Рубрика «Бизнес-персона» рассказывает читателям «Мегамозга» о том, какие истории и факты окружают наиболее ярких IT-предпринимателей со всего мира, стоимость компаний под управлением которых превышает любые разумные пределы. Мы не будем ограничиваться только «новой волной» бизнесменов и расскажем в том числе и о тех, кого принято называть «старой школой».
Сегодня крупным планом – жизнь и история Мариссы Майер, генерального директора компании Yahoo! До этого она долгое время занимала руководящие должности в компании Google.
Марисса Майер — самая молодая среди директоров компаний из престижного списка Fortune 500. Кроме того, в 2015 году она вошла в список 50 самых влиятельных женщин в мире по версии того же журнала Fortune.
Место рождения, семейное положение, образование
Майер родилась 30 мая 1975 года в городе Boco, в штате Висконсин, в семье учительницы рисования финского происхождения Маргарет Майер и инженера Майкла Майера. Окончив в 1993 году среднюю школу, Майер была избрана губернатором Висконсина Томми Томпсоном в качестве одного из двух делегатов от штата в Национальный молодёжный научный лагерь в Западной Вирджинии.
Марисса Майер — трудоголик, и всегда им была, вспоминают одноклассники и одногруппники нынешнего генерального директора Yahoo. В интервью журналу Vogue Майер рассказала, что каждый день после школы она занималась в кружках: балет, фигурное катание, плавание или дебаты.
После окончания старшей школы, Майер подала заявления в 10 крупнейших университетов, в том числе Стэнфорд, Йель и Гарвард. Во все 10 её приняли. Тогда она проранжировала учебные заведения по ряду критериев (включая, например, такой, как средний балл принятых абитуриентов). Вперед вышел Стэнфорд, и Марисса Майер решила учиться там на уникальной для вуза специальности — «символьных системах». Программа включала изучение философии, когнитивной психологии, лингвистики и программирования.
Изначально Майер планировала получить в Стэнфорде степень по химии или биологии и стать в дальнейшем нейрохирургом, но, внимательно изучив программы специальностей, она обнаружила, что будет изучать то же самое, что и студенты «средних» вузов — и решила выбрать профиль поинтереснее.
Майер с отличием окончила Стэнфордский университет со степенью бакалавра по символьным системам и степенью магистра по информатике со специализацией в области искусственного интеллекта.
В 2009 году Иллинойсский технологический институт присвоил Майер почётную степень доктора в знак признания её работы в области поиска.
12 декабря 2009 года Майер вышла замуж за инвестора в сфере недвижимости Захари Бога (Zachary Bogue). 16 июля 2012 года стало известно, что супруги ожидают появления своего первенца-сына 7 октября того же года. Их сын, Макаллистер Бог, родился 30 сентября 2012 года.
Опыт работы
Список мест, в которых работала Майер включает всего четыре компании – UBS (Ubilab) в Цюрихе (Швейцария) и в SRI International в Менло-Парке (штат Калифорния), Google и Yahoo! (работает там по сей день).
Но два последних места работы говорят о многом. Особенно, если познакомиться с этим периодом жизни Майер детально.
Работа в Google
Майер пришла в Google в 1999 году, став первой женщиной-инженером компании.
Однако успехи Майер в Google на позиции разработчика оказались не слишком впечатляющими. Она больше месяца возилась с системой, которую нанятый ей в пару Джефф Дин построил гораздо быстрее. Тогда Марисса поняла, что больше не хочет программировать — но и уходить из Google тоже не желает. Она стала искать своё призвание, осваивая работу во всех департаментах проекта. Майер поработала в отделе маркетинга, в PR-службе, помогала настраивать сервера, писала речи для руководства, проводила служебные совещания.
На протяжении 13 лет работы в Google она была инженером, дизайнером, менеджером по продукции и руководителем.
Майер организовала в Google программу обучения для молодых менеджеров. Туда набирали перспективных студентов с технических специальностей — и Марисса обучала их навыкам менеджмента и руководства различными проектами. Одновременно она продолжала читать лекции в Стэнфорде.
Трудоголизм Мариссы «прогрессировал» — по её собственным словам, она могла работать по 100 часов в неделю, выделяя на сон лишь по четыре часа в сутки.
В итоге Майер заняла позицию вице-президента по продуктам поиска и пользовательским интерфейсам Google. В теории, она должна была отвечать за то, как выглядят все продукты компании для пользователя, последней утверждать их внешний вид.
41 оттенок синего
На практике, Майер, по словам её бывших сотрудников, занималась «битвами за пиксели». Она самостоятельно протестировала 41 оттенок синего, чтобы понять, какой из них будет лучше всего смотреться на главной странице. Майер не доверили разработку интерфейсов — этим занимались другие команды, но она ревностно выполняла свои обязанности по утверждению внешнего вида всех продуктов.
Редакция Vanity Fair побеседовала с несколькими бывшими сотрудниками Майер. Один из них заметил: «Всё, что делала Марисса — меняла пиксели местами. С годами она становилась всё более и более авторитарной. Могла отвергнуть макет только потому, что ей не понравился цвет — или у неё просто не было настроения. Недовольство в команде росло со страшной силой».
Другой бывший коллега Майер пояснил — Марисса всегда считала, что она права, даже если это было не так. Она стала настоящей помехой для сотрудников. Так как именно через Майер должны были согласовываться любые детали интерфейса, работникам приходилось стоять часы в очереди к двери её кабинета. С каждым она подолгу беседовала — от этого очередь только росла.
Своей педантичностью, трудоголизмом и желанием за всем проследить Майер, вероятно, нажила себе в Google не одного врага. Как отмечает бывший подчиненный Майер, ярче всего это демонстрирует тот факт, что после перехода Мариссы в Yahoo за ней не последовал ни один инженер.
Работа в Yahoo!
В 2012 году совет директоров Yahoo предложил Мариссе Майер должность генерального директора находящейся на тот момент в кризисе компании. Было и еще несколько кандидатов. Топ-менеджер Google вызывала у совета директоров больше всего сомнений: их смущала её страсть к публичности, неопытность в вопросах ведения бюджета и сокращения сотрудников, и то, что до этого Майер работала в Google, где никого не заботило, сколько денег она потратила и как к ней относятся рекламодатели.
Еще одной проблемой для Мариссы стало то, что, когда она получила предложение, топ-менеджер уже была беременна — если бы об этом узнал совет директоров Yahoo, то ей было бы очень сложно убедить его членов, что она все-таки годится на должность генерального директора.
Марисса провела блестящую презентацию. Она представила руководству компании продуманный до мелочей план по выводу Yahoo из кризиса, который затрагивал все аспекты деятельности корпорации.
По словам одного из бывших членов совета директоров, присутствующие были приятно шокированы. Она заверила руководство, что окружит себя сильными людьми, которые помогут ей преодолеть свои слабые стороны. Лишь в июне, уже заняв руководящую позицию, она призналась совету директоров, что находится в положении — но это не показалось большой проблемой.
Добрый / злой руководитель
Первым делом Марисса Майер занялась преобразованием корпоративной культуры компании. Она ввела бесплатное питание и запретила сотрудникам работать удаленно. Подарила каждому сотруднику фитнес-браслеты Jawbone Up и выдала всем работникам по смартфону на iOS или Android. Уровень удовлетворенности сотрудников Yahoo достиг самой высокой отметки за всё время существования компании — по данным исследовательского агентства Glassdoor, по шкале от одного до пяти после прихода Майер оценка закрепилась на уровне 3,7.
Уровень доверия работников Yahoo к новому генеральному директору через год после её прихода составлял 84%.
Майер на своем примере показала сотрудникам, как нужно относиться к работе — родив ребенка, уже через две недели она вышла из декретного отпуска. В офисе оборудовали детскую, а для заботы за малышом Майер наняла няню.
Однако в Yahoo Марисса не изменила своим «вредным» привычкам. По словам одного из дизайнеров, уволившегося из компании, однажды Майер продолжительное время спорила с ним о том, какой ширины должна быть рамка на странице — и «довела» его тем, что попросила обосновать, что лучше для интерфейса — три или пять пикселей.
Она по-прежнему заставляла людей ждать. Марисса вечно опаздывает на встречи с топ-менеджерами (примечательно, что на встречах с обычными сотрудниками она себе такого не позволяет). В 2012 году Майер запланировала встречу с руководством компании, на которой собеседники намеревались обсудить бюджет Yahoo на следующий год, — и проспала её на три часа. Многие успели уйти, прежде чем она наконец появилась. Такие ситуации повторялись и далее.
Вывод Yahoo! из кризиса. Попытка номер 1
Марисса провела редизайн большинства сервисов Yahoo, обновила домашнюю страницу, портал новостей и игру Fantasy Football.
Заняв должность генерального директора Yahoo, Марисса Майер начала скупать стартапы и их команды. За два с половиной года работы Майер приобрела около сорока молодых компаний. Некоторые из них интегрировались с командой Yahoo, некоторые — остались самостоятельными (например, Tumblr). Сама Майер утверждает, что приобретает стартапы для того, чтобы омолодить аудиторию продуктов компании и влить свежую кровь в команду Yahoo.
Майер не собиралась останавливаться — об этом она заявила на своем выступлении в ответ на публичную критику от одного из инвесторов. Она отметила, что купит столько стартапов, сколько сочтет нужным, а инвесторам следует обратить внимание на то, сколько прибыли она возвратила им за два года и насколько поднялся курс акций за время её пребывания на посту генерального директора.
За первый год работы Майер в компании стоимость акций Yahoo выросла на 71%. 15 июня 2012 года, за день до назначения Майер, цена одной акции составляла $15,36. 14 июня 2013 года — $26,28. В феврале 2015 года акция Yahoo стоила $42,57 — это в 2,77 раз больше, чем в день, когда Майер заняла должность генерального директора.
Аналитики, правда, не были уверены, что рост доходов Yahoo — всецело заслуга Мариссы Майер. Большую роль сыграли выход на IPO китайского гиганта Alibaba, держателем акций которого является Yahoo, и рост отделения Yahoo Japan, в котором у Yahoo тоже есть доля.
Инвесторы настолько недовольны деятельностью Майер, что как минимум двое из них предлагали генеральному директору AOL задуматься о выкупе Yahoo и просили его возглавить объединенную корпорацию.
10 декабря 2015 года, на фоне разгоревшихся споров о нелегкой судьбе Yahoo!, стало известно о рождении у Майерс дочерей-близняшек — Мариэлл и Силваны.
Вывод Yahoo! из кризиса. Попытка номер 2
Стратегия по продвижению мобильной рекламы, видео и рекламы в соцсетях, которую Майерс представила в 2014 году, не смогла увеличить выручку компании. Рекламная выручка в поисковой системе продолжила снижение.
Эксперты отрасли даже высказывали мнение, что Майер давно сдалась — и ждёт удобного случая для того, чтобы покинуть компанию. Чтобы выжить, Yahoo! должен стать сервисом для видео-стриминга, Майер необходимо снять с поста, полагает инвестор Эрик Джексон.
За несколько месяцев после начала 2015 года компанию покинули десятки топ-менеджеров. Чтобы остановить массовый уход сотрудников, в августе Майер собрала большое совещание и попросила топ-менеджеров подписать соглашение, согласно которому они должны проработать в компании еще как минимум три года, рассказали The Wall Street Journal два участника встречи. По их словам, некоторые топ-менеджеры открыто отказались подписать такой документ.
Если сразу после прихода Мариссы Майер в Yahoo многие инвесторы и аналитики прогнозировали рост прибыли и положительные перемены, то теперь их отношение изменилось. Некоторые из инвесторов напрямую обвиняют Мариссу Майер в «прожигании» более чем $3 млрд за последнее время. Глава Yahoo неоднократно тратила необоснованно большие деньги на неочевидные вещи — например, на корпоратив сотрудников за $7 млн. В итоге за 3,5 года под руководством Мариссы прибыль компании значительно снизилась при повышении расходов.
Закрытие офисов и сокращение персонала — это один из четырех пунктов новой стратегии развития Yahoo. В рамках новой стратегии Yahoo сконцентрируется на взаимодействии с пользователями. Компания частично избавится от интернет-активов — в результате останется поиск, электронная почта и Tumblr.
По подсчетам Yahoo, эти меры помогут снизить операционные расходы на $400 миллионов в год.
«Третейский» комитет
Совет директоров компании нанял консультантов для изучения потенциальных сегментов развития компании. В качестве независимых финансовых консультантов были привлечены Goldman Sachs, J.P. Morgan и PJT Partners, а советником по правовым вопросам выбрали компанию Cravath, Swaine & Moore.
За четвёртый квартал 2015 года Yahoo отчиталась об убытке в $4,43 млрд, который стал рекордным за всю историю компании. Основной причиной таких убытков стало списание множества активов, среди которых Tumblr, поглощённый за $1 млрд в 2013 году. Помимо этого, выручка компании уменьшилась с $1,27 млрд до $1,25 млрд в годовом исчислении.
Назначенный комитет может оценить все эти показатели и назвать оптимальный вариант для компании и её акционеров. После публикации заявления о формировании отдельного комитета для оценки перспектив компании акции Yahoo подорожали на 2,26% до $30,09. Также аналитики считают, что Yahoo склоняется к продаже своего бизнеса, а не к реструктуризации, что и повлияло на повышение стоимости акций.
Примечательно, что Марисса Майер вернулась к обсуждению продажи бизнеса на фоне слухов относительно возможной смены главы Yahoo, поэтому за ним может стоять простая попытка остаться во главе компании, несмотря на предыдущие неудачные решения и недовольство инвесторов.
10 марта в интервью PBS Майер заявила, что по-прежнему верит, что сможет привести компанию к «величию». В беседе интервьюер неоднократно намекал Майер на слухи о ее возможном уходе. Гендиректор Yahoo! неоднократно отвечала на это, что хотела бы возглавлять Yahoo! и дальше. Акцент на сослагательном наклонении позволяет сделать вывод, что ее уверенность в своих перспективах на посту гендиректора компании уже не так сильна.
Автор: semen_grinshtein