Волгограда.
Оглашение даты не прошло бесследно — бойцы начали активно покидать чат хакатонщиков. Но катастрофы не случилось и кворум сохранился
В течение дня внезапно появлялись новые участники. Коллеги, которые не собирались на хакатон, выкраивали три-четыре часа. Приходили, выбирали проект и помогали. Для классического формата это нехарактерно, а нам в удовольствие.
Команды и проекты. Вышло так, что три человека делали свои проекты в одиночку. Это — главный минус мероприятия, в команде работать поинтереснее. Нащупать взаимодействие — это вообще важная штука в концепции хакатона.
Текстовый квест на движке Telegram. Практической пользы нет, зато внутри — цеховой юмор и локальные мемы
А через пару часов после начала один проект остался без разработчиков: автор покинул детище и ушел в другую команду. Это нормально даже для классического формата: хорошие идеи притягивают людей. Сначала кажется, что будешь делать свой проект до конца. А потом погружаешься и видишь — не успеть, нечего пытаться. Или уходишь к соседям, потому что там и дело идет, и продукт полезный.
Серега — фронтендер из Волгограда — немного заскучал, поэтому придумал себе проект «от ножа». И немедленно к нему приступил.
В углу одного из наших продуктов живет котик. Раньше кот просто спал и создавал уют, но Серега научил меховика реагировать на события
В конце дня количество проектов осталось прежним — пять. Один отвалился, другой добавили.
Пространство и расписание. Под хакатон запланировали самую большую комнату в офисе — переговорку. Но когда дошло до дела, все привычно рассредоточились по своим кабинетам. В таком виде и начали.
Сначала казалось, общее пространство не принципиально. Раз проекты не связаны, соревновательности нет, можно сидеть и по отдельности. А для обсуждений собираться в холле — главное, не разбегаться дальше шаговой доступности.
Но через несколько часов раздробленность сама собой прекратилась. Те, кто творил в одиночестве, под влиянием скрытой силы один за другим пересели в самый населенный кабинет. И стало интереснее — разговоры живее, вопросы сложнее и чаще.
Прерывались раз в пару часов — делились впечатлениями, присматривались к чужим проектам. В середине дня пообедали.
На обеде в канву хакатона ворвался болельщик, все это время незримо витавший рядом: в офис внезапно привезли чизкейки
Время не ограничивали: кто сколько хочет, тот и сидит. Уходили, обычно доводя проект до более или менее законченного состояния. Последний участник ушел около 22:00.
Демо сразу проводить не стали — решили, что расскажем о хакатоне во вторник для всего офиса.
Итоги и жизнь после
Хакатон-лайт дал даже больше профита, чем я предполагал.
HR. Мы отлично позабавились: закрыли гештальт с хакатоном и пообщались на умные темы без рабочей суеты. Все это за бюджет, равный стоимости дороги до офиса и обеда. Плюсом взрастили в офисе евангелистов внутренних хакатонов.
Проекты. В течение дня мы не довели до конца ни один из пяти проектов. Но это не беда: обычно цель мероприятия в том, чтобы решить задачу принципиально, найти идею. Хороший результат — минимально работающий инструмент, пусть с костылями и багами.
Антон Жиянов, главный по нашему продукту DaData.ru, делал email-рассыльщик. Выглядит как браузерный редактор, к которому цепляют CSV-файл с адресатами. Так удобнее, чем в перегруженном Mailchimp
Зато после хакатона проекты пошли в жизнь или готовятся к тому. Рассыльщиком уже рассылаем емейлы, а котик умиляет клиентов. Остальные приложения доделывают авторы, причем уже по просьбам снаружи. Пока раздаем знакомым бесплатно и по-свойски, но когда-нибудь может дойти до коммерческого использования.
Минусы. Главный недостаток — собрали мало людей. В итоге три из пяти проектов делали по одному человеку, а это не так интересно. Когда хакатонишь один, теряешь эффект продуктовой команды. Уже не с кем налаживать взаимодействие.
Еще я понял, что более жесткий регламент сработает в плюс. Нужно больше организации:
- четкий тайминг;
- мерч для участников;
- жюри и демо в тот же день, пока все еще заряженные;
- подготовка — анонсы, описания проектов.
Еще можно позвать кого-то со стороны, но совсем не обязательно. И звать, скорее всего, точечно. Без масштабной рекламы.
Будущее. На общее демо во вторник собралось пол-офиса. И вот тогда я уже увидел интерес к проектам, к формату. В эксперимент не все хотели ввязываться, но после первой пробы желающих прибавилось. Думаю, в 2020-м сделаем событие помасштабнее.
О хакатоне на этом все. Если интересно делать всякие сложные штуки с данными, приходите к нам работать. На hh.ru у HFLabs восемь вакансий: ищем java-разработчиков, инженеров по сопровождению и по тестированию, системных аналитиков.
Статья впервые опубликована на vc.ru. Версия для «Хабра» переработана и дополнена.
Автор: mehanizm