Почти все знакомы с таким новым инструментом организации жизни компании как корпоративная социальная сеть или корпоративные порталы. Сама идея нова и хороша, только вот компаний, где внедрение корпоративных социальных сетей оказалось удачным и приносит бизнес-выгоду компании очень мало. Каковы же ситуации, в которые попадают передовые российские компании, решившие внедрить у себя корпоративную социальную сеть или корпоративные порталы?
В настоящее время уже большое количество людей слышало о том, что такое корпоративные социальные сети, а многие даже уже попробовали. Почти от каждого можно услышать, что идея нова и хороша, только вот маловато компаний, где внедрение корпоративных социальных сетей оказалось удачным и приносит реальную пользу компании. По пальцам рук можно пересчитать проекты в России, где внедрение признано успешным по количеству активно участвующих в жизни сети сотрудников и полученной бизнес выгоде.
Каковы же ситуации, в которые попадают передовые российские компании, решившие внедрить у себя корпоративную социальную сеть или более функциональный продукт – корпоративные социальные порталы:
- «Пустыня». Почему-то в сети никто не живет. Вроде бы активно начинался проект и польза была очевидна, только вот быстро сотрудники забыли о ее существовании. Здесь всегда очень «радует» удивление некоторых сотрудников компаний, когда общаешься с ними на нашем ознакомительном семинаре о внедрении социальных сетей. Они находятся в полном восторге от идеи, а когда спрашиваешь о том, как ваша корпоративная социальная сеть поживает (предварительно прочитав пресс-релизы о том, как здорово она была внедрена), видишь на лицах полное изумление – а что, у нас есть корпоративная социальная сеть?!
- Корпоративная соц.сеть превращается в «флудильню», «facebook», где процент вовлеченности зашкаливает, и сотрудники, которым предварительно отключили «одноклассники» на работе, наконец-то нашли возможность делать все тоже самое легально. Вспоминается пример, когда после долгого обучения и индивидуальных консультаций вместо развития группы своего отдела, выкладывания полезных материалов, новостей о новых приходах товаров, пользователь идет в группу «внерабочих» активностей и начинает активно там применять все вложенные в него знания о том, как все-таки пользоваться корпоративной социальной сетью.
- «Театр одного актера». Бывает так, что корпоративная социальная сеть становится местом для Избранных, причем по разным причинам. Либо сотрудники, которые таки начали пользоваться сетью, воспринимаются коллективом как «отщепенцы», и в кулуарах им даются разные прозвища: мистер и миcсис корпоративная социальная сеть. Либо ответственные за развитие корпоративной социальной сети сотрудники остаются там в одиночестве и в большом объеме генерируют контент, чтобы показать, насколько их работа эффективна, а остальные в лучшем случае этот контент читают. Часто такими сотрудниками бывают внутренние коммуникаторы или HR специалисты, обеспокоенные уровнем вовлеченности сотрудников в жизнь компании. Хотя бывает и так, что корпоративная социальная сеть становится местом монолога руководителя, призывающего своих сотрудников начать меняться и работать по-новому, а они в свою очередь молчаливо внемлют гласу руководства.
- «Медовая пасека». Наконец в некоторых компаниях, корпоративные социальные сети выполняют свою первоочередную функцию и приносят бизнес-выгоду компании. Это происходит за счет того, что сотрудники активно делятся информацией о рынке, наилучших методах работы, ищут новые идеи и реализуют их в командной работе. Это приводит к тому, что корпоративная социальная сеть становится местом накопления знаний, ускоряет командную работу, способствует высокой вовлеченности (за счет обмена мнениями и сбора новых идей), также улучшает обслуживание клиентов и качество работы с партнерами.
Давайте попробуем изобразить эти варианты на диаграмме:
Итак, теперь самое интересное. А в каком из квадратов находится ваша корпоративная социальная сеть? Для того, чтобы разобраться в этом, ответьте на несколько вопросов:
- Какой процент активных пользователей (тех, кто заходил в сеть хотя бы раз в месяц) в вашей сети?
- Сколько человек генерируют основной контент?
- Приносит ли корпоративная социальная сеть вам какую-то выгоду?
- Помогает ли корпоративная социальная сеть решать задачи организации? Стала ли она работать лучше после внедрения сети?
После того, как вы честно ответите на эти вопросы, я думаю, не составит труда определить в каком же квадранте находится ваша корпоративная социальная сеть.
А что делать с этим знанием дальше мы поговорим в следующей статье.
p.s. Кстати, друзья, коллеги из Вышки, а знаете ли вы, что в Высшей Школе Экономики есть своя корпоративная социальная сеть (и это не форум и не email рассылка по интересам)? Признаться, я о ней узнала только на очередной конференции посвященной корпоративным социальным сетям, где рассказывалось сколько пользы она приносит сотрудникам. Так что делайте выводы…
Екатерина Бузулукова Facebook | LinkedIn
Автор: Супереон