Как я всё это ненавижу. Работу, начальника, программирование, среду разработки, задачи, систему, в которую они записаны, подчиненных с их соплями, цели, электронную почту, интернет, социальные сети, где все поразительно успешны, показушную любовь к компании, лозунги, собрания, коридоры, туалеты, лица, рожи, дресс-код, планирование. Я ненавижу всё, что происходит на работе.
Я выгорел. Давно. Еще толком не начав работать, где-то через год после института, я уже ненавидел всё, что меня окружает в этом чертовом офисе. Я приходил на работу, чтобы ненавидеть. Меня терпели, потому что за первый год я показал впечатляющий рост. Со мной возились, как с младенцем. Меня пытались замотивировать, понять, раззадорить, научить, направить. А я всё больше ненавидел.
Наконец, они не выдержали, и попытались меня напугать. Да, я ни хера не делаю по текущему проекту. Потому, что руководитель проекта, ваш любимчик, просрал мою работу за месяц, прогнулся под клиента и подставил меня. Да, я сижу весь день, выбирая следующую песню для прослушивания в винампе. Вы меня вызвали, и сказали, что уволите меня, если еще хоть раз такое увидите. Ха.
Увидите, и не раз. Просто потому, что я вас ненавижу. И презираю. Вы дебилы. Вы просто приходите и делаете, что вам велят. Вы делаете так много лет подряд. У вас нет никаких изменений, ни в должности, ни в доходе, ни в компетенциях. Вы – просто атрибуты системы, в которой оказались. Как столы, стулья, стены, кулер и швабра. Вы настолько жалкие и бессмысленные, что даже не сможете этого осознать.
Я могу работать больше и лучше, чем вы. Я это уже доказал. Но я не собираюсь тащить на себе всю компанию. Почему я? Почему не вы? Мне хватает моего винампа. Мне больше ничего не надо, чтобы вас ненавидеть. Я буду сидеть и ненавидеть вас целый день, не забыв сделать перерыв на обед.
Когда вы привыкли к моей ненависти, я уволился. Вы повели себя, как стулья – перестали обращать на меня внимание. Какой тогда смысл вас ненавидеть? Пойду в другую контору, буду там выгорать.
Несколько лет продолжались качели. Ненависть сменялась безразличием. На место апатии приходил откровенный саботаж. Иногда начиналась бурная деятельность, если начальник жесткий попадался. Закусив удила, с ненавистью ко всему миру, я выдавал результат. И снова ненавидел, впадал в депрессию, откровенно смеялся или троллил всех, до кого мог дотянуться.
Старался быть максимально токсичным, заражая своей ненавистью столько окружающих, сколько мог зацепить. Все должны знать, как я ненавижу эту работу. Все должны мне сочувствовать, поддерживать, помогать. Но не должны ненавидеть работу. Это моя привилегия. Я ведь и вас, поддерживающих меня, ненавижу.
Так продолжалось, примерно, с 2006 до 2012 года. Темное время. Я вспоминаю его, как страшный сон. Странно, что меня тогда ни разу не уволили – всегда уходил сам. Такого гнусного ублюдка, как Иван Белокаменцев v.2006-2012, я больше никогда не видел.
А потом началась странная полоса. Всё изменилось. Точнее, не так: изменилось всё. Но я этого даже не заметил. Семь лет пролетели так, что я и не заметил. За эти семь лет состояние выгорания ни разу не приходило ко мне дольше, чем на полдня. Но я никогда не задумывался, почему так.
Я задумывался, почему у других не так. Темы про выгорание все чаще попадаются на глаза. Недавно пролистывал список докладов на конференцию, где собираюсь скоро выступить, наткнулся на Максима Дорофеева – так и он про профессиональное выгорание собрался рассказывать. Статьи на эту тему часто попадаются на глаза.
На людей смотрю, и не могу их понять. Нет, они не ненавидят работу, как это делал я. Они просто равнодушные. Выгоревшие. Им ничего не интересно. Скажут – сделают. Не скажут – не сделают.
Поставят им план, срок, норматив – выполнят. Чутка перевыполнят. Спустя рукава, без интереса. Ну да, с соблюдением стандартов. Разработанных так же, спустя рукава. Как станки.
В жизни-то все, конечно, интересные. Послушаешь на кухне, или наткнешься на знакомого с работы в соц.сетях – жизнь кипит. Один – фанат велосипедов. Другой – все горы Урала облазил. Третий – волонтер. У каждого что-то есть.
А на работе, 8 часов жизни, 9 с учетом обеда, 10 с дорогой, все они – как зомби. Ни огня в глазах, ни шила в жопе. Менеджеру не интересно побольше продать. Руководителю пофиг улучшение показателей отдела. Программисту не вставляет разобраться, почему не работает. Хотя бы ради профессионального интереса.
Более-менее живут и шевелятся те, у кого начальник – козёл. А еще лучше – Козлина. Постоянно давит, повышает планку, увеличивает нормативы, не дает расслабиться. Такие сотрудники, как в песне Высоцкого – хмур был и зол, но шел. Они тоже выгоревшие, но им постоянно делают дефибрилляцию, и худо-бедно что-то выжать из них получается. Вечером перезагрузятся, кто как умеет, кофе надуются с утра, и погнали.
Стало интересно, почему у меня не так. Точнее, почему раньше я был постоянно выгоревшим, а теперь – почти не бываю.
Уже 7 лет я хожу на работу с радостью, каждый день. За это время сменил 3 места. У меня на работе бывали отвратительные, с нормальной точки зрения, дни, недели и месяцы. Меня пытались подсидеть, выжить, унизить, выгнать, завалить задачами и проектами, уличить в некомпетентности, уменьшали зарплату, снижали должность, даже с работы выгоняли. Но я все равно хожу на работу с радостью, каждый день. Даже если мне сумеют-таки испортить настроение, и я выгорю, то, максимум через несколько часов возрождаюсь, аки птица Феникс.
На днях я понял, в чем разница. Помогли две ситуации. Первая – я сейчас много работаю с молодежью, чего не случалось уже давно. Вторая – я впервые в жизни написал благодарственное письмо. Человеку с того места работы, которое было в 2012 году и чего-то во мне изменило. Готовя ему дифирамбы, я попытался понять, чего же, собственно, там такого произошло. Ну и разобрался.
Все просто: у меня всегда есть своя цель в рамках системы.
Это не селфхелп, самовнушение или какая-нибудь эзотерическая практика, а вполне себе прагматичный подход.
Первая его часть состоит в том, чтобы относиться к любой работе, как к возможности. Раньше я как делал: пришел в какую-то компанию, оглянулся вокруг, дал оценку. Если нравится – ок, сижу работаю. Если не нравится – сижу и выгораю. Всё не то, всё не так, все идиоты и занимаются ерундой.
Сейчас я не даю оценку в терминах «нравится» / «не нравится». Просто смотрю на то, что есть, и определяю, какие возможности предлагает эта система, и как я могу их использовать. Когда ищешь возможности, не ставя оценки, то находишь именно возможности, а не недостатки.
Это как, грубо говоря, оказаться на необитаемом острове. Можно лечь и лежать, ноя и жалуясь на судьбу, пока не истлеешь. А можно пойти и, хотя бы, остров осмотреть. Найти воду, еду, укрытие, определить наличие хищников, природных источников опасности и т.д. Всё равно ведь ты уже здесь, чего ныть-то? Для начала – выживай. Потом – устройся с комфортом. Ну и развивайся. Хуже точно не будет.
Еще использую такую аналогию: работа – это проект. До того, как подписаться на этот проект – выбирай, анализируй, сравнивай, давай оценки. Но, когда уже вписался, ныть поздно – надо извлекать максимальную пользу. На обычных проектах, в которых все участвуют, мы так и делаем. Нечасто кто-то сбегает из проектной команды, если что-то не нравится (кроме случаев, когда сильно ошибся при первоначальной оценке).
Целенаправленный поиск возможностей приводит к странному эффекту – ты их находишь. Не стандартные, типа выполнять задачи и получать за это деньги. Это – фасад системы, за него ты и пошел сюда работать. Но внутри, если присмотреться, окажется целая куча возможностей, не видимых снаружи. Причем, совершенно бесхозных, потому что мало кто обращает на них внимание – все ведь заняты решением задач и получением за это денег.
В большинстве своем мы работаем в каком-то бизнесе. Нас в этот бизнес пустили, как козла в огород. Человек с улицы ведь не может зайти в ваш офис, сесть на свободное место, начать решать задачи, получить вашу зарплату, попить кофе из чашки и подняться по карьерной лестнице? Нет, ваша работа – это закрытый клуб.
Вам дали абонемент в этот закрытый клуб. Можете приходить каждый день, даже в выходные, и работать хоть по 8, хоть по 24 часа в сутки. Мало у кого есть возможность работать на вашей работе. Вам эту возможность дали, осталось воспользоваться. Примерно так.
Вторая, и главная часть подхода – своя цель. Начну с примера.
У меня, в общении с программистами и руководителями проектов, долго был разрыв понимания. Они все говорили – вот, у нас задачи такие-то, и их много, и проектов надавали, заказчики требуют, с ними не договоришься, там всё жестко, никто нас не слушает и слушать не собирается.
А я в ответ говорил – блин, чуваки, задача ведь – шняга, зачем вы ее делаете? Почему не займетесь лучше вот этим или этим? Ведь там и интереснее, и полезнее, и для вас, и для бизнеса? А чуваки отвечали – э, ты чего, придурок, как мы можем заниматься тем, что нам не поручали? Мы выполняем задачи и реализуем проекты, которые нам поставили в план.
Когда я работал ИТ-директором на заводе, то, как ни парадоксально, больше половины проектов и задач я инициировал сам. Не потому, что от заказчиков было мало требований – хоть отбавляй. Просто свои проекты и задачи решать интереснее. Поэтому я и ставил себе задачи сам. Даже если точно знал, что вскоре заказчик сам прибежит с такой же задачей.
Тут два важных момента. Первый – кто первый встал, того и тапки. Говоря проще, кто инициировал проект, тот и будет им руководить. Нафига мне проект по автоматизации снабжения во главе с начальником снабжения? Я и сам прекрасно справлюсь. Когда проектом руковожу я, он мне интересен. А начальник снабжения будет консультантом и исполнителем части задач.
Второй момент – кто девушку платит, тот ее и танцует. Кто инициировал проект и руководит им, тот и определяет, чего в этом проекте будет делаться. Конечная цель в обоих случаях примерно одна и та же, но, если проектом руководит предметник, то получается фигня – он начинает писать ТЗ, пытается переложить свои мысли в технические термины, сталкивается с сопротивлением ИТ (естественно), и в результате получается бессмысленная шняга. А когда проектом руководит ИТ-директор, получается намного лучше – он и бизнес-цели понимает, и на язык техники может их переложить.
Поначалу это вызывало серьезное сопротивление, но потом люди увидели результат и поняли, что так лучше – ведь они получали больше, чем когда просили «сделать мне вот тут кнопочку, а вот тут формочку». А мне – интересно, потому что проект мой.
Своя цель выступает в роли инъекции, генной модификации для работы. Любую задачу, которую мне дают, я тыкаю шприцем своей цели, и задача становится «моей». А мою задачу я делаю с удовольствием.
Примеров – миллион.
Ставят мне, грубо говоря, какой-то план на месяц по решению задач. А я, если помните, фанат ускорения работы – это одна из моих целей. Ну я и делаю укол, или, с легкой руки какого-то комментатора, «укус Белокаменцева» — и, применяя простые приемы, херачу 250% плана. Не потому, что за это заплатят больше, или какой-то грейд дадут – просто потому, что это моя цель. Последствия не заставляют себя ждать.
Или новый директор говорит мне, что хочет лишь качественного ИТ-сервиса. Я ему – эй, чувак, а я еще умею вот это и вот это. Нет, говорит, только качественный сервис, а все свои «сверхспособности» засунь себе в задницу. Ок, делаю инъекцию, и создаю сервис с измеряемыми параметрами, которые превосходят его ожидания в 4 раза. Последствия не заставляют себя ждать.
Просит директор вывести ему на экран показатели деятельности компании. Знаю, что поиграется и бросит через неделю – не тот человек. Делаю инъекцию, и добавляю одну из своих долгоиграющих целей – создание универсальных инструментов широкого применения. Директор через неделю бросил, а вся компания подсела. Потом переписал с нуля, и теперь успешно продаю.
И так с любой задачей. Везде можно или найти, или добавить что-то, полезное или интересное для себя. Не сделать, а потом выискивать, «чему мы научились на сегодняшнем занятии», а заранее, с четкой для себя постановкой. Хотя, конечно, бывают и неожиданные выхлопы, которые заранее не планировал. Но это уже другая тема.
Например, этот текст. При его написании я преследую сразу несколько целей. Не пытайтесь понять, какие именно. Хотя, одну угадаете без труда – поставленный вами плюс поможет в достижении второстепенной цели «получить за текст немного денег». Но она, все-таки, второстепенная – сами посмотрите на рейтинги моих статей, там такая синусоида.
Думаю, смысл понятен – надо в любую задачу, проект, рутинную обязанность добавить что-то своё, кусок цели, совместить векторы, принеся пользу максимальному количеству получателей – себе, бизнесу, заказчику, коллегам, начальнику и т.д. Эта игра в векторы сама по себе достаточно увлекательна и не даст выгореть и заскучать.
Есть, правда, и минус. Наличие собственных целей настолько очевидно, что бросается в глаза. Поэтому я периодически испытываю трудности в работе с начальниками и коллегами. Они видят, что я постоянно веду какую-то игру, но не понимают ее смысла и полагают, что я чего-то мерзкое задумал.
Когда, наконец, решаются и спрашивают, я честно рассказываю. Но они не верят, потому что объяснение звучит для них слишком необычно. Они же привыкли к сотрудникам, которые «просто работают», а тут – какие-то методы, теории, цели, эксперименты.
У них складывается ощущение, что не я на бизнес работаю, а бизнес на меня. И они правы, но только наполовину. И я на бизнес работаю, и, извините, бизнес на меня. Не потому, что я злодей, а потому, что это нормально и взаимовыгодно. Просто непривычно, потому и вызывает отторжение.
Все ведь хотят порядка, понятности и шаблонности. Чтобы человек пришел, сел, опустил голову и вкалывал, достигая целей компании. Делают подмену, приукрашивая цели компании и выставляя их, как цели человека. Вроде как, достигай наших целей, и достигнешь своих. Но это, увы, враньё. Можете проверить на своем примере.
Нельзя просто полагаться на цели компании. Они почти всегда одинаковые – прибыль, рост вглубь и вширь, рынки, продукты, конкуренция и, главное, стабильность. В том числе – стабильность роста.
Если полагаться только на цели компании – ничего не достигнешь. Для себя, в смысле. Потому что эти цели бизнес написал для себя, там нет ничего для сотрудника. Ну, т.е., конечно, есть, но по остаточному принципу. Вроде «а давайте скажем им, что у нас работать престижно!» или «а у нас интересные задачи», или «у нас тут быстро становятся профессионалами». Ну и, конечно, чай, печеньки, и «чего им там еще надо, блин… кофемашину, что ли?».
Собственно, потому люди и выгорают, наверное. Своей-то цели нет, а чужие, сознательно или подсознательно, быстро надоедают.
Достаточно давно я понял, что этот прием надо использовать в работе с подчиненными – пусть они тоже будут Фениксами. К сожалению, тут придется много наблюдать, думать, разговаривать с людьми и учитывать их интересы и цели. Для начала – узнав их, эти цели.
Взять хотя бы деньги. Да, я знаю, многие говорят, что деньги – не цель. Если у вас зарплата в России 500k, то, наверное, для вас деньги уже не очень интересны. Но если вы получаете 30, 50, даже 90 тыс. руб., то после 2014 года, наверняка, чувствуете себя не очень комфортно, особенно – если есть семья. Так что, деньги – отличная цель. Тех, у кого 500k, не слушайте – сытый голодного не понимает. А фразу «деньги не могут служить целью» придумали работодатели, чтобы люди довольствовались печеньками.
Разговаривать с сотрудниками про деньги – опасно. Намного проще – деликатно молчать, не раскачивать лодку. Когда сами придут просить – можно отмазаться. Когда придут требовать – можно немного уступить. Ну и т.д., сами знаете, как это происходит.
А я люблю с людьми про деньги разговаривать. И, если честно, я не видел ни одного человека, который сказал бы «а, мне деньги не нужны». Вру, одного видел – Артём, привет. Все остальные денег хотели, но не знали, с кем на эту тему поговорить.
Собственно, в таком случае просто делаешь акцент на деньгах, «денежный укол» в любую задачу или проект. В любой компании есть или понятная, или мутная, но схема повышения дохода. Надолго останавливаться на этом не буду, есть несколько статей в «Карьерных стероидах». Но огоньку в глазах у людей добавляется.
Часто встречается цель повышения компетенций. Иногда она прям оформившаяся, с указанием конкретной области. Человек хочет изучить технологию, фреймворк, предметную область, отрасль клиентов и т.д. Это вообще кайф, потому что на такого человека можно скидывать все задачи по выбранной теме, даже самые дурацкие – ему будет в радость. Ну, без фанатизма, конечно, а то отобьете у человека любовь к цели, получите минус в карму.
Многих интересует карьерный рост – или в профессиональную сторону, или в карьерную, или вообще переход к другой области деятельности, например – из программистов уйти в менеджеры. Не вопрос – достаточно добавить в любую задачу или проект соус соответствующей цели, и человек не выгорит.
Ну и т.д. Встречаются и экзотические варианты, вроде вообще уйти из профессии, купить дом в деревне и переехать туда всей семьей. Лично двоих таких видел. Берем и выворачиваем текущую работу в вектор цели человека – ему нужно скопить определенную, достаточно большую сумму денег, и свалить, наконец, из города. Всё, укол сделан. Любая задача – это не просто задача, а брёвнышко из его деревенского дома, или половина поросёнка, или две приличные лопаты.
Постепенно вокруг собирается сообщество эдаких индивидуалистов. У каждого есть своя цель. У каждого огонь в глазах. Каждый приходит на работу с радостью, потому что знает, зачем – цель свою достигать. Каждый готов к экспериментам, применению новых методов работы, поиску и применению возможностей, развитию компетенций, даже авантюрам. Потому что знает, зачем, куда встанет каждый кирпичик решенной задачи в большом доме, который он строит.
Ну а если все-таки случится пакость – куда без этого, то человек погорюет часок, может два, бывает, что и день, но наутро всегда приходит возрожденный, аки птица Феникс. И хрен с таким что сделаешь.
Автор: Иван Белокаменцев