Почему у людей не получается взять — и выполнить задачу? Откуда берутся заминки, неправильные оценки и прокрастинация? Почему люди не понимают друг друга, хотя вроде бы не дураки и общаются на одном языке?
Как оказалось, причина у всего этого одна — когнитивные искажения. Вот про них и поговорим.
Когнитивные искажения — баги в психике человека, которые мешают объективно воспринимать реальность. Их много и они водятся в каждом — на странице Википедии в списке когнитивных искажений под 130 пунктов, и 129 вы, скорее всего, обнаружите у себя. К ним относится сила первого впечатления, желание оправдываться и даже причина, почему мы не можем дать адекватную оценку по задаче.
Когнитивные искажения — как вредные привычки. Жить можно, но лучше бы с ними покончить. И тут с вредными привычками даже проще: мы хотя бы знаем, что курить или точить пиццу под покровом ночи — грешновато, и надо бы в один прекрасный день это прекратить. А когнитивные искажения если в лицо не знаешь — то даже не представляешь, с чем бороться. Сам
Так как когнитивные искажения мешают работать, понимать друг друга и, по итогу, выполнять задачи, от них нужно избавляться. Это касается менеджеров, разработчиков, дизайнеров, аналитиков, копирайтеров — всех. В идеальном мире каждый сам отлавливает и фиксит свои искажения, но в реальности, как мы знаем, без тестировщиков (взгляда со стороны) такое редко случается. Так что будьте готовы: если вы не фиксите свой баг — однажды окружающие придут на помощь и заставят вас это сделать. А я расскажу, как именно :) Не буду рассматривать все 130 искажений — пройдусь только по тем, которые были пойманы в нашей студии и которые часто встречаются у работников ИТ-сферы.
Генерализация частных случаев
Генерализация частных случаев — когнитивное искажение, из-за которого человек расширяет поставленную задачу. При этом он даже не осознает, что её можно выполнить проще и быстрее. Чаще всего встречается у программистов и редко фиксится самостоятельно. Чтобы вправить это когнитивное искажение, нужна помощь менеджера. Как минимум один раз ему придётся включить режим варан-менеджмента.
Есть такая байка, что варан кусает жертву, при этом отравляет её. Яд действует не сразу, поэтому после варан ходит за покусанным и ждёт, когда тот сдохнет. И уже тогда съедает.
Так же пристально, как варан за своим будущим обедом, менеджер должен следить за работой разработчика или дизайнера. В отличие от зверей из дикой природы, они не помирают от этого, но — о чудо! — дело делается, а варан остается голодным :) Кстати, программистам это только поначалу неприятно (ну и неприятна сама идея, что с ними так поступят). Дальше, как ни странно — человек втягивается и выравнивается.
Этот метод гарантированно ставит
Это невозможно!
Среди когнитивных искажений можно выделить целую группу тех, которые мешают приступить к выполнению задачи. Они тоже чаще встречаются у программистов и дизайнеров, хотя иногда проскакивают и у менеджеров в ответах на хотелки клиентов. И обычно выражаются категоричным: «Это невозможно!».
У такой реакции несколько причин:
- лень разбираться в новой задаче;
- сработал эффект сопротивления, и человек хочет доказать, что он сам волен решать, что делать, а что нет;
- задача противоречит чувству прекрасного.
Этот баг уже легче отловить самому. Просто нужно помнить и верить, что не бывает невыполнимых задач. Вспомнили — и думайте, какие ресурсы нужны, чтобы выполнить задание.
Если вы словили это когнитивное искажение у коллеги — задайте ему тот же вопрос, какой задали бы себе: «Скажи, пожалуйста, что тебе потребуется, чтобы сделать эту задачу?». И повторяйте его, пока коллега не поймёт, что ему не верят, да и действительно задача не так уж и невыполнима.
Ну и в будущем, если ситуация повторится, на «Это невозможно!» у вас будет кейс, как человек задачу с таким же диагнозом решил за N минут. Напомните ему этот случай пару раз — и дальше он уже научится сам фиксить этот баг.
Проклятие знания
Проклятие знания — ситуация, когда человек более информированный не может рассмотреть проблему с точки зрения человека, который знает меньше. Отсюда, кстати, столько непонятых гениев. Среди менеджеров даже больше, чем среди программистов или дизайнеров. В основном этот багуля встречается у неопытных менеджеров — которым кажется, что сделать ВОТ ТАК было очевидным решением, которое даже проговаривать не обязательно (чего, естественно, и не было сделано и не сформулировано в задаче). А то, что программист/дизайнер/аналитик этого не понял — его косяк. Конечно, такое нужно фиксить.
Проклятие знания устраняется самодрессировкой. Нужно отлавливать своё нелогичное поведение и наступать себе на хвост. Пытаться выстроить конструктивный диалог, даже если очень не хочется. А то всю жизнь можно прожить, думая, что все вокруг глупые, а ты один в пальто стоишь красивый. А на деле окажется, что всё совсем наоборот.
Личное оскорбление
Следующее когнитивное искажение — когда критика результата воспринимается как личное оскорбление тем, чью работу критикуют.
Это искажение часто встречается у личностей творческих. Особенно если они не выспались и в плохом настроении. За человека говорят эмоции, поэтому он редко может себя контролировать, обижается и сыпет возражениями. Чтобы вырулить такую ситуацию в конструктив и никого не обидеть, нужно действовать по следующему алгоритму.
- Отделить хорошее и плохое.
- В работе, пусть её и нужно переделать, все равно были какие-то положительные моменты — вспомните их и похвалите коллегу.
- Объясните, в чём ошибка. Возможно, человек не знает, как эту ошибку исправить, и именно поэтому сопротивляется и бунтует.
- Инициируйте повторное обсуждение или брейншторм по уже пройденным вопросам.
- Попросите помощи коллег или выделите дополнительный ресурс — например, время на рисёрч.
- Настаивайте на переделке плохого.
- Закрепите пройденный урок: выясните причину, почему искажение активировалось, и запомните, как вы его пофиксили.
Эффект генерации
Отдаю должное: не все когнитивные искажения — причина проблем и непонимания. Бывают и полезные. Например, «эффект генерации». Благодаря этому искажению человек лучше запоминает информацию, когда воспроизводит её сам, а не воспринимает извне. Поэтому если вы сомневаетесь, что правильно поняли задачу, или боитесь забыть — просто повторите её вслух.
Нечто похожее есть в авиационных регламентах. Когда диспетчер на земле передает какую-то информацию, пилот в самолете должен всю её повторить. В такой ситуации высока цена ошибки, поэтому повторение необходимо, во-первых, чтобы исключить помехи и другие лажи со связью. Во-вторых, чтобы пилот успел выставить нужные параметры, пока слушает, и просто считал их с приборов, когда отвечает. И, в-третьих, чтобы закрепить полученную информацию эффектом генерации — бонусом.
Поэтому не бойтесь и не стесняйтесь повторять постановки — это реальный рабочий приём, проверенный пилотами.
Слепое пятно
Это как раз то, о чем я упоминал в начале статьи —
Поэтому если вы замечаете, что задачи делаются с сучками и задоринками, и хотите это изменить — попробуйте оценить объективно, может, причина тому — когнитивные искажения? Если вам кажется, что конечно нет — лучше на всякий случай спросите коллег. Слепое пятно не действует в отношении чужих багов :)
Теперь, когда вы знаете про когнитивные искажения, и даже понимаете, в каких именно местах они выпирают и мешают работать, вы сможете с ними бороться. Конечно, будет трудно поначалу, да ещё и слепое пятно будет мешаться. Но со временем оно уменьшится. И тогда и вам, и вашим коллегам станет проще жить и работать — в процессах станет меньше необъяснимых лаж и больше конструктива, мира, дружбы и жвачки.
То, что описано в этой статье — верхушка айсберга когнитивных искажений и аномалий в работе нашего
- Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу
- Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард. Прикладной анализ поведения (парочку ознакомительных глав можно посмотреть здесь)
- Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других
- Чалдини Р. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся
Автор: zevvssibirix