Если вы считаете, что активное предложение помощи коллегам — это хорошо, то вы ошибаетесь. Новое исследование специалистов по менеджменту из Университета штата Мичиган показало, что лучше держать себя в руках до тех пор, пока вас напрямую не попросят. А если вы сами предлагаете помощь, то будьте готовы к тому, что вас не поблагодарят за оказанную услугу. Исследователи нашли, что активное предложение помощи на самом деле часто носит токсичный характер для обеих сторон.
Новая научная работа основана на выводах предыдущего исследования 2016 года, которое доказало, что помощь коллегам приводит к истощению конкретного работника, который демонстрирует «слишком социальное» поведение. Работник с такой мотивацией не находит в себе сил отказать, когда его просят о помощи, и поэтому более подвержен выгоранию.
Сейчас авторы поставили целью изучить немного другой аспект: какие бывают виды помощи и к каким результатам приводят такие социальные взаимодействия.
Ведущий автор научной работы, профессор менеджмента Рассел Джонсон (Russell Johnson) объясняет, что есть два основных вида помощи коллегам: проактивная и реактивная. Они отличаются тем, была ли эта помощь запрошена тем, кто её получает.
Если вы активно предлагаете помощь другим, это проактивная помощь. Если сотрудник подходит к вам и просит помощи, которую вы ему оказываете, это реактивная помощь.
«Мы обнаружили, что со стороны помощника, который предлагает проактивную помощь, у него часто нет чёткого понимания проблемы, поэтому он получает меньше благодарности, — сказал Джонсон. — Со стороны получателя помощи, если люди постоянно подходят ко мне на работе и спрашивают, нужна ли мне помощь, это может повлиять на мою самооценку и привести к расстройству. Я не собираюсь благодарить человека, который пытался помочь мне, если я не просил об этом».
Джонсон с коллегами провели опрос 54 сотрудников в возрасте от 21 до 60 лет, которые трудились полный рабочий день в различных отраслях промышленности, включая производственную отрасль, государственный аппарат, здравоохранение и образование. Они собирали данные в течение 10 дней, получив в общей сложности 232 ежедневных наблюдения. На основании этого массива информации исследовали оценили случаи ежедневной помощи, получение благодарности, воспринимаемое положительное социальное воздействие и вовлечённость в работу всех участников этих взаимодействий.
Ответы респондентов доказали, что проактивная помощь наносит вред обеим сторонам, хотя и по разным причинам. У получателя помощи в данном случае снижается самооценка, а сам помощник получает меньше благодарности в свой адрес.
«Проактивность может оказывать токсическое воздействие, особенно на фигуранта. Он уходит, получая меньше благодарности от человека, которому помогает, что заставляет его чувствовать себя менее мотивированным на работе на следующий день. Чаще всего получатели помощи не выражают благодарность немедленно, что делает благодарность бессмысленной, поскольку она относится к фактическому действию помощника, — объясняет Джонсон. — Что касается человека, получающего неоспоримую помощь, то он начинает сомневаться в собственной компетентности и ощущать угрозу своей самостоятельности на рабочем месте».
Из результатов исследования можно сделать несколько выводов. Получается, что если вы хотите унизить человека, то активно спрашивайте, чем ему помочь. Чем чаще это делать, тем ниже будет самооценка сотрудника и тем больше стресса он испытает.
С другой стороны, если сотрудник действительно согласится принять вашу помощь, то вы сами можете стать жертвой, потому что потратите усилия, но можете не получить в ответ благодарности. «Униженный» получатель помощи всё равно будет недоволен.
Исследование Джонсона показывает, что в некотором смысле каждому работнику лучше заниматься своим делом и не лезть в чужие дела без спросу. Казалось бы, это логичное поведение и все должны придерживаться таких правил. Но в реальности часто встречаются «слишком» участливые и добрые коллеги, которые всегда расспрашивают вас о делах и пытаются помочь советами, хотя на самом деле весьма поверхностно разбираются в вопросе.
«Если вы действительно хотите помочь, просто сидите и выполняйте свою работу. В этом случае вы получите максимальную отдачу от своих действий, — сказал профессор. — Как человек, получающий помощь, вы должны как минимум выразить благодарность — и чем раньше, тем лучше. Если вы подождёте несколько дней, это не окажет положительного воздействия на помощника».
Следующее исследование Джонсона изучит последствия получения помощи с точки зрения её получателей, а также то, как их реакции и чувства могут формировать социальный климат на работе.
Предыдущие исследования Джонсона с коллегами были посвящены другим интересным темам:
- как этическое поведение начальников может сильно ухудшиться (феномен моральных обязательств перед сотрудниками, когда начальник выбирает «правильный» вариант поведения вместо прибыльного для фирмы);
- как негатив на рабочем месте вредит производительности;
- как использование смартфонов ночью уменьшает рабочую энергию сотрудников.
Научная статья о токсичном характере проактивной помощи опубликована 3 сентября 2018 года в «Журнале прикладной психологии» (Journal of Applied Psychology), doi: 10.1037/apl0000346.
Автор: alizar