Мне нравятся картонные человечки

в 4:45, , рубрики: управление персоналом, черт знает что, Читальный зал

Краткое содержание статьи — в конце текста.

Леха – отличный парень. Хорошо работает, исполнительный, с идеями, перспективный. Сделали с ним пару отличных проектов. Но он бегает от уплаты алиментов на ребенка от первого брака. Прям приходит и просит, чтобы как-то скрыть его доход, и «платить ей поменьше».

Гена – нормальный менеджер. Веселый, разговорчивый, без понтов. Показатели в норме. Идеи по развитию и автоматизации есть. Но Гена – алкоголик. Начиная с пятницы он – другой человек. Бухает, бьет жену и детей, гоняет ночью пьяным на машине по городу, периодически попадает в нескучные истории.

Серега – нормальный программист. Сидит себе тихонько, разрабатывает. Можно и поговорить, он достаточно интересный собеседник, чувствуется большой жизненный опыт. Как разработчик – не плохой, но и не звезда. Крепкий середнячок. Но за пределами работы очень любит унижать людей, которые, в силу профессии, не всегда могут ему ответить. Продавцы супермаркетов, менеджеры салонов бытовой техники, мастера официальных автосервисов (те, что в костюмах, а не спецовке).

А я, когда всё это узнаю, думаю – ё ж твою через коромысло, вот нафига мне это знание?

Валя – плохой сотрудник. Бестолковая, склочная, вечно плетется в хвосте, но с ней даже поговорить об этом нельзя – весь мозг съест. Но Валю нельзя уволить, потому что она – мать-одиночка. Это не сарказм, я действительно считаю, что ее нельзя уволить.

Колян – тупой, как пробка. Ну вот правда, он и сам так считает. И всегда считал. Но у него двое детей и две ипотеки, одна себе, вторая – родителям-инвалидам. Коляна нельзя ни уволить, ни понизить, он и так едва концы с концами сводит. Приходится буквально пинками заставлять его хоть что-то новое изучать, чтобы был хоть какой-то повод поднять ему зарплату. Он не сопротивляется, но и толку почти нет. Увы, Колян – тупой.

А вот Мишу таки уволили. Он всегда плохо работал, периодически куда-то пропадал – говорил, что занят очень важным и благородным делом. Оказалось, он – член поискового отряда, который откапывает останки солдат, погибших в годы Великой Отечественной Войны. Дело, пожалуй, благородное. Однако, Миша ради этого дела не только на работу забивает, но и на семью. А в этих походах, или проектах, или вылазках, не знаю, как они называются, в основном, бухает.

Не, вы не подумайте, я не идеалист и не святоша. У меня самого в личной жизни полно такого, о чем лучше не рассказывать. Но я, со временем, пришел к выводу, что не хочу знать о личной жизни коллег и, тем более, подчиненных.

Пусть сотрудник будет двумерным, картонным персонажем. Чтобы были видны только его профессиональные качества – технические навыки, способности к развитию, желание пробовать новое и общая адекватность. А тараканы пусть живут вместе со скелетами там, где положено – в шкафу.

Иначе получается сплошной Достоевский. Любая личность, если много о ней узнать, становится многогранной, сложной и непонятной. Нет ведь ни одного человека, однозначно хорошего или плохого. За каждым стоит история, иногда драматическая, иногда – комическая, но чаще – простая, бесхитростная, житейская. И оттого – такая близкая и понятная.

Некий водораздел провожу по простому признаку: хочу знать только о проблемах сотрудника, в решении которых могу помочь. Например, если человеку реально не хватает денег.

А то ведь как бывает. Сотрудник работает средненько. При этом, в компании действует несколько вполне понятных программ по повышению квалификации, карьерному или профессиональному росту. А сотрудник ими не пользуется.

Потом приходит и говорит: хочу больше денег зарабатывать. Да ради Бога, кто ж тебе мешает. Вон, изучай такие-то темы, делай по ним задачи или сдавай сертификацию, и будешь получать больше. Изучи фреймворк, по которому есть потребности у клиентов, но нет компетенций в компании – все проекты твои будут.

Соглашается, уходит. Потом, через полгодика, снова заявляет – хочу больше денег. Спрашиваешь – а как у тебя с развитием? Изучил, или сдал что-нибудь новое? Нет, говорит. Так чего тогда приперся?

И тут, блин, выясняется. Начинается эмоциональный стриптиз, выворачивание души наизнанку, трогательные рассказы про «семеро по лавкам», ипотеку и нехватке денег на элементарные нужды.

Да твою ж за ногу-то а… Ну вот объясни мне, дружок, какого хера ты сидел полгода и ковырялся в носу в то время, когда твоим детям нечего жрать? А сейчас на меня все это вываливаешь, будто я виноват в том, что ты не можешь выполнить простые, понятные шаги по повышению своей квалификации?

Начинает ныть, что я, мол, его плохо пинал, мотивировал или что-то еще. А голодные дети тебя не пинают? Не в прямом, а в переносном смысле. Ну или в прямом – кажется, было бы не лишним.

Ну да, наверное, я бы обращал на тебя больше внимания, если бы сразу знал, что тебе не просто хочется больше денег зарабатывать, а тупо не хватает. Это – вполне нормальная постановка, в т.ч. – для увольнения. Я сам так делал, когда жена не работала, уже был ребенок и еще была ипотека.

Но то, что ты мне это рассказал, не означает, что теперь я, или компания, отвечаем за твою семью. Я просто лучше понимаю твою мотивацию. Поверь мне, я прекрасно понимаю, что такое «нет денег». Но одного я не понимаю: какого хера ты ничего не делаешь.

Есть ведь другие люди, с точно такими же проблемами, которые молча идут и делают. Изучают, развиваются, зарабатывают всё больше. А ты только просишь и ноешь.

В какой-то методологии проблемы называют обезьянами на шее. Пока проблема у тебя, обезьяна сидит на твоей шее. Как только ты кого-то озадачил своей проблемой, обезьяна пересаживается на другого везунчика.

Ладно там рабочие проблемы. Их с себя скинуть – святое дело. Но личные-то проблемы зачем пересаживать? Я тебе помогу справиться с обезьяной, но не надо думать, что я потаскаю ее вместо тебя.

Мне кажется, есть два нормальных сценария.

Первый – держи свои проблемы при себе. Я сам так делаю. Это не закрытость или недружелюбие, а ровно наоборот – нормальное отношение к людям, у которых всегда хватает своих проблем.

Второй – выкладывай, но будь готов меняться. Тут тебе не посиделки с родственниками, которые дружно поплачут над твоими проблемами, а потом разойдутся. Говоришь, денег не хватает? Ок, вот тебе план развития, выполняй и будешь получать больше. Вот тебе проект, сложный, но денежный. Вот тебе новый фреймворк, востребованный, но такой сложный, что никто не хочет за него браться.

Не хочешь? Ну извини. Я понимаю, что ты хочешь прибавки за то, что у тебя проблемы. Я тоже хочу. У меня тоже проблемы. И у Кристины проблемы, и у Влада, и у Паши. Просто они не рассказывают.

Что будет, если людям начнут платить за объем личных трудностей? Забавная была бы система мотивации. Думаю, тогда известных личных проблем стало бы побольше.

Исключения, естественно, составляют внезапные трудности. Не те, что формировались годами с помощью лени, безынициативности и разгильдяйства. Но это уже не вопрос повышения зарплаты – это форс-мажор, когда помощь нужна здесь и сейчас.

Ну ладно, когда сотрудник пришел с проблемами сам, это одно. А как быть, если ты случайно узнал о нем чего-нибудь эдакое?

Например, узнал, что он бухает, бьет детей и жену, а иногда и соседей. Как к этому относиться? Сам бы он, разумеется, никогда такое не рассказал. Хотя, наверное, было бы забавно – дайте мне повышение зарплаты, потому что я бью своих детей.

Узнав такую информацию, я, к сожалению, не могу уже от нее абстрагироваться. И, соответственно, не могу смотреть на сотрудника так же, как прежде. Понимаю, что это, скорее, мой недостаток, но ничего не могу с собой поделать.

Есть коллеги-руководители, которые подобной информации не избегают, а ровно наоборот – стараются наковырять ее побольше. А потом манипулируют, используют в своих целях, зная сотрудников, как облупленных. Не знаю, правы они или нет, но мне такой подход не близок.

А бывает, что узнаешь о сотруднике чего-нибудь такое, от чего сердце щемит. Но что с этим делать – тоже непонятно. Вот знаешь, что ему деньги нужны. Начинаешь ему уделять больше внимания, задачи и проекты поденежнее подсовывать, на курсы отправлять. А он срать на это хотел.

Не в том смысле, что мне какая-то благодарность нужна. Я от всей души делаю вид, что не знаю о его проблемах. Просто даю, в первоочередном порядке, вне конкурса, возможности, которые помогли бы ему решить личные проблемы. Но он этими возможностями не пользуется.

Ему и так нормально. Ему даже нравятся его проблемы. Он в них, иногда, купается и наслаждается. А я, как дурак, стараюсь ему помочь. Ну и чувствую себя идиотом.

В общем, я давно для себя решил: ну его нахрен. Не хочу я ничего знать о личной жизни коллег, подчиненных и вышестоящих. Поэтому я много лет не хожу на корпоративы, вылазки и посиделки.

Людей в нерабочей атмосфере, особенно под алкоголь, непременно тянет на задушевные разговоры, и можно узнать много лишнего. Человек, может, ничего и не имеет в виду, рассказывает без задней мысли, но я, в силу излишней впечатлительности, не смогу эту информацию, в дальнейшем, игнорировать.

На работе я стараюсь избегать длинных разговоров на корпоративной кухне, особенно – со сплетниками. Увы, такой сорт людей по-прежнему распространен. Их хлебом не корми, дай чего-нибудь повыспрашивать, а потом – порассказывать. Они так поступают без злого умысла, просто их это прикалывает. А мне это нафига? Сидеть потом, и переживать? Видеть в персонаже не программиста первого сорта, а Многогранную Личность? Нет уж, спасибо.

Если у кого-то есть проблемы, в решении которых я могу помочь в рамках профессиональных обязанностей – помогу. Да и не в рамках помогу. Всякое бывает – денег там занять до получки, машину прикурить, книжку дать почитать, помочь в трудной ситуации. Часто просят пораньше отпустить, или отпускать – например, ребенка забирать из логопедического садика, который, почему-то, работает до 17-00. С этим вообще проблем нет, я и сам периодически отлучаюсь. Есть объективные показатели, и они не требуют нахождения на работе с 8 до 17.

Стараюсь помогать. Но – не погружаясь. Помог и забыл. Не лезть в душу, не требовать благодарности и ответной помощи. А если человек начинает чего-то все-таки рассказывать – останавливаю, по возможности. Ты просил тыщу до понедельника – вот тебе тыща до понедельника. Зачем, почему – не мое дело. Верни только.

Со своей стороны, поступаю зеркально – не рассказываю о личной жизни того, что может помешать работе. Не пересаживаю своих обезьян на чужие плечи, ибо нечестно это.

А у вас как с этим?

Краткое содержание статьи

Лучше не знать о личной жизни сотрудников. Если не знаешь, то видишь только «рабочую» сторону сотрудников. Если знаешь, то сотрудники становятся многогранными, сложными, и в работе с ними приходится учитывать множество факторов.

Соответственно, о своей личной жизни тоже лучше не рассказывать. Вываливать свои проблемы на коллег и начальников – не очень честно.

При этом, если профессиональная деятельность может помочь в решении личных проблем, то такой информацией можно поделиться. В ответ могут предоставить не деньги, а возможности. Но этими возможностями придется воспользоваться.

Если не готов воспользоваться – не грузи своими проблемами.

Автор: Иван Белокаменцев

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js