Доброго времени суток, дорогой Хабраюзверь. Буду краток. Немного метрик: за последние три года я увеличил свой доход в 10 раз и не превратился в дикого трудоголика, а скорее наоборот, стал больше путешествовать; при этом количество проектов, которые я успешно начал и довёл до конца, выросло втрое — я не говорю о чисто рабочих проектах, возможно Вам знакомы мои курсы по Java, которые я успешно продолжаю развивать в нерабочее время. Ключ ко всему этому состоит из трех частей:
- эффективное управление качеством времени;
- эффективный менеджмент ресурсов и проектов;
- эффективное и постоянное самообучение.
В этом посту я затрону первый аспект (самый ключевой аспект). Никакой абстрактной теории, только личные кейсы, которые я наработал годами и обкатал на собственной шкуре, а главное все бесплатно, без смс и регистрации, на Мегамозге. Если статья понравится, тогда напишу и про другие аспекты.
«Милый сон, души пленитель...»
TLDR:
- Спите минимум 8 часов в день;
- Поделите день на три отрезка по 4-5 часов в каждом (лучше 4-5-4);
- После каждого отрезка спите минимум 20-30 минут;
- После второго отрезка пробежка на 20 минут;
- В выходные, если устали от режима, проводите время как хотите;
Многие помешались в наше время на тайм-менеджменте, но на самом деле, не время это критичный ресурс, а его качество. Каждый час Вашей продуктивности разный, в теории тайм-менеджмента получается, что если не спать совсем, то будешь много успевать, что само собой далеко от реальности. Качество Вашего времени — вот самый важный ресурс. Качество времени можно поднять искусственно (например, выпив кофе), но это работает для коротких промежутков и чревато ухудшением его качества в долгосрочной перспективе.
Кофе (или иные стимуляторы) можно использовать только если организм имеет силы для нужного уровня КПД, но еще не вошел в нужный рабочий ритм. Например, рано утром после 8 часов сна, когда все еще чувствуешь себя сонным, но уже нужно приступать к работе и организм готов.
Я сплю в офисе во время обеда и/или каждый раз, когда мое КПД снижается ниже определенного уровня. Если в офисе нет для этого места — облокачиваюсь на стол или ищу «тихую» комнату, в которой просто укладываюсь на пол =).
После второго активного отрезка (обычно после окончания рабочего дня) я досыпаю в транспорте. После сна очень важно пойти в спортзал, чтобы взбодриться перед третьим завершающим отрезком. Без спорта под вечер Вы будете “овощем", не способным сделать ни единого полезного движения за исключением усилий потраченных на то, что жизненно необходимо: уборка/дети/и т.д. Только приведением организма в тонус у Вас получится третий этап вечерней работы.
«Зачем делать сегодня то, что можно отложить на завтра?»
TLDR:
- Разбивайте 4-5 часовой рабочий отрезок на «кванты» по 25-30 минут;
- После каждого кванта перерыв на 5 минут;
- Каждый квант времени оставайтесь сфокусированным на одной задаче;
- Если хочешь прокрастинировать — имей список задач, которые Вас увлекут на «квант» и принесут пользу;
У каждого «квант» может быть своим, но почти всем подходит 25 минут. В эти 25 минут времени фокус должен оставаться только на одной задачи. При этом, у Вас всегда должен быть список интересных Вам не рабочих проектов, которые могут отвлечь Ваш
Абстрактные задачи без выхлопа нужно оставлять на перерывы между квантами, в которых рекомендовал бы походить по офису, можно с телефоном в руках и почитывая ленту хабра =)
По себе замечаю, что работать помогает совсем легкий дискомфорт. Нет, не такой когда по пальцам молотком бьют, но все же легкий. Для получения такого эффекта я начал работать стоя, а совсем недавно начал использовать еще и FluidStance
Чтобы отмерять кванты подойдет любой помодоро таймер. Я бы рекомендовал обзавестись смарт-часами и поставить таймер прямо на них, плюс иметь возможность перед включением таймера переводить телефон в режим «не беспокоить».
Что такое техника Помодоро? Она сводится к тому, что Вы на 25 минут должны сфокусироваться и делать одну задачу. И на самом деле — всё равно какую. На 25 минут вы включаете помодоро, выбираете задачу на 25 минут. Даже если вам лень и вы хотите новости почитать, окей, — 25 минут вы читаете новости. Именно читаете — вы запрещаете себе менять деятельность, прыгать с одной деятельности на другую. После этого у вас следует небольшой перерыв, 5-10 минут. Я обычно беру 5 минут перерыв. У меня до обеда 5-6 квантов и после обеда 6-8 таких квантов.
«Огласите весь список, пожалуйста.»
TLDR:
- Все долгосрочные задачи должны быть разбиты на проекты (или как минимум включать один проект);
- Проект всегда имеет SMART цель;
- Проект включает как минимум одну краткосрочную задачу, которая расписана настолько понятно, что ее можно взять и не задумываясь начать выполнять;
- Краткосрочная задача должна быть выполнима в один квант времени максимум;
- Если во время кванта появляется любой внешний раздражитель, он должен быть описан в виде задачи и отправлен во входящие;
Во время кванта Вы должны РАБОТАТЬ! А значит Все Ваши проекты должны быть с четкими задачами и их приоритетами. Не должно быть два проекта с приоритетом №1. Однако, если текущая задача в проекте №1 на паузе, тогда Вы переключаетесь на проект №2, но не иначе.
Задача не должна подразумевать додумывание! Например, «Ответить Васи Пупкину» может быть очень плохой задачей, если “ответ” требует много работы. Если есть хоть малейшая вероятность, что задача может затянуться — сделайте её проектом с одной задачей для начала: «Перечитать запрос от Васи и выписать вопросы, на которые мне нужно дать ответы в документе”, ”На основании документа создать дальнейшие задачи”.
После выполнения этих задач проект может разрастись новыми задачами, например: „Узнать о том, когда допилят модуль М”, “Отписать по результатам модуля М”, „Узнать о том, кто в данный момент можем помочь Васе и дать ему контакты“…
Думать необходимо лишь в момент принятия решения по проектам и задачам. В момент кванта, если Вы себя загнали в угол, то Вы расходуете квант времени на принятие решения вместо продуктивной работы. Это результат плохого планирования! Планируйте эффективнее=) Для всего этого рекомендую использовать OmniFocus2 или Things.
Представьте, что у Вас амнезия и, как только Вы переключаете контекст, тут же забываете, что происходило на текущем проекте (с текущей задачей). Именно так и необходимо работать над любой задачей. Вспоминается прекрасный фильм Momento, если кто не видел, рекомендую посмотреть.
В начале каждого дня проводите обзор предстоящего дня; ставьте задачи на день, которые должны быть выполнены. Если так получилось, что на входе больше задач, чем квантов — перебрасывайте задачи на другие дни. Переработку можно допускать только в редких случаях, иначе падает продуктивность в рамках каждого кванта (работа замедляется).
В конце каждого дня проводите анализ прошедшего дня. Ответьте на вопросы: что выполнено, а что нет. Если нужно оповестить кого-то о том, что задача не выполнена, — сделайте это.
Если рассматривать время с точки зрения его инвестирования, то у вас есть личное время определённого качества. Это качество может быть подходящим для монотонной работы или для активной умственной деятельности. Задача «todo» листов собирать для Вас разнотипные задачи, в которые вы могли бы инвестировать своё время. Например, вы хотите сейчас делать монотонную задачу и в «todo» листе должна быть задача, которая подходит вам под этот тип времени. Решите её прямо сейчас и в результате задача продвинет проект на 20% вперёд. Если этого проекта нет, то у Вас может возникнуть ощущение, что вы время впустую прожигаете.
Послесловие
Таким образом я управляю своим временем и его качеством. Для каждого человека элементы схемы могут отличатся, но общая суть останется такой же. И это лишь вершина айсберга, но самая необходимая. Важно еще то, как Вы расставляете приоритеты задачам и то, какие задачи попадают в список, а какие удаляются навсегда. Именно это отличает тех, кто доводит критические проекты до конца и тех, кто не заканчивает свои проекты; на тех, кто постоянно растет над собой и изучает что-то новое и тех, кто остается в трясине однотипных задач. Поговорим об этом уже в другой раз, так как это рассказ о самоорганизации на другом уровне.
Автор: b0noII