Люди давно придумали деньги, и кажется, на этом вопрос оценки чужой работы можно было закрыть. На что наработал — то получил, и радуйся. Но оказалось, это так не работает. Деньги превратились в нечто само собой разумеющееся. В придачу людям нужна нематериальная отдача от других людей.
Чтобы понять, хорошо ли ты работаешь, нужна обратная связь. Но фидбек — тоже опасная вещь. От постоянных похвал может потеряться связь с реальностью. От вечной критики — опуститься руки. От полной тишины — наступить смятение и выгорание.
О поисках баланса в этом вопросе мы поговорили с сотрудниками компаний «МойСклад» и REG.RU, которые получили самые высокие оценки в рейтинге ИТ-работодателей «Моего круга» за критерий «Признание результатов труда».
«МойСклад» — облачный сервис для управления торговлей.
Расскажи, как ты получаешь обратную связь. От конечных потребителей, от промежуточных. Каким результатам труда ты радуешься больше всего?
Вероника Ильина, HR директор: У меня несколько «заказчиков»: сотрудники, кандидаты, гендир с техдиром. Все они молниеносно и щедро выдают негативный фидбэк и пореже — позитивный. Больше всего радуюсь, когда получается разрулить сложную ситуацию в команде.
Максим Сухаренко, тимлид команды «Платформа»: От конечных пользователей обычно получаешь только негатив. Он чаще доходит до меня в виде тикетов с ошибками. От коллег — либо в виде поздравлений после успешного релиза, либо пристальное внимание на разборе полётов, если что-то пошло не так.
Владимир Сарбеев, разработчик Android: Обратную связь получаю как через комментарии с google play, так и от коллег, которые непосредственно общаются с пользователями. Радуюсь тем результатам, на которые пользователи позитивно реагируют. Тем, на которые реагируют негативно — не радуюсь.
Васильев Дмитрий, старший тестировщик команды «Платформа»: Обратная связь — комментарии в соцсетях, через техническую поддержку, бизнес, аналитиков, метрик логов. Больше всего по результатам труда — тяжелым и кровопролитным, но тут уже всё смешалось: кони, люди. Фича за фичей, как горячие пирожки. Радуюсь за успехи молодых кадров. Нет ничего лучше, чем закрыть задачу на 300-500 часов, которая улучшит жизнь наших пользователей.
Евтухова Екатерина, тимлид команды «Биллинг»: Я часто читаю комментарии пользователей в наших соцсетях. Недавно мы выпустили интеграцию с новой онлайн-кассой, и фидбэк от пользователей был положительный. Или иногда положительные отзывы попадаются в комментариях в тикетах поддержке — пользователи пишут, как быстро они смогли с помощью нашего сервиса начать считать зарплату сотрудникам, или сделать интеграцию с интернет-магазином. Не бывает и без негативных отзывов, но это только показатель того, что продукт интересен и полезен предпринимателям, а мы можем продолжать делать его еще более полезным.
Плигин Владимир, тестировщик команды API: К нам приходят обращения из техподдержки о проблемах пользователей, в таких случаях надо бросать все и решать их. Приятно потом читать отзывы, что все решилось быстро и четко — хоть так бывает далеко не всегда. Приятно видеть, как люди используют наш API для своих задач, пользуются нашей документацией, общаются с нами на форуме разработчиков, ждут обновлений, указывают на недочеты.
Расскажи о ситуации, когда твою работу явно не признавали или не замечали. Какая была реакция?
Максим Сухаренко: Столкнулся с таким в начале своей карьеры, когда возникло недопонимание по скоупу работ. Надо было сделать совсем простую вещь, а я увлёкся и построил сложное решение. Конечно, было обидно. И с чем большим энтузиазмом и сложностью ты делаешь работу, тем обиднее становится, если её не признают.
Владимир Сарбеев: Если бы такое случилось, то я задумался бы, что занимаюсь либо нет, либо не там. Но пока с таким сталкиваться не приходилось.
Плигин Владимир: Не так давно я сменил область своей деятельности и подался в тестировщики. До этого занимался неразрушающим контролем. По сути тоже искал баги, только не в программах, а в сварных швах. Бывали случаи, когда представитель заказчика (обычно какой-то завод, застройщик или НИИ) относился к нашей работе как к чему-то бесполезному или даже вредному. Фраза «вы тут блох ловите, 50 лет стояло и ещё 50 простоит» деморализует очень сильно. Много сил уходило на убеждение не очень умных начальников в очевидных вещах, которые к тому же прописаны в законе, и за которые все несут колоссальную ответственность.
Если в компании нормально поставлен рабочий процесс, то во-первых не бывает такого, чтобы сотруднику было нечего делать или он занимался чем-то посторонним, а во-вторых не заметить (тем более не признать) чью-то работу невозможно. У каждого своя доля ответстветственности, все знают что делать и зачем. По-другому быть и не должно.
Что хуже — деструктивная критика или игнор?
Владимир Сарбеев: Я думаю, что оба варианта одинаково плохи. У недостаточно уверенного в себе человека от такого только руки опустятся. А знающий себе цену плюнет на все и уйдет.
Максим Сухаренко: Это как выбирать между гигантской клизмой и сэндвичем с дерьмом.
Вероника Ильина: Хуже игнор. Потому что по деструктивной критике ты хотя бы можешь узнать общее отношение человека к тебе/вопросу/задаче. По игнору ты, очевидно, не узнаешь ничего и висишь в неизвестности.
Васильев Дмитрий: Оба варианта ужасны, но деструктивная критика хуже, она выбивает мораль и желание работать с человеком.
Евтухова Екатерина: Деструктивная критика может обидеть и создать негативную атмосферу. Поэтому если не получается критиковать аргументировано, то лучше игнор.
Плигин Владимир: Критика не бывает деструктивной. Любая критика благо. Вопрос только в адекватности критикующего и критикуемого. Из любого деструктивного посыла можно вынести полезное, ну и сделать вывод для себя о самом критикующем)
Некоторые люди считают, что «молодец — самое вредное слово». Что ты думаешь про это?
Вероника Ильина: Если говорить «молодец» на то, что человек исправно ходит на работу — то конечно. А за дело похвалить всегда полезно, в российской практике остро не хватает позитивного фидбека. Так что хотя бы в виде слова «молодец» его явно стоит прикручивать.
Максим Сухаренко: Я уверен, что людей нужно хвалить. Не просто так и на пустом месте, а в правильной ситуации и в нужное время.
Владимир Сарбеев: Захваливать на пустом месте, пожалуй, не стоит. Но если не хвалить человека вообще, то он, опять же, придет к «занимаюсь не тем и не там».
Васильев Дмитрий: Признавать и хвалить можно по-разному: словами, деньгами, делами. Я не падок на лесть, но кому-то признание и похвала нужны, как воздух, другим — нет.
Евтухова Екатерина: Получать фидбэк от коллег или пользователей это всегда хорошо, негативный он или позитивный. Иначе как понять, что твой труд полезен? Конечно, для разных людей работаю разные способы мотивации: кому-то приятнее похвала, кому-то — когда похвала выражается в денежном эквиваленте. Но на мой взгляд, сказать коллеге что он молодец, это как дать ему конфетку — мне не трудно, а коллеге приятно.
Плигин Владимир: Мотивация не может пострадать от похвалы. Считаю, что признание наоборот подстрекает к новым достижениям. А чтобы появились достижения нужна работа над собой и дисциплина, поэтому сама по себе мотивация это вещь вторичная. Она нужна чтобы определить вектор развития. Отсутствие или наличие слова «молодец» не может никак повлиять на мотивацию.
У тебя случалось, что признание слишком расслабляло и приводило к проблемам?
Вероника Ильина: Нет, возможно меня не признают до конца. 8)
Владимир Сарбеев: Такого признания, чтобы я слишком расслабился, и у меня еще не было.
Максим Сухаренко: Признание действительно расслабляет. Но иногда именно это и требуется после усердной работы.
Васильев Дмитрий: Вредили скорее последствия — исключительная самоуверенность, вот она проводила к проблемам.
Евтухова Екатерина: А для меня положительные отзывы о моей работе — один из самых мощных мотиваторов делать еще больше и лучше.
Плигин Владимир: Для меня признание — это когда к тебе начинают обращаться за советом менее опытные товарищи. Это дополнительный интерес, стимул лучше разбираться в своей теме. Помогать и делиться опытом всегда приятно.
Каким должно быть признание, чтобы появилось ощущение «вот теперь мы действительно сделали всё»?
Васильев Дмитрий: Денежное, плюшечное.
Максим Сухаренко: В первую очередь результат должен понравится тебе. Если ты понимаешь, что не выложился на полную — никакая похвала не спасёт.
Владимир Сарбеев: Если появилось ощущение, что «сделал всё», то надо его срочно отогнать. А признание? Полагаю, оно должно полностью соответствовать тому, ради чего это самое «всё» делалось.
Евтухова Екатерина: Очень радуюсь, когда пользователи оставляют положительный комментарии о новых фичах. Пользователи чаще пишут в поддержку, когда у них возникают проблемы, и крайне редко — чтобы поделиться хорошими отзывами. Поэтому если они нашли время похвалить наш продукт, значит мы и правда все сделали круто.
Плигин Владимир: Любой проект не может быть закончен и поставлен на полку. Иначе от него мало толку, поэтому «мы сделали всё» — это сомнительный результат. Признание качества работы состоит в поддержании и развитии того, что сделано.
Ради чего ты сможешь согласиться на неблагодарную работу?
Вероника Ильина: Неблагодарную работу (ту, где не хвалят и не дают какой-либо фидбэк вообще) можно превратить в благодарную. Я проверяла. А ради чего — ради крутого опыта, крутой команды, крутой перспективы.
Максим Сухаренко: Если она будет мне интересна или у меня не останется другого выбора.
Владимир Сарбеев: Ради возможности в обозримом будущем заниматься любой работой, которая нравится без оглядки на зарплату. Деньги, деньги, деньги.
Васильев Дмитрий: За идею, результат.
Евтухова Екатерина: Любая работа благодарная, просто есть люди, которые не умеют ценить чужой труд. Каждая задача, которую я решаю, направлена на то, чтобы облегчить работу наших пользователей. И даже если она мне кажется скучной или рутинной, это не значит, что такая работа бесполезна.
Плигин Владимир: Возможно, ради ценного опыта. Благодарность будет исходить от меня самого из будущего, когда такой опыт будет получен и потом использован. А неблагодарные работодатели пусть потом ищут новых работников.
Расскажи, как ты получаешь обратную связь. От конечных потребителей, от промежуточных. Каким результатам труда ты радуешься больше всего?
Василий Едемский, инженер по тестированию ПО: Обратную связь получаю от заказчика в формальном и неформальном общении. Кроме того, наша команда ориентируется на отзывы клиентов. Больше всего меня радуют те моменты, когда предоставленная мной информация помогает делать лучше продукт.
Олег Егоров, разработчик интерфейсов: У нас производилось тестирование продукта среди конечных потребителей. Соответственно, обратную связь я и наша команда получали от них. Приятнее всего получать положительную обратную связь по поводу какой-нибудь фичи, реализация которой заняла много времени и ты понимаешь, что люди это оценили.
Расскажи о ситуации, когда твою работу явно не признавали или не замечали. Какая была реакция?
Василий Едемский: Некоторое время тикеты с задачами закрывались без явно обозначенных итогов выполненной работы. Это приводило к трудностям при выяснении результатов работы другими заинтересованными лицами. Я предложил другой подход, подразумевающий подробный разбор и описание ситуации при закрытии тикета. Изначально это вызвало сомнения у команды, но я привел дополнительные аргументы и в ходе обсуждений эту проблему удалось решить.
Олег Егоров: Я не припомню подобных случаев в своей работе. Думаю, что когда речь идёт о написании кода, такая ситуация возможна: за парой строчек могут стоять часы продолжительной работы (фикс бага, к примеру). Я считаю, что важно уметь высказывать своё мнение. Если бы я столкнулся с подобным, то попросил бы дать обратную связь по проделанной работе, объяснил бы свою точку зрения и попытался прийти к компромиссу.
Что хуже — деструктивная критика или игнор?
Василий Едемский: Это «контекстно зависимая» вещь. Иногда после деструктивной критики можно продолжить диалог и до чего-то договориться или всё-таки услышать конструктивную критику. Иногда игнор помогает поверить в идею и быстрее ее реализовать. Например когда её не топят деструктивной критикой, отнимая время и снижая мотивацию.
Олег Егоров: Если деструктивная критика поступает от нескольких людей раз за разом, то в моём понимании лучше она, чем игнор. У подобной критики могут быть свои предпосылки. Если это и не поможет решить задачу, то ты хотя бы поймешь, что человек недоволен и, возможно, сможешь выяснить в чём на самом деле причина. В случае игнорирования эти эмоции могли бы копиться внутри человека и привести неизвестно к чему. Ещё лучше критику переводить в конструктивный диалог.
Некоторые люди считают, что «молодец — самое вредное слово». То есть похвала и признание убивает мотивацию. Что ты думаешь про это?
Василий Едемский: Думаю, что это также «контекстно зависимая» вещь. В некоторых случаях так и есть, а в других нет (уверен, что можно потратить время и найти биографии знаменитых людей которым говорили это слово и им оно не помешало достичь высот). Важно понимать кому это говорят, кто это говорит, как часто и после какого события.
Олег Егоров: Все люди разные и к каждому нужен свой подход. Я думаю, что хороший тимлид умеет чувствовать человека и понимать каким образом с ним лучше строить коммуникацию. Признание заслуг должно присутствовать, иначе человек может прийти к мнению, что его работа бесполезна.
У тебя случалось, что признание слишком расслабляло и приводило к проблемам?
Василий Едемский: Расслабляло — да, но не слишком. Приводило к проблемам — нет или очень-очень редко.
Олег Егоров: Нет. Возможно, я ещё не получал настолько много признания. Но в моей практике, когда ты понимаешь, что твои усилия ценят, тебе хочется и дальше продолжать работать на том же уровне.
Каким должно быть признание, чтобы появилось ощущение «вот теперь мы действительно сделали всё»
Василий Едемский: Любое признание должно соответствовать происходящему либо совершённому. Например, когда команда выпустила новую фичу и это позитивно отметили все — от руководства до клиентов — это воодушевляет.
Олег Егоров: Как мне кажется, в развитии проекта редко бывает точка когда «вот прям всё». В моём понимании, любой продукт может развиваться, трансформироваться в течении долгого времени, и всегда будет что-то ещё, что можно предпринять для его развития.
Ради чего ты сможешь согласиться на неблагодарную работу?
Василий Едемский: Если не предполагается наличие криминала, то ради достижения важных личных целей.
Олег Егоров: Если я буду понимать, что результат этой работы поможет изменить жизни людей к лучшему.
В декабре мы планируем выпустить рейтинг IT-компаний за 2019 год, и вы можете помочь сделать его более объективным, если дадите оценку компании, в которой работали или работаете сейчас.
Чтобы оценить работодателя, вам нужно авторизоваться в личном профиле на «Моём круге», а если у вас нет профиля, но очень хочется дать оценку — зарегистрируйтесь, укажите опыт работы в компании и оцените её.
Оценки анонимны, вы сами регулируете свою анонимность, заполняя или не заполняя необязательные поля формы.