Эй, HR, где моя сувенирка?

в 12:42, , рубрики: ruvds, Блог компании RUVDS.com, Календарь, на правах пятницы, Офисы IT-компаний, сувенирка, управление персоналом, Управление продуктом

Декабрь — время раздачи слонов, премий, ручек, календарей и открыток во всех бизнес-сегментах мира. Большинство компаний в IT-сфере к этому процессу относятся довольно халатно и не задумываются о том, что вся вот эта мелочёвка (и не мелочёвка тоже) — обоюдоострый опасный инструмент, который может стать как большим успехом, так и полным провалом. Это способ дополнительного взаимодействия с сотрудниками и клиентами, диалог вне пределов диалога, важный символ, который должен быть прежде всего осмысленным, а не брютом с рафаэлками. В общем, это настолько важная тема, что мы решились немного отвлечься от JS и посвятить ей свой пятничный пост на Хабре.

Эй, HR, где моя сувенирка? - 1

Кадр из к/ф «Кадры» (The Internship)

Место сувенирки в адаптации сотрудника трудно переоценить

Адаптируете ли вы своих новых сотрудников для работы в компании? Уверены, что большинство ответят на этот вопрос положительно — просто потому что наша с вами IT-отрасль крайне чувствительна к работе с персоналом и набрала, пожалуй, самые мощные практики HR PR. Мы, айтишные компании, обустраиваем офисы, предоставляем наставников, развиваем корпоративные университеты, устраиваем заграничные поездки и стажировки, практикуем не увольнение, а горизонтальный перевод и всё это с одной целью: сохранить сотрудника любой ценой (особенно крутого). Во-первых, сохранить дешевле, чем привлечь, во-вторых, рынок труда даёт невероятные возможности трудоустройства, в-третьих, на первой же айтишной конференции на каждом стенде, секции и буквально за каждым углом вашего сотрудника будут хантить. В общем, он должен вас сильно любить, чтобы не изменять. А значит, кроме материальной мотивации (которую всегда можно относительно легко перебить новой ставкой) должно быть ещё что-то вроде «Ох блин, а у них нет этих самых уютных столиков в нишах для одиночек и экстравертов. Долбаный опенспейс, не пойду к ним!» или «К ним добираться в те же дальние дали, но у них нет корпоративного транспорта. А я как подумаю, что четыре поршня жрут почти золотой бензин…». В общем, HR должен делать так, чтобы ни извилины врагу!

Итак, почему в этом процессе, кроме ДМС, еды, транспорта, наставничества, золотого руководства с отличным характером и престижа компании играет роль такая примитивная и приземлённая штука как сувенирка?

  • Человек отлично запоминает ощущения и эмоции, гораздо больше, чем дела и слова. Это не культ карго и не жадность, а реакция лимбической системы. То, что вы дарите, должно вызывать эмоции, впечатления. Это не значит, что вам нужно выкинуть всех клиентов из самолёта с парашютом или повести разработчиков на Эверест. Это значит, что вы должны подумать о них. Касается это и клиентов, и сотрудников. Кто обычно выбирает подарки и типы сувенирки? Либо HR, либо отдел рекламы — и делают это они сугубо на свой вкус. Например, вы айтишная компания (к примеру, хостер или аутсорсер DevOps), а девочки из HR решили подарить вашим клиентам и сотрудникам шампанское с клубникой. Да, в целом подарок съедобен и будет быстро уничтожен, но нет ни эмоций, ни запоминания, ни удивления. Лучше всего найти в компании людей того же профиля и спросить, что их порадует. Возьмём, к примеру, разработчиков. Их не порадуют ручки — они ими почти не пишут, но их вполне порадуют стикеры-наклейки отличного качества и с отличным юмором (они их наклеят на крышку ноутбука), календари (настольные и настенные — тоже с юмором и стилем, а может, и лёгкой эротикой), салфетки для оргтехники, экраны «против палева», мышки, сувениры-маскоты технологий (гоферы, слоны, андроиды, надкусанные яблоки...) или какие-нибудь конструкторы.
  • Вручая сувенирную продукцию (особенно welcome-комплект новичкам) вы сигнализируете на невербальном уровне «ты наш», «мы даём тебе уют», «ты часть команды и мы готовы дать тебе знаки этой команды». Некоторые идут дальше и присваивают дополнительный смысл простым вещам. Например, в одной ИТ-компании на кружке был изображён цыплёнок и скорлупа — символ карьерного роста от джуниора до сеньора. Сотрудники компании эти кружки очень любили, некоторые до сих пор хранят как память о том, где начался их путь в IT.
  • Корпоративный мерч может стать отличным предметом стимулирования, особенно вкупе с геймификацией. Неоднократно даже на Хабре были кейсы о том, как компании разрабатывали внутренние баллы-благодарности и баллы-порицания, которые копились, суммировались и могли быть обменены на футболки, кружки, кепки, флешки и т.д.
  • Корпоративная сувенирная продукция (мерч) должна быть на ваших сотрудниках, даже если они просто присутствуют на крупных конференциях, митапах, встречах и т.д. Во-первых, это принадлежность компании. Во-вторых, это какая-никакая реклама. В-третьих, окружающие точно знают, что именно этому человеку можно задать вопрос о компании, о продукте, о работе и открытых вакансиях в компании. А вам как раз это и нужно.
  • Сувенирная продукция в тяжёлые времена может приободрить сотрудников и частично сгладить негатив, например, от снижения премии. Но в этом случае подарки не должны быть дорогими (так вот куда премия ушла!), но должны быть уникальными и осмысленными, чтобы транслировать корпоративные ценности и продемонстрировать просьбу о доверии и возможности переждать тяжёлый период, работая над ним. Это могут быть душевные открытки с мемами о компании или профессии, коврики для мышки с ободряющими словами, какая-нибудь милая еда (например, хорошая шоколадная паста). Ну и вручение должно быть соответствующим.
  • Корпоративная сувенирная продукция — это ещё и способ выразить признательность, благодарность. Её можно незаметно разложить поздним вечером по столам сотрудников после завершения проекта и приклеить простой бумажный стикер с рукописным директорским «Спасибо!» или «Спасибо, Иван, мы справились» и подписью директора. Поверьте, написать даже 450 таких бумажек займёт максимум 2,5 часа (проверено). А проектные команды, как правило, гораздо меньше. Такие стикеры сами по себе иногда хранят по несколько лет.
  • Используйте сувенирку на собеседовании — это потрясающий опыт. Дайте кандидату брендированный блокнот и ручку, которые ему пригодятся, а потом предложите забрать с собой. Выбирая из нескольких вариантов, он обязательно неоднократно наткнётся на эти простые вещи в сумке и обратит на вас дополнительное внимание. Если речь идёт о джуниорах или стажёрах, эта уловка работает гораздо эффективнее. Но не переборщите — более «обязывающие» вещи будут смотреться навязчиво и неорганично.

Продуманная работа с сувенирной продукцией играет важную роль в адаптации персонала, в создании комфорта и внутреннего климата. Главное, это продуманность, качество (облезлая ручка и слинявший стикер расстроит человека), доступность не только для избранных и неподдельная искренность.

Какие ошибки не стоит допускать, используя сувенирку для работы с сотрудниками?

  • Нельзя раскалывать коллектив, используя сувенирную продукцию разного плана: например, топам и руководителям вручать часы, а остальным — картонные подставки под кружку. Сувенирная продукция для одинаковых целей должна быть примерно однородной по типу и стоимости.
  • Мерч не должен быть пошлым или выглядеть так, чтобы его хотелось спрятать или тихонько выкинуть. Из ярких примеров, которые приходилось брать в руки и бросать в ближайшую урну, сгорая от внутреннего дискомфорта: набор презервативов, сладкое с истёкшим сроком годности, плётка для БДСМ-экспериментов, держатель для бумаг в виде филейной части и всякие кепки с пошлыми надписями.
  • Сувенирка не должна вручаться как награда — это всего лишь бонус, приятный, ни к чему не обязывающий сюрприз или знак. А вот вручение фирменных ручки и блокнота на общем собрании выглядит довольно позорно. Исключение — учреждение особой награды, к которой нужно стремиться. Пример из жизни: одна компания по итогам работы вручала на корпоративе золотые значки. Каждый знал метрики, которые позволяли достичь награды, и стремились к ним. Кстати, любые значки сами по себе — один из приятнейших типов сувенирки.
  • Откажитесь от гендерных подарков, если того не подразумевает деятельность компании или праздник. Не стоит девочкам дарить, к примеру, ручки с розовыми хвостиками, а парням — их же в виде дула от танка.
  • Не придавайте подаркам политического, религиозного или иного ограниченно-группового контекста. Это может поссорить сотрудников и обидеть их взгляды. Свою позицию вы можете выразить устно, если уж совсем не в мочь удерживать идеи и мнения в себе.
  • Имейте лимиты стоимости сувенирки и помните, что резкое ухудшение/удешевление бонуса может стать ложным сигналом плохого положения дел в компании.
  • Следите за качеством продукции — это очень важно, потому что обидно получить невкусный шоколад в обёртке с родным логотипом, пачкающую футболку с некачественным нанесением или одноразовый зонтик. Разочарование — мощный демотиватор. Пример из жизни: одна известная российская компания дарила на осеннем мероприятии худи-толстовки, которые выглядели очень привлекательно. Носить их было невозможно: внутренний ворс облеплял одежду, волосы, нос, горло… ну и сам принт облезал через пару стирок. Сейчас много конкурирующих исполнителей — запросите образцы и выберите меньше, да лучше. Потратьте лишний рублик, но оно того будет стоить.
  • Не используйте в виде сувениров дешёвую косметику — пусть ваш бренд будет нанесён на классные, пусть и не дорогие вещи. Это же касается пищевых продуктов и проч. И да, брендированный сувенир (например, ёлочная игрушка с лого) всегда приятнее, чем купленный набор.

Эти правила, такие простые и очевидные, на самом деле результат наблюдения за множеством компаний, которые отнеслись к таким важным деталям наплевательски и тем самым обидели сотрудников, клиентов, партнёров. Конечно, не велика потеря, но и воспоминания не лучшие.

Корпоративная сувенирка для клиентов — важный инструмент лояльности

Сувенирная продукция однозначно полезна для бренда — она будет приятна как очень крупным клиентам (они столько платили и вдруг что-то бесплатно!), так и совсем небольшим (о нас помнят!). Ваш корпоративный мерч будет красоваться в компании и обращать на себя внимание посетителей — возможно, кто-то спросит, чей это такой потрясающе стильный календарь или интересная флешка. А это уже первичный контакт. Кроме шуток, это работает, поскольку сходятся два важных фактора: о вас узнали + вашим клиентом является партнёр/клиент. А значит, стоит задуматься о сотрудничестве.

Наконец, можете продавать сувенирную продукцию, и для этого не обязательно входить в ТОП-10 компаний России и мира — нередко партнёры хотят иметь вашу символику у себя.

И тут тоже есть несколько правил

  • Хорошая сувенирная продукция — это дорого, а с плохой легко сесть в лужу. Например, один очень известный банк вручал клиентам на презентациях ручки, скрученные из бордовой бумаги, с символикой банка. Вероятно, это было дёшево и подразумевалось как стильно, но все ручки в большом офисе были отправлены в мусорник: кто любит погрызть колпачки, быстро их прогрызли, кто любит повертеть — сломали, у остальных бумажный корпус отвратительно засалился. Вернёмся к вопросу дороговизны. Вам придётся потратиться на изготовление сувенирки, её упаковку, доставку и желательно нетривиальное вручение (чтобы выделиться среди вороха дарителей, например, на Новый год). Если ваш клиент не воспользовался сувениром, считайте, всё зря. Удачный пример: компания в 2010 году дарила флешки и говорила, что на них содержится секретная информация. На флешки была записана роскошная презентация о корпоративных услугах и тарифах. Из 200 получателей больше 100 позвонили/написали и сказали, что презентация клёвая, 23 — купили услуги. Партия алюминиевых флешек с нанесением отбилась в разы. Презентация не стоила ничего — сотрудники сделали её сами.
  • Сувенирная продукция должна соответствовать имиджу и уровню компании: то есть, если вы известный гигант и дарите силиконовый брелок, или брендированную шоколадку, это фиаско. Напротив, если вы маленькое дизайнерское бюро и дарите всем Moёt, это будет выглядеть как стремление «вылезти из кожи» или спровоцирует на вопрос, насколько большую маржу вы поимели со сделок, чтобы позволить быть себе таким щедрым. Хорошая новость заключается в том, что всегда можно продумать недорогой вариант и подать его под креативным соусом. Например, подарить брендированные блокноты в необычном виде как стимул для вдохновения или подарить бизнес-книги, которые призваны стать источником знаний для роста в новом году и т.д. Пример: одна компания подарила партнёрам по огромному блоку бумаги для флипчарта. На каждой встрече, на каждом совещании внизу каждого листа участники видели лого и слоган. А встречи были разные, охват получился неплохой.
  • Ваш собственный продукт может стать неплохим сувениром. Вы можете сделать что-то особенное, если речь о физическом объекте или подарить бесплатные обновления, лицензии и т.д. на Новый год. Одна компания, например, разослала своим клиентам десктопные календари-мини-планировщики (ПО).
  • Самый опасный тип сувенирки — это благотворительность: подарить сертификат, что деньги на подарок были переданы фонду, приюту, WWF и т.д. Самая идея благая и крутая, но, увы, нередко встречаются предприниматели, которые не приемлют благотворительность в любой форме и презирают тех, кто «этой чушью» занимается. Это может изменить отношение к вам в худшую сторону. Это, конечно, в В2В. Но в сфере B2C это может здорово сработать — например, можно вставить в мобильное приложение анонс о том, что вы отказались от корпоратива и поддержали детскую робототехнику/тигров и зубров/подарили 5 планшетов и т.д. В массовом сегменте такая корпоративная благотворительность заходит успешнее.

Отдельно стоит сказать про календари — опыт RUVDS

Давно проверено, что крутые календари удивляют и радуют клиентов, сотрудников и партнёров. Поэтому мы решили снять свой вариант календаря Pirelli и получили интересный опыт, которым хотим поделиться. Записываем со слов продюсера Марии.

Процесс работы над календарём можно назвать более чем творческим. Это было некой мистерией или даже таинством. Мы шаманили как могли. В работу были вовлечены профессионалы своего дела из разных сфер, люди разных творческих профессий.

Как и в любом произведении искусства, а именно таким мы скромно считаем своё творение, каждый может найти свой смысл и трактовать его по-своему. Это говорит о том, что при просмотре фотографий воображению есть где разгуляться, а именно этого мы и добивались, ведь любоваться на каждую из страниц будут в течение месяца. Хотелось бы, чтобы это не просто не надоедало, а вызывало определённые эмоции. Каждый месяц несёт за собой особый сюжет и смысловую нагрузку. Мы старались сделать в каждой фотографии маленький рассказ, свою собственную историю.

Когда RUVDS заказали нам данный проект, мы достаточно долго приходили к общей концепции.

Так как изначально хотелось получить арт фото с элементами фэшн, как в глянцевых журналах, плюс при этом, поскольку компания занимается IT-технологиями, а это прямая ассоциация с технологиями и миром будущего, за основу был взят стиль футуризма, к которому впоследствии прибавился еще и cyber punk. И конечно, для того, чтобы притянуть взгляд потребителя, все модели должны быть достаточно сексуальны, а сюжет должен быть с легким эротическим подтекстом. Женственность, сексуальность, жёсткий урбанизм и агрессивность технологий. В общем всё это было собрано воедино и теперь вы можете оценить насколько у нас это получилось!

Сами съёмки были очень интересным процессом, команда собралась супер творческая. Стилистом по костюмам была дизайнер, которая создавала костюмы для фестиваля Burning Man, фотограф и режиссёр-постановщик — люди, работавшие над не одним неординарным проектом, в основном, в сфере музыкальных фестивалей и киноиндустрии, поэтому мы не привыкли штамповать коммерцию на заказ, первостепенно для нас — это полёт творческой фантазии! Среди моделей вы можете встретить также девушек разных творческих профессий, у нас снялись и блогеры и диджеи, и актрисы и даже наша визажист, по совместительству много лет работавшая моделью. Выражаем огромную благодарность RUVDS за возможность заниматься этим проектом, который был для нас ещё одним шагом развитию к вечному движению вперёд.

Много фото и бэкстейджа на фото.

Эй, HR, где моя сувенирка? - 2

Эй, HR, где моя сувенирка? - 3

Эй, HR, где моя сувенирка? - 4

Эй, HR, где моя сувенирка? - 5

Эй, HR, где моя сувенирка? - 6

А вот результат (кликабельно). Как вам?

Эй, HR, где моя сувенирка? - 7

Эй, HR, где моя сувенирка? - 8 Эй, HR, где моя сувенирка? - 9 Эй, HR, где моя сувенирка? - 10

Эй, HR, где моя сувенирка? - 11 Эй, HR, где моя сувенирка? - 12 Эй, HR, где моя сувенирка? - 13

(Некоторое количество календарей мы разыграем среди тех клиентов, которые оплатили услуги в декабре)

Эй, HR, где моя сувенирка? - 14 Эй, HR, где моя сувенирка? - 15 Эй, HR, где моя сувенирка? - 16

image Эй, HR, где моя сувенирка? - 18 Эй, HR, где моя сувенирка? - 19

Ну и самое главное, конечно, это нормальные человеческие отношения в компании, интересные задачи, достойная оплата труда и карьерный рост. Всё остальное — только бонус для этих самых важных слагаемых отличной компании.


В комментариях хочется продолжить разговор про сувенирки. Давайте каждый из вас расскажет (а лучше — покажет), какую самую крутую и самую ужасную сувенирную продукцию вам приходилось получить или просто увидеть? Такой вот пятничный околоайтишный флуд.

Автор: ru_vds

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js